САДОК СУДЕЙ II (1913)
В апреле 1910 г. в петербургском издательстве Матюшина "Журавль" тиражом в 300 экз. [1]
на обойной бумаге вышел в свет альманах "Садок судей", фактически
определивший создание группы будетлян "Гилея". В чиле авторов
альманаха - Давид и Николай Бурлюки, Каменский, Хлебников, Гуро,
Ек.Низен (Екатерина Гуро), С.Мясоедов, А.Гей. Иллюстрации выполнили Давид
и Владимир Бурлюки.
В феврале 1913 г. в том же издательстве выходит "Садок судей II",
с участием Гуро, Д.
Бурлюка, Хлебникова, Маяковского, Крученых,
Лившица, Ек. Низен, рисунками Гуро, Гончаровой, Ларионова,
Д. и В. Бурлюков. Ниже приводится текст неозаглавленного манифеста, открывавшего
сборник:
* * *
Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в первом "Садке
судей" и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и
К°, футуристов, - мы, тем не менее, считаем этот путь нами пройденным
и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся
некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже
новых открывающихся перед нами заданиях.
Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем
порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим
правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали
синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической
характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали
главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами
и числами:
a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого
ожидания;
b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;
c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "самописьма".
6. Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы - выдвинута
впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления),
согласные - краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер - живого
разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках - всякое движение
рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма - (Давид Бурлюк); средняя, обратная рифма (В. Маяковский)
разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта - его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной
ничтожности - воспеты нами.
13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые
люди новой жизни.
1913
Давид БУРЛЮК, Елена ГУРО, Николай БУРЛЮК, Владимир МАЯКОВСКИЙ, Екатерина НИЗЕН, Виктор
ХЛЕБНИКОВ, Венедикт ЛИВШИЦ, А.
КРУЧЕНЫХ.
[1]- По другим источникам было отпечатано 480 экз., но
поскольку счет за работу не был оплачен, весь тираж "Садка судей",
кроме полученных Каменским 20 экз., остался на складе, а потом и вовсе
пропал, так что издание стало библиографической редкостью.
|
|
|