ЛАРИОНОВ, МИХАИЛ (22.05(04.06).1881 - 10.05.1964)
Ларионов, Михаил Федорович - русский художник, живописец, сценограф, график,
теоретик нового искусства, основоположник "Лучизма" и "Всечества", организатор
художественных групп "Бубновый валет" и "Ослиный хвост".
Родился в 1881 году в Тирасполе, сын военного фельдшера, окончил реальное
училище Воскресенского в Москве. В 1898-1908 учится в МУЖВЗ у В. Серова,
К. Коровина и И. Левитана. В 1900 в училище знакомится с Натальей
Гончаровой, позднее ставшей его женой. В 1901 был исключен из
училища сроком на один год (всего исключался три раза) по причине несогласия
с системой обучения. С начала 1900-х годов работает в манере импрессионизма
и постимпрессионизма. В 1906 году посещает Париж в качестве участника
Осеннего салона. В 1907 году вступает в Общество Свободной Эстетики ,
знакомится с Давидом
Бурлюком. Активно участвует в выставочной деятельности ("Голубая
роза", "Венок", "Звено" и другие). В 1908-1909 служиn в армии (Солдатская
серия).
С 1910 года начинается самый активный этап в творчестве художника, он
организует художественную группу "Бубновый валет", но вскоре по идейным
соображениям Ларионов был вынужден покинуть объединение. В 1911 совместно
с Натальей Гончаровой он организует группу "Ослиный хвост", в 1912 проводят
одноименную выставку. В 1913 на выставке "Мишень" Ларионов показывает
свои первые лучистские картины, накануне открытия выставки он органзует
диспут "Восток, национальность и Запад", на котором читает доклад "Лучизм".
В том же году был издан манифест "Лучисты и будущники", фактически являющийся
ларионовской интерпретацией футуризма. Манифест был подписан десятью художниками,
в том числе и Гончаровой. Авторы манифеста предлагают отвернуться от западноевропейского
опыта в искусстве и обратиться к своим корням, к древнерусскому искусству
и искусству евразийских народов. В июне 1913 года выходит первая монография
о Ларионове и Гончаровой, написанная Эли Эганбюри (псевдоним их друга
и коллеги Ильи Зданевича). В 1913-1914 году совместно с Ильей Зданевичем
издает ряд манифестов ("Почему мы раскрашиваемся", "Да-манифест"), в которых
впервые проявилась дадаистская тематика.
Начиная с 1912 года Ларионов
и Гончарова начинают работать с футуристической книгой. Ларионов оформляет
книги Хлебникова и Крученых ("Мирсконца", "Старинная любовь", "Помада" и др.). В 1913 Гончарова и
Ларионов участвуют в съемках фильма "Драма в кабаре № 13" (премьера 26
января 1914). В 1914 Ларионов, как и многие другие русские футуристы,
выступает с резким заявлением по поводу приезда в Россию лидера итальянских
футуристов Филиппо Томазо Маринетти.
С началом первой мировой войны призван
в действующую армию, в 1915 году в связи с перенесенной контузией демобилизуется,
затем принимает приглашение Дягилева работать в его театральной антрепризе
и уезжает в Швейцарию, где и работает до 1917 года. В 1917 с Натальей
Гончаровой окончательно переезжает в Париж. С 1919 до 1930 года в основном
работает как сценограф, в живописи вернулся к предметности. В 1920-е годы
стал вице-президентом Союза русских художников Франции. Со второй половины
30-х годов интерес к его творчеству стал сокращаться. Только в 1950 годах
после выставок, организованных Дягилевым, и ретроспективных экспозиций,
посвященных русскому авангарду, его искусство вновь получило признание.
Умер в Париже в 1964 году, похоронен в Иври.
Выставки:
Конкурсная выставка учеников МУЖВЗ. Москва, 1898-1899, 1901
Выставка внеклассных работ в МУЖВЗ. Москва, 1903
27-ая Выставка картин учеников МУЖВЗ. Москва, 1904
Выставка графики в помещении Литературно-художественного кружка. Москва,
1906
13-ая Выставка МТХ. Москва, 1906
25-ая Выставка московского Общества ЛюбителейХудожеств. Москва, 1906
Русская экспозиция. Парижский осенний салон. Париж, 1906
Russishe Kunstausstellung. Berlin, Kunsthandlung Eduard Schulte, 1906
Мир искусства. Санкт-Петербург, 1906, 1912; Москва, 1911-1913; Киев, 1913
Союз русских художников Санкт-Петербург, 1906-1907
14-ая Выставка МТХ. Москва, 1907
Первая выставка картин Независимых. Москва, 1907
7 Exposition, Biennale de Venise. Venise, 1907
Стефанос. Москва, 1907/1908
Венок. Санкт-Петербург, 1908
Выставка картин Салона Золотого руна. Москва, 1908
Звено. Киев, 1908
Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908
Вторая выставка картин Золотое руно. Москва, 1909
Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910
Третья выставка картин Золотое руно. Москва, 1909/1910
Бубновый валет. Москва, 1910
Союз молодежи. Санкт-Петербург, Рига, 1910; Санкт-Петербург, 1911/1912
Московский салон. Москва, 1911
Однодневная персональная выставка в обществе Свободной эстетики. Москва,
1911
Ослиный хвост. Москва, 1912
Вторая постимпрессионистическая выставка. Лондон, 1912
Современная живопись. Екатеринбург, 1912
Синий всадник (Der Blaue Reiter). Мюнхен, 1912
Мишень. Москва, 1913
Первый немецкий осенний салон. Берлин, 1913
№4. Выставка картин. Футуристы, лучисты, примитив. Москва, 1914
Выставка живописи. 1915 год. Москва, 1915
Выставка картин московских футуристов. Тифлис, 1918
Выставка поступлений в Третьяковскую галерею за 1918 год. Москва, 1919
Первая Государственная выставка искусства и науки. Казань, 1920
12 Международная выставка искусства. Венеция, 1920
Выставка М. Ларионова и Н. Гончаровой. Нью-Йорк, 1922
Крестьянин в русской живописи. Москва, 1924
Выставка произведений художников группы Бубновый валет. Москва, 1927
Выставка новых течений в искусстве. Ленинград, 1927
Кубизм и абстрактное искусство. Нью-Йорк, 1936
Выставка лучистских работ Ларионова и Гончаровой. Париж, 1948
Первые мастера абстрактного искусства. Париж, 1949
Воскрешение героической эпохи. Париж, 1955
Первое поколение абстрактного искусства. Брюссель, 1958
Вклад русских в современное искусство. Франкфурт-на-Майне, 1959
Истоки искусства 20 века. Париж, 1960
Русские художники парижской школы. Париж, 1961
Ретроспективная выставка М. Ларионова и Н. Гончаровой. Лондон, 1961; Париж
1963
(перечень выставок после 1914 года дан не в полном объеме)
Книги, оформленные М. Ларионовым:
А.Е. Крученых, В.В. Хлебников. Старинная любовь. М., 1912
А.Е. Крученых. Игра в аду. М., 1912
А.Е. Крученых, В. В. Хлебников. Мирсконца. М., 1912
А.Е. Крученых. Помада. М., 1913
А.Е. Крученых. Полуживой. М, 1913.
А.Е. Крученых. Пустынники. М, 1913.
С.П. Бобров. Вертоградари над лозами. М.,1913
К.А. Большаков. Le future. М.,1913
К.А. Большаков. Сердце в перчатках. М.,1913
Футуристический сборник. "Садок судей 2". Санкт-Петербург, 1913
Н.С. Гумилев. Сборник стихов. 1917.
А.А. Блок. Двенадцать. Париж, 1920
В.Я. Парнах. сборник стихов. Самум. Словодвиг. Набережная. Париж, 1919-1921
В.В. Маяковский. Солнце. (иллюстрации Ларионова 1922)
Е.И. Замятин. Приключение дьяка Индикоплова. Париж, 1932
Оформление спектаклей:
Футуристическая пьеса. Пляска улиц. (пьеса К.А. Большакова, музыка А.
Архангельского). Москва, 1913
Полуночное светило. (музыка Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер - Л.Ф.
Мясин). Женева, 1915
Кикимора. (музыка А. К. Лядова, балетмейстер - Л.Ф. Мясин). Сан-Себастьян,
1916
Русские сказки. (музыка А. К. Лядова, балетмейстер - Л.Ф. Мясин). Париж,
1917
Шут. (музыка С.С. Прокофьева, балетмейстер - М. Ф. Ларионов и Т. Славинский)
Париж, 1921
Байка про лису, петуха, кота да барана. (И. Ф. Стравинский, балетмейстер
- Б.Ф. Нижинская). Париж, 1922
Классическая симфония. (музык Прокофьева, балетмейстер - Славинская) Париж,
1931
На Днепре (музыка Прокофьев, балетмейстер - С. Лифарь) Париж, 1932
(список театральных работ представлен не в полном объеме) |
|
Михаил Ларионов
М. Ларионов. Волы на отдыхе. 1906
М. Ларионов. Солдат (курящий). 1910-11
М. Ларионов. Цирковая танцовщица. 1911
М. Ларионов. Лето. 1912
М. Ларионов. Венера. 1912
М. Ларионов. Лучизм. 1912
М. Ларионов. Обложка книги А. Крученых "Помада". 1913
|