info

КРУЧЁНЫХ, АЛЕКСЕЙ (21.02.1886 - 17.06.1968)

Кручёных, Алексей (иногда подписывался как Александр) Елисеевич - русский поэт, литератор, теоретик, основоположник концепции "заумной речи".

Родился 21 февраля 1886 г. в деревне Олевка Херсонской губернии в крестьянской семье, по окончании Одесского художественного училища (1906) работал преподавателем в гимназии, в 1907 году переехал в Москву, начал печатать свои стихи в литературно-художественных изданиях.

Сближение Кручёных с будетлянами относится к 1912 году, хотя его знакомство с Давидом Бурлюком произошло раньше. Он практически перестает заниматься живописью и целиком посвящает себя литературной деятельности. Инициирует издание первых литографических книг футуристов, основывает издательство "ЕУЫ", где в 1912 году выходит его первая книга "Старинная любовь" и совместные с Хлебниковым "Игра в аду" и "Мирсконца". Вместе с Д. Бурлюком, В. Маяковским и В. Хлебниковым подписывает первый манифест русского футуризма "Пощечина общественному вкусу". В 1913 году в декларации "Слово как таковое" (совм. с В. Хлебниковым) вводит понятие "заумного языка", публикует заумные книги - "Помада", "Взорваль", "Тэ ли лэ" (совм. с В. Хлебниковым), пишет текст к опере М. Матюшина "Победа над солнцем", поставленной в театре "Луна-парк" (Петербург) в декабре 1913 с декорациями и костюмами К. Малевича.

В 1916 году Кручёных переезжает в Тифлис (Тбилиси), в 1917 году основывает там группу "Синдикат футуристов", позднее в группу "41°", активно работает над изданием футуристических книг, как правило, малотиражных, выполненных в уникальной смешанной технике печатной и ручной графики.

В 1920 году Кручёных переезжает в Баку, пишет "Декларацию заумного языка", осенью 1921 возвращается в Москву, сотрудничает с футуристическим издательством "МАФ", где издает ряд своих книг. Пишет теоретические работы "Сдвигология русского стиха" (1922), "Фактура слова" (1923). С 1930 года в изменившихся культурных условиях страны практически не печатается, в кон. 1950-х напутствует поэтов "лианозовской школы" И. Холина и Г. Сапгира. Умер в Москве в 1968 году.

Прижизненные издания:

Игра в аду (в соавторстве с В. Хлебниковым). М, 1912.
Старинная любовь. М, 1912.
Мирсконца (в соавторстве с В. Хлебниковым). М, 1912.
Полуживой. М, 1913.
Пустынники. М, 1913.
Помада. М, 1913.
Слово как таковое (в соавторстве с В. Хлебниковым). М, 1913.
Бух лесиный (в соавторстве с В. Хлебниковым). П, 1913.
Декларация слова как такового. П, 1913.
Возропщем. П, 1913.
Взорваль. П, 1913, 1914.
Поросята (в соавторстве с Зиной В.). П, 1913, 1914.
Стихи Маяковского. П, 1913.
Чорт и речетворцы. П, 1913, 1914.
Победа над Солнцем. П, 1913. (Пролог написан Хлебниковым).
Утиное гнездышко дурных слов. П, 1914. Два издания.
Тэ ли лэ (в соавторстве с В. Хлебниковым). П, 1914.
Собственные рассказы и рисунки детей. П, 1914.
Заумная гнига (в соавторстве с Алягровым). М, 1915.
Тайные пороки академиков (в соавторстве с К. Малевичем и И. Клюном). М, 1916. Переиздано с изменениями: Апокалипсис в русской литературе (М, 1923) и Против попов и отшельников (М, 1925).
Вселенская война. П, 1916.
Учитесь худоги. Тифлис, 1917.
Лакированное трико. Тифлис, 1919.
Меланхолия в капоте. Тифлис, 1919.
Миллиорк. Тифлис, 1919.
Предисловие к книге А. Чачикова Крепкий гром. М, 1919.
Замауль. Баку, 1921. Четыре выпуска.
Мятеж. Баку, 1921. Девять выпусков.
Декларация заумного языка. Баку, 1921.
Заумь. М, 1921.
Заумники (в соавторстве с Хлебниковым и Петниковым). М, 1922.
Голодняк. М, 1922.
Зудесник. М, 1922.
Фактура слова. М, 1923.
Сдвигология русского стиха. М, 1922, 1923.
Фонетика театра. М, 1923, 1925.
500 новых острот и каламбуров Пушкина. М, 1924.
Заумный язык у Сейфуллиной… М, 1925.
Язык Ленина. М, 1925.
Календарь. М, 1925.
Предисловие Б. Пастернака. Гибель Есенина. М, 1926.
Чорная тайна Есенина. М, 1926.
Четыре фонетических романа. М, 1927.
15 лет русского футуризма. М, 1928.
Говорящее кино. М, 1928.
Рубиниада. М, 1930.
Турнир поэтов. Т. 1-3. М, 1930 - 1934.

(список послереволюционных публикаций не полный)

Публикации и исследования:

Терентьев И.А. Крученых грандиозарь. Тифлис, 1919. (репринтное переиздание: Madrid: Ediciones del Hebreo Errante, 2011)
Стихи вокруг Крученых. Баку, 1921.
Бурлюк Д. Бука русской литературы. М, 1923. (2-е изд. Под названием Жив Крученых (М, 1925).
Крученых А. Избранное / Selected Works / Ed. and with an introd. by Vladimir Markov. Munchen: Wilgelm Fink, 1973.
Циглер Р. Поэтика А. Е. Кручёных поры «41°». Уровень звука // L`avanguardia a Tiflis / Studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti a cura di L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982.
Письма А. Е. Кручёных к И. М. Зданевичу / Предисл., публ. и примеч. М. Марцадури // Там же.
Харджиев Н. Живой Кручёных (вместо предисловия) // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под ред. М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина. Тренто: Департамент Истории Европейской Цивилизации Университет Тренто, 1990.
Сетницкая О. Встречи с Алексеем Кручёных (из дневниковых записей) // Там же.
Крученых А. Кукиш прошлякам. М.—Таллин: Гилея, 1992. (Репринтное издание. Вступительная статья Г. Н. Айги).
Сухопаров С. Алексей Кручёных: Судьба будетлянина / Ред. и предисл. В. Казака. Munchen: Otto Sagner, 1992.
Кручёныхиада / Предисл. С. Сигея. М.: Гилея, 1993.
Алексей Кручёных в свидетельствах современников / Сост., вступ. ст., подг. текста и комм. С. Сухопарова. Munchen: Otto Sagner, 1994.
Крученых А. Наш выход: К истории русского футуризма / сост. и вступ. ст. Р. В. Дуганова. М.: ЛХА RA, 1996.
Крученых А. Зудесник. М.: Журавль, 1997.
Горячева Т. В. История «Декларации слова как такового» по материалам переписки А. Кручёных // Терентьевский сборник. М., 1997.
Крученых А. Лакированное трико. (Репринт). СПб.: Хармсиздат, 1998.
Память теперь многое разворачивает: Из литературного наследия Кручёных / Сост., послесл., публ. текстов и комм. Н. Гурьяновой. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 1999.
Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Сост. и общ. ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 309—322.
Импости Габриэлла. Роль звукоподражания в поэтике итальянского и русского футуризма: Маринетти, Кручёных и Хлебников // Там же. С. 469—479.
Крученых А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера / Сост., подг. текста, вст. ст. и примеч. С. Р. Красицкого. СПб.: Академический проект, 2001.
Книги А. Е. Кручёных кавказского периода из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского: Каталог. М.: ГММ, 2001.
К истории русского футуризма: Воспоминания и документы. с приложением деклараций и статей А. Кручёных, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Вступ. ст., подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. М.: Гилея, 2006.
Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме. С приложением «Кручёныхиады» и др. материалов / Сост. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2006.
Russian Literature. LXV-I/II/III. Special issue. A.E. Krucenych. 1 january — 1 april 2009 (специальный выпуск журнала, посвященный А. Е. Кручёных, со статьями и публикациями Н. Гурьяновой, С. Сигея, В. Вестстейна, А. Крусанова, Е. Бобринской, И. Кукуя и др.).
«Мир затрещит, а голова моя уже изрядно…»: Письма А. А. Шемшурину и М. В. Матюшину. 1913—1921 / Предисл., подг. текста, примеч. и коммент. А. Крусанова. М.: Гилея, 2012.
Бобринская Е. А. Кручёных Алексей Елисеевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. М.: RA, 2013. Т. I. С. 453—455.

 


Алексей Крученых. Фотомонтаж. 1920-е гг.

 


М. Матюшин (слева), А. Крученых (лежит) и К. Малевич (справа). 1913

 


А. Крученых. Старинная любовь. М., 1912

 


М. Ларионов. Обложка книги А. Крученых "Полуживой". 1913

 


М. Ларионов. Обложка книги А. Крученых "Помада". 1913

 


А. Крученых. Заумная гнига. 1915

 


О. Розанова. Обложка книги А. Крученых "Война". 1916

 

©Futurism.ru