ГОНЧАРОВА, НАТАЛЬЯ (21.06. (04.07) 1881 - 07.10.1962)
Гончарова, Наталья Сергеевна - русская художница, живописец, график, сценограф,
одна из основателей обществ "Бубновый валет" и "Ослиный хвост".
Наталья Гончарова родилась в селе Нагаево Тульской губернии, происходит
из известного дворянского рода, ведущего начало с 18 века, приходится
родственницей жене А.С. Пушкина. Детство прошло в Тульской губернии и
в Москве. После окончания гимназии и кратковременной учебы на ВЖК, поступила
(1901) в МУЖВЗ на скульптурное отделение, там же познакомилась со своим
будущим мужем Михаилом Ларионовым. Училась у скульпторов С.М. Волнухина,
П.П. Трубецкого и живописца К.А. Коровина. В 1904 году Гончарова получила
серебряную медаль по классу скульптуры, однако, в дальнейшем оставляет
скульптуру и начинает заниматься живописью и пастелью. С начала 1900-х
годов работает в стилистике импрессионизма, позднее осваивает постимпрессионистический
опыт.
В 1907 году появляются первые примитивистские работы, в которых
она отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике. В 1910-1911-х
делает несколько живописных религиозных серий, занимается устройством "Бубнового валета", впервые выступает со страниц печати (Столичная молва,
№115, 5 апреля 1910). Используя кубистские принципы деконструкции формы,
примитивистские сюжеты и самобытный народный колорит, Гончарова создает
оригинальный художественный язык, отвечающий теоретическим устремлениям
"будущников".
В 1912 совместно с Ларионовым начинает активно пропагандировать
Лучизм, одна из авторов манифеста "Лучисты и будущники", организует выставку "Ослиный хвост", начинает работать над футуристическими
книгами, главным образом Крученых и Хлебникова. Совместно
с Ларионовым организует футуристические прогулки по Москве, пытается организовать
футуристический театр ФУТУ. В июне 1913 года выходит первая монография
о Ларионове и Гончаровой, написанная Эли Эганбюри (псевдоним их друга
и коллеги Ильи Зданевича). В том же году Зданевич и Ле-Дантю делают доклад о творчестве, в котором анализируют творчество Гончаровой
с позиции всёчества. В том же году Ларионов и Гончарова участвуют в съемках
футуристического фильма режиссера В. Касьянова "Драма в кабаре № 13".
В 1914 году Гончарова получает приглашение от Дягилева принять участие
в театральной антрепризе и отправляется вместе с Ларионовым сначала в
Швейцарию, а затем в Париж (окончательно обосновывается в Париже с 1918).
В 1920-х годах входит в дягилевскую труппу в качестве театрального художника.
Со второй половины 20-х и в 30-е годы, как и Ларионов, в основном работает
в театре. В живописи продолжает развивать старые темы, работает в разных
стилях, занимается станковой графикой. С тридцатых годов, несмотря на
работу Гончаровой в театре и постоянное участие в выставках, интерес к
ее творчеству постепенно падает. Только в пятидесятые годы к ее работам
начинают проявлять интерес коллекционеры и исследователи русского авангарда.
В 1960-х годах прошла целая серия мемориальных выставок художницы в музеях
Франции, США и СССР. Умерла в 1962 году, похоронена в Иври.
Выставки:
Выставка внеклассных работ в МУЖВЗ. Москва, 1903
27-ая Выставка картин учеников МУЖВЗ. Москва, 1904
Выставка графики в помещении Литературно-художественного кружка. Москва,
1906
13-ая Выставка МТХ. Москва, 1906
Русская экспозиция. Парижский осенний салон. Париж, 1906
4-ая выставка картин Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906
14-ая Выставка МТХ. Москва, 1907
Первая выставка картин Независимых. Москва, 1907
5-ая выставка картин Союза русских художников Санкт-Петербург, 1907
Стефанос. Москва, 1907/1908
Венок. Санкт-Петербург, 1908
Выставка картин Салона Золотого руна. Москва, 1908
Звено. Киев, 1908
Вторая выставка картин Золотое руно. Москва, 1909
6-ая выставка картин Союза русских художников Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига, 1909-1910
Третья выставка картин Золотое руно. Москва, 1909/1910
7-ая выставка картин Союза русских художников Санкт-Петербург, 1910
Первая выставка картин Общества художников Союз молодежи. Санкт-Петербург,
1910
Однодневная персональная выставка в обществе Свободной эстетики. Москва,
1910
Выставка общества Союз молодежи. Рига, 1910
Бубновый валет. Москва, 1910
Выставка картин художников общества Мир искусства. Санкт-Петербург, 1911
Выставка картин художников общества Мир искусства. Москва, 1911
Московский салон. Москва, 1911
2-ая выставка картин Общества художников Союз молодежи. Санкт-Петербург,
1911
Выставка Мир искусства. Москва, декабрь 1911
3-ая выставка картин Общества художников Союз молодежи. Санкт-Петербург,
1912
Выставка Мир искусства. Санкт-Петербург, 1912
Синий всадник (Der Blaue Reiter). Мюнхен, 1912; Хельсинки 1914
Ослиный хвост. Москва, 1912
4-ая выставка картин Общества художников Союз молодежи. Москва, 1912
Вторая постимпрессионистическая выставка. Лондон, 1912
Выставка Мир искусства. Москва, 1912
5-ая выставка картин Общества художников Союз молодежи. Санкт-Петербург,
1912
Выставка Мир искусства. Санкт-Петербург, 1913
Мишень. Москва, 1913
Первый немецкий осенний салон. Берлин, 1913
Персональная выставка Гончаровой. Москва, 1913
Выставка Гончаровой в бюро Добычиной. Санкт-Петербург, 1914
№4. Выставка картин. Футуристы, лучисты, примитив. Москва, 1914
Выставка в пользу пострадавших от войны в Бельгии. Москва, 1915
Выставка живописи. 1915 год. Москва, 1915
Выставка картин московских футуристов. Тифлис, 1918
Выставка поступлений в Третьяковскую галерею за 1918 год. Москва, 1919
Первая Государственная выставка искусства и науки. Казань, 1920
Выставка М. Ларионова и Н. Гончаровой. Нью-Йорк, 1922
Крестьянин в русской живописи. Москва, 1924
Женщина в русской живописи. Москва, 1925
Выставка произведений художников группы Бубновый валет. Москва, 1927
Выставка новых течений в искусстве. Ленинград, 1927
Кубизм и абстрактное искусство. Нью-Йорк, 1936
Выставка лучистских работ Ларионова и Гончаровой. Париж, 1948
Первые мастера абстрактного искусства. Париж, 1949
Воскрешение героической эпохи. Париж, 1955
Первое поколение абстрактного искусства. Брюссель, 1958
Вклад русских в современное искусство. Франкфурт-на-Майне, 1959
Истоки искусства 20 века. Париж, 1960
Русские художники парижской школы. Париж, 1961
Ретроспективная выставка М. Ларионова и Н. Гончаровой. Лондон, 1961; Париж
1963
(перечень выставок после 1914 года дан не в полном объеме)
Книги, оформленные Н. Гончаровой:
А.Е. Крученых, В.В. Хлебников. Старинная любовь. М., 1912
А.Е. Крученых. Игра в аду. М., 1912
А.Е. Крученых, В. В. Хлебников. Мирсконца. М., 1912
А.Е. Крученых. Помада. М., 1913
А.Е. Крученых. Полуживой. М, 1913.
А.Е. Крученых. Пустынники. М., 1913.
А.Е. Крученых. Взорваль. СПб., 1913
К.А. Большаков. Le future. М.,1913
К.А. Большаков. Сердце в перчатках. М.,1913
С.П. Бобров. Вертоградари над лозами. 1913
Футуристический сборник. "Садок судей 2". СПб., 1913
Н.С. Гончарова. Альбом литографий. Мистические образы войны. М., 1915
Т.Чурилин. Весна после смерти. М., 1915
В.Я. Парнах. сборник стихов. Самум. Париж, 1919
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Берлин, 1921
А.Рубакин. Город. Берлин, 1922
Слово о полку Игореве. Мюнхен, 1923
Н. Кодрянская. Сказки. Париж, 1950
Оформление спектаклей:
Свадьба Зобеиды. (спектакль Гофмансталя). Москва, 1909
Золотой петушок (музыка Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер М.М. Фокин)Париж,
1914
Веер. (спектакль К. Гольдони). Москва, 1915
Полуночное светило. (музыка Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер - Л.Ф.
Мясин). Женева, 1915
Испанская рапсодия. (М. Равеля) 1916 (не осуществлена)
Триана. (И. Альбениса) 1916 (не осуществлена)
Садко (Н. А. Римский-Корсаков) 1916 (русские сезоны)
Русские сказки. (музыка А. К. Лядова, балетмейстер - Л.Ф. Мясин). Париж,
1917
Байка про лису, петуха, кота да барана. (И. Ф. Стравинский, балетмейстер
- Б.Ф. Нижинская). Париж, 1922
Ночь на лысой горе. (П. М. Мусорского) 1923
Свадебка. (И. Ф. Стравинский).Париж,1923
Жар-Птица. (И. Ф. Стравинский).1923
Болеро (М. Равель) Париж, 1932
Сорочинская ярмарка. (М.П. Мусорского). Буэнос-Айрес, 1932
Сказка о царе Салтане. (Н. А. Римского-Корсакова). Каунас, 1932
Борисфен. (опера Прокофьева, хореография - С.М. Лифарь). Париж, 1932
На Днепре (музыка Прокофьев, балетмейстер - С.М Лифарь) Париж, 1932 (1933)?
Парижская жизнь. (Ж. Оффенбах). Нью-Йорк, 1933
Мефисто-вальс. (Ф. Лист). Париж, 1935
Золотой петушок. (новая версия). Париж, 1937
Золушка. (М. Эрлангер). Лондон, 1938
Севильский цирюльник. (Дж. Россини). Лондон, 1948
(список театральных работ дан не в полном объеме) |
|
Наталья Гончарова. 1913
Н. Гончарова. Весна. Петровский парк. 1907
Н. Гончарова. В мастерской художника. 1907-08
Н. Гончарова. Беление холста. 1908
Н. Гончарова. Курильщик (стиль подносной живописи). 1911
Н. Гончарова. Динамо-машина. 1913
Н. Гончарова. Велосипедист. 1913
Н. Гончарова. Аэроплан над поездом. 1913
|