info

МАНИФЕСТ ФУТУРИСТСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ЦЕННОСТИ ИСКУССТВА В НОВОМ НОМЕРЕ «ДИ»

На днях вышел новый номер журнала ДИ, тема которого – добавленная ценность. По просьбе редакции в качестве контрибуции в номер мы выбрали из нашей свеженькой антологии прежде неопубликованный манифест, посвященный как раз футуристскому измерению ценности искусства – текст Бруно Корра и Эмилио Сеттимелли «Вес, меры и цены художественного гения» (1914).

В пику пассеистской «критике» футуристское «измерение» стало попыткой перенести рациональные принципы учета в основе современного индустриального производства на искусство и применить к творческому труду математический подход, придя таким образом к объективной оценке искусства по ту сторону «вдохновения». Идея о том, что создание произведения искусства основано на мыслительной энергии, предвосхищает дюшановское понимание искусства как церебральной, а не ретинальной деятельности. Считая, что эмоция зрителя – побочная черта произведения искусства, футуристы предлагали оценивать значимость художественных открытий объективно, по формуле, не зависящей от реакции публики.

К чему это ведет? С одной стороны, к новому пониманию творческих профессий и места художника в обществе («одна хорошая инъекция деловой сыворотки введёт прямо в кровь творческого интеллектуала точное сознание его прав и его ответственности»). С другой – к расширению понятия искусства за счет новых видов художественной практики. К примеру: «неясно, почему любая деятельность должна быть расфасована в том или ином смешном отделении, называемом музыкой, литературой или живописью, а не посвятить себя, скажем, соединению кусков дерева, холста, бумаги, перьев и гвоздей в некий организм, который в свободном падении с башни высотой 37 метров и 3 сантиметра по пути к земле опишет определённую линию, более или менее сложную, труднодостижимую и редкую. Таким образом, каждый художник сможет изобрести новое искусство».

Кроме этого развеселого манифеста, в журнале много отличных материалов, в частности, интервью с Оксаной Тимофеевой, утверждающей, что «искусство есть хулиганство и обход правил», и статья Сергея Гуськова «Грядущий футурист», прогнозирующая скорый приход нигилистического взгляда, поэтизирующего действительность, и искусства, увлеченного изменениями ради изменений.

Е.Л.

 

 

 

Манифест футуристского измерения ценности искусства в новом номере ДИ [27.10.20]

«Гилея» выпустит антологию итальянского футуризма в сентябре [6.08.20.]

Open-call Музея современного искусства «Гараж» [15.07.20.]

In memoriam. Джермано Челант. [4.05.20.]

Интеллектуальное восстание В. Паладини. [1.05.20.]

Новый Futurism.ru. [27.04.20.]

Международная конференция молодых ученых Центра авангарда Еврейского музея и Центра толерантности [22.04.20.]

post-futuristisch. Новый номер журнала KUNSTFORUM. [15.03.20.]

Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909 - 1941. Антология из 100 текстов на русском. [30.03.20.]

 


 

 

ГИЛЕЯ ВЫПУСТИТ АНТОЛОГИЮ ИТАЛЬЯНСКОГО ФУТУРИЗМА В СЕНТЯБРЕ

Отличные новости от Сергея Кудрявцева, издателя «Гилеи»: наша двухтомная антология итальянского футуризма отправлена в печать и выйдет на бумаге в этом сентябре! На своей странице в фейсбуке Сергей Кудрявцев пишет:

«Дорогие друзья и коллеги!

Наконец я отправил в печать давно обещанный двухтомник манифестов и программ (теоретических трактатов) итальянских футуристов, о чём, собственно, и хотел известить всех, кому интересно читать именно первоисточники, а не застарелую критику, и кто действительно хочет знать, что себе думали и о чём писали эти гении. Книги выйдут уже через месяц, в начале сентября. Ждите – и на вас обрушатся 800 страниц поэтичных и анархичных, безумных, задорных, провокативных, визионерских, необыкновенно нежных и музыкальных текстов, сочинённых за три с лишним десятилетия существования этого – отнюдь не только национального – движения, повлиявшего и на русское будетлянство с его всевозможными ответвлениями, и на швейцарско-немецко-французский дадаизм, и на конструктивизм, сюрреализм, концептуализм и многое другое. Итальянский футуризм оказал мощное воздействие как на разные формы “дегенеративного” искусства, так и, определённо, на искусство “тоталитарное”. И это тексты не только “про искусство” и “про литературу”, но и политические, а также, если мне позволят так выразиться, нравственно-философские. И всегда (или почти всегда) чрезвычайно остроумные.

Всё это собрала, многое из этого впервые перевела, снабдила примечаниями и прочими дополнениями Ekaterina Lazareva. В общем, 100 манифестов и программ итальянских футуристов с красивыми картинками.

“Мы презираем… все формы повиновения, послушания, подражания, застарелые вкусы и всякую благоразумную медлительность. Мы ратуем против большинства, развращённого властью, и плюём на ходячее и традиционное мнение. Наша поэзия абсолютно вне всяких пут, свободна и самопроизвольна, как огонь вулкана… Слишком долго терпели мы начальников станции в поэзии, контролёров строф и глупую пунктуальность просодических расписаний” (Ф.Т. Маринетти, 1910).»

Е.Л.

 

 

 


 

 

OPEN-CALL МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

Музей «Гараж» впервые в своей практике объявил open call для сборки будущей выставки, задуманной в дни локдауна из-за пандемии коронавируса как внеплановое событие, движимое гуманитарной миссией помощи художественному сообществу. Будущая выставка нацелена на реализацию новых художественных проектов, исследующие обширную и интригующую территорию художественных спекуляций.

Кураторы выставки Ярослав Воловод, Екатерина Лазарева, Екатерина Савченко пояснили: «Прогнозирование будущего в текущих условиях осложнено неопределенностью, вызванной зависимостью от вируса. […] И хотя абстрактные рассуждения представляются делом неблагодарным, именно искусство обладает силой воображения, а в сегодняшнем состоянии подвешенности чрезвычайно востребован его “завиральный” ресурс.

В широком философском смысле спекуляции (лат. speculatio — высматривание) — это умозрительное рассуждение о возможном. Выставка по результатам open call станет динамической платформой для презентации широкого спектра прогнозов, прозрений и сценариев, обращенных не только в будущее, но и к возможным версиям прошлого или настоящего. Касаются ли они альтернативных экономик или теорий заговора, новых форм занятости и социального взаимодействии или систем контроля и биополитики — абсурдные, фантастические, визионерские, воспринимаемые коллективно воображаемые миры могут отсылать как к утопии, так и к дистопии, основываться на обсуждаемых экономических, политических и социальных прогнозах или исходить из парадоксального и иррационального творческого мышления».

К участию в open call приглашаются авторы и творческие коллективы, проживающим и работающим на территории России, как с готовыми произведениями, так и с нереализованными проектами в различных жанрах и медиа, в том числе вне привычных выставочных форматов.

Deadline для заявок: 1 сентября 2020 (включительно). C требованиями к заявкам и календарем проекта можно ознакомиться тут.

Е.Л.

 

 

 


 

 

IN MEMORIAM. ДЖЕРМАНО ЧЕЛАНТ

В эти дни мир прощается с выдающимся итальянским куратором и критиком Джермано Челантом (1940–2020), который ушел из жизни в Милане 29 апреля на 79-м году жизни в результате заражения COVID-19. История итальянского искусства запомнит его, в первую очередь, как крестного отца «арте повера» – направления, которому он дал имя в 1967 году. Мы хотим вспомнить его менее известный, но оттого не менее существенный вклад в осмысление итальянского футуризма.

Начиная со своей первой масштабной выставки «Окружающая среда/искусство: от футуризма до боди-арта» (Венецианская биеннале, 1976), Джермано Челант неоднократно в своей кураторской практике соединял наследие итальянского футуризма с актуальными художественными тенденциями, видя в футуризме предчувствие практически всех современных идей. В качестве примеров можно вспомнить посвященную пластинкам художников выставку «Запись как произведение искусства: от футуризма до концептуального искусства» (Техас – Филадельфия – Монреаль, 1977–1978), выставку «Головокружение: век мультимедиа искусства от футуризма к всемирной паутине» (Музей современного искусства Болоньи MAMBO, 2007), отправляющуюся от футуристской шумовой музыки выставку «Искусство звука» (Фонд Prada, Венеция, 2014) и вдохновленную футуристской кухней мега-экспозицию «Искусство и еда» (в рамках EXPO-Милан, 2015).

Как критик и историк искусства Джермано Челант одним из первых в 1970-м году обратил внимание на эзотерический футуризм (см. английский перевод  в «Artforum» 1981 года).  Его блестящее эссе «Футуризм как массовый авангард», опубликованное в каталоге выставки «Футуризм и международный авангард» (кур. Анны д'Арнонкур, Художественном музее Филадельфии, 1980), рассматривало футуризм как «по-настоящему “современный” культурный феномен»: «Действительно, хотя он поставил себе задачи, которые превышали его реальные возможности, поскольку идеологические и философские основания к тому отсутствовали, футуризм был первым художественным движением массового общества. Он возник в момент роста количественных и потребительских импульсов за счет качественных и элитарных. Он сознавал приход средств массовой информации и предсказал конец авангарда, предназначенного быть похороненным сегодня массовым творчеством».

В интервью 2017 года Джермано Челант говорил о необходимости «переписать историю искусства»:  «Идея в том, что американский музей или Музей современного искусства MOMA создал историю, основанную на формализме, только на кубизме – единственно способном пройти в нее, потому что он не был вовлечен в политику. А остальные движения – конструктивизм, потому что он был коммунистическим, футуризм, потому что он был фашистским, – все, которые имели какую-то идеологию, было полностью перечеркнуты. И живопись действия, абстрактный экспрессионизм полностью отменяют все эти явления». И далее: «Чтобы понять европейское искусство, особенно итальянское, нужно понимать футуризм. Футуризм – это тотальный язык, который включает в себя не только живопись, но и идею изменения мира: моду, дизайн, сексуальность. И, если вы этого не понимаете, если вы не переписываете историю искусства, исходя из идеи политически вовлеченного искусства, то вы не понимаете, что происходит сегодня».

Одной из его наиболее значимых выставок стала «Пост Занг Тумб Тууум. Искусство жизнь политика: Италия 1918–1943» (Фонд Prada, Милан, 2018), где звукоподражательная фраза Маринетти с приставкой «пост» маркирует собой целый период в истории итальянского искусства от окончания 1-й мировой войны до падения режима Муссолини. В ней куратор поместил произведения в реконструированные по фотографиям исторические экспозиции: «Я пытаюсь предложить контекстуализацию произведений, чтобы их можно было “прочитать”  в их оригинальной среде... Цель состоит в том, чтобы вернуть их к жизни в контексте, чтобы избежать художественного лимба белого куба» (из интервью Freize 2017 г).

Тот факт, что из биографии самого Джермано Челанта в английской Википедии изъяты все упоминания футуризма кажется нам достаточно красноречивым. Говоря его собственными словами: «Политкорректность становится идеологией, которая уже не позволяет анализировать объективную правду вещей и фактов. Она открыта для атак и обсуждений, поскольку не учитывает контекст и историю. Она применяется для контроля и направления человеческого поведения к определенной ситуации. Следовательно, существует риск того, что она станет верой и ограничит поведение человека».

В своем ключевом тексте об «арте повера», он перенимает присущую авангарду военную терминологию перенося ее в новые условия партизанской войны: «Уже не будучи в рядах эксплуатируемых, художник становится партизанским бойцом, способным выбирать места сражения и пользоваться преимуществами, которые дает мобильность, удивляя и поражая, а не наоборот» («Заметки о партизанской войне», Флэш Арт, 1967).

Такого бойца как сам Джермано Челант нам будет очень не хватать. 

Екатерина Лазарева

 

 

 


Джермано Челант в экспозиции выставки «Пост Занг Тумб Тууум» в фонде Prada, Милан 2018.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ ВИНИЦИО ПАЛАДИНИ

К Первомаю выкладываем в свободный доступ текст «Интеллектуальное восстание» Виницио Паладини, левого итальянского футуриста с русскими корнями, чья работа «Первое мая» украшает нашу заглавную страницу. Его автор Виницио Паладини (1902–1971) – художник и публицист, представитель левого футуризма, а затем имажинизма, родился в Москве от отца-итальянца и русской матери, вырос в Риме и поддерживал тесные связи с русскими эмигрантами, был учеником Джакомо Баллы. В 1925 году Паладини опубликовал брошюру об искусстве Советской России по материалам первой после революции выставки в Советском павильоне на Венецианской биеннале 1924 г.

Его текст «Интеллектуальное восстание» был опубликован 23 апреля 1922 г. в римской еженедельной газете «Авангард» [Avanguardia, n. 15] – центральном печатном органе Итальянской Федерации Коммунистической Молодежи. Впервые опубликованный нами в 2013 году в книге, которая уже стала библиографической редкостью, этот текст не вошёл в нашу двухтомную антологию итальянского футуризма, готовящуюся к выходу в «Гилее». Е.Л.

 

 

 


Виницио Паладини. Первое мая.
Рисунок с обложки журнала Avanguardia, №16, 1922.

НОВЫЙ FUTURISM.RU

Сайт FUTURISM.RU (осн. 2002) перезапустился в новом минималистичном макете и с грандиозными планами на будущее!

Структура сайта стала гениально простой – мы отказались от каких-либо структур и расположили все страницы алфавитным списком. Весь новостной поток – без деления на науку и искусство, историческое и актуальное – доступен по ссылке соответствующего года, от 2020 до 2002. Все привычные веб-инструменты отсутствуют, потому что главный редактор освоил только HTML. Мы в восторге от машинного перевода, поэтому делать английскую версию не планируем. Манифестов будет больше, но не намного – ждем нашу итальянскую антологию на бумаге. Страницы с биографиями русских футуристов постепенно обновим, будем добавлять биографии итальянцев, но без фанатизма. В целом планируем открывать новые горизонты и заводить соратников. Одновременно запускается телеграм-канал Futurism.ru (t.me/futurism_ru). Предложения и критику присылайте сюда. Спасибо!

Искренне Ваша Екатерина Лазарева, главный редактор

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

22 апреля Центр авангарда Еврейского музея и Центра толерантности в Москве проводит (в зуме) Международную конференция молодых ученых «Русскии авангард и границы искусства. Художественные практики, архитектура, дизаин, исполнительские искусства, и выход за рамки жанров». В конференции примут участие студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые в возрасте до 35 лет, ведущие исследования в сфере истории и теории авангардного искусства первой половины ХХ века.

Конференция пройдет в необычном формате: все докладчики разделены на пары и зачитывается не доклад, а рецензия на него. Затем – ответ докладчика и дискуссия с экспертами, которые дадут начинающим свой академический путь специалистам широкую экспертную оценку и рекомендации по методам и материалам исследования.

Откроет конференцию вступительное слово от организаторов – куратора Центра авангарда Андрея Сарабьянова, руководителя образовательных программ Еврейского музея и Центра толерантности Лии Чечик и куратора проекта «Энциклопедия русского авангарда» Александра Кремера. Далее в программе анонсировано обсуждение следующих докладов:

Воронцова Светлана. «Супрематизм как поиск истины: визуальныи опыт феноменологическои редукции». Рецензент — Дарья Михаилова

Михаилова Дарья. «Метафизика польского авангарда». Рецензент — Светлана Воронцова

Иванова Екатерина. «ГИНХУК: история несостоявшегося «вертикального сговора». Рецензент — Дарья Сорокина

Сорокина Дарья. «“Малярстрои” как пространство нового режима функционирования авангардного искусства». Рецензент — Екатерина Иванова

Гефтер Ладмила. «Сопоставление взглядов на евреиское искусство Иссахара Бер Рыбака и Эль Лисицкого в контексте тенденции в искусстве начала 20 века». Рецензент — Евгения Яркова

Яркова Евгения. «Кинетические тенденции в русском авангарде: “Реалистический манифест” (1920) Наума Габо и Антуана Певзнера». Рецензент — Ладмила Гефтер

Заляева Алина. «Кондратьевский жилмассив и немецкая жилая архитектура Современного движения: трансформация заимствуемых архитектурных приемов как творческий метод советского авангарда». Рецензент — Ольга Щедрина

Щедрина Ольга. «Градостроительная стратегия русского архитектурного авангарда в свете современной медиатеории (на примере книги Николая Милютина “Соцгород”)». Рецензент — Алина Заляева

Крылова Дарья. «Живописные тенденции в ранней поэзии В. Маяковского (Черты поэтики экспрессионизма и сюрреализма)». Рецензент — Екатерина Яцкив

Яцкив Екатерина. «Проблема стилевого синтеза в поэзии Е. Г. Гуро в контексте художественных экспериментов искусства русского авангарда начала XX века». Рецензент — Дарья Крылова

Андреева Варвара. «ТЮЗ и его зрители в 1920 – 1930 годы». Рецензент — Владислава Гаидук

Гаидук Владислава. «Спектакли Государственного театра им. Вс. Э. Меиерхольда: советский и европейский взгляд». Рецензент — Варвара Андреева

Е.Л.

 

 


POST-FUTURISTISCH. ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНА АНТИУТОПИИ

На днях вышел новый 267-й номер немецкого журнала KUNSTFORUM, темой номера которого объявлено постфутуристическое состояние искусства в наступившие антиутопические времена.

По мысли редакции, сегодня мы находимся в периоде постфутуризма, поскольку вопреки его утопическому мышлению и ускорению вынуждены замедлиться и критически осмыслить идеологию роста, прислушавшись к голосам сопротивления. С другой стороны, современные исследования исторического футуризма демонстрируют хотя и маргинальную в футуризме линию, связанную с экологическим искусством, что в очередной раз подтверждает, что итальянские футуристы предвидели очень многое.

В фокусе внимания номера – искусство эпохи антропоцена, когда художники занимаются экологическими бедствиями, общественными конфликтами и реагируют на неустанное ускорение повседневной жизни. Вместе с тем, стоит признать, что это одна из самых быстрых вышедших на бумаге рефлексий текущего момента, связанных с пандемией коронавируса.

Среди художников, чьи работы представлены в новом выпуске мы рады встретить участников нашей прошлогодней выставки в Музее «Гараж» «Грядущий мир: Экология как новая политика. 2030–2100» - группу Rimini Protokoll, Дана Пержовски и Патришу Пиччинини.

Если карантин затянется, возможно, мы выучим немецкий, сможем прочитать «постфутуристиш кунстфорум» и расскажем подробнее.

Е.Л.

 

 

 


 

 

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ. МАНИФЕСТЫ И ПРОГРАММЫ. 1909-1941

Издательство «Гилея» объявило свои планы на 2020 год. В них, в частности, супер-радостный для нас анонс за пунктом №1: «Уже верстается и скоро будет отдан в печать двухтомник (да-да, из-за размера текста это получился именно двухтомник) "Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909–1941", составленный Екатериной Лазаревой. В него вошло ровно 100 программных текстов итальянцев, поделённых на 5 тематико-хронологических разделов, а также вступительная статья, вводные статьи к каждому разделу, комментарии к текстам, справки об авторах, библиография.»

Кроме того, в течение года в издательстве выйдет уникальная антология современного анархизма, составленная Бобом Блэком специально для «Гилеи», подготовленный Режисом Гейро сборник парижских докладов Ильязда «Дом на говне», новая книга Джорджо Агамбена «Творение и анархия», а также составленный самим издателем Сергеем Кудрявцевым большой сборник «дадаистских» текстов Бориса Поплавского. Как сообщает «Гилея», задумано вдвое больше, остается только надеяться, что пандемия не нарушит планы.

Е.Л.

 

 

 


 

©Futurism.ru