info

IN MEMORIAM. ДЖЕРМАНО ЧЕЛАНТ

В эти дни мир прощается с выдающимся итальянским куратором и критиком Джермано Челантом (1940–2020), который ушел из жизни в Милане 29 апреля на 79-м году жизни в результате заражения COVID-19. История итальянского искусства запомнит его, в первую очередь, как крестного отца «арте повера» – направления, которому он дал имя в 1967 году. Мы хотим вспомнить его менее известный, но оттого не менее существенный вклад в осмысление итальянского футуризма.

Начиная со своей первой масштабной выставки «Окружающая среда/искусство: от футуризма до боди-арта» (Венецианская биеннале, 1976), Джермано Челант неоднократно в своей кураторской практике соединял наследие итальянского футуризма с актуальными художественными тенденциями, видя в футуризме предчувствие практически всех современных идей. В качестве примеров можно вспомнить посвященную пластинкам художников выставку «Запись как произведение искусства: от футуризма до концептуального искусства» (Техас – Филадельфия – Монреаль, 1977–1978), выставку «Головокружение: век мультимедиа искусства от футуризма к всемирной паутине» (Музей современного искусства Болоньи MAMBO, 2007), отправляющуюся от футуристской шумовой музыки выставку «Искусство звука» (Фонд Prada, Венеция, 2014) и вдохновленную футуристской кухней мега-экспозицию «Искусство и еда» (в рамках EXPO-Милан, 2015).

Как критик и историк искусства Джермано Челант одним из первых в 1970-м году обратил внимание на эзотерический футуризм (см. английский перевод  в «Artforum» 1981 года).  Его блестящее эссе «Футуризм как массовый авангард», опубликованное в каталоге выставки «Футуризм и международный авангард» (кур. Анны д'Арнонкур, Художественном музее Филадельфии, 1980), рассматривало футуризм как «по-настоящему “современный” культурный феномен»: «Действительно, хотя он поставил себе задачи, которые превышали его реальные возможности, поскольку идеологические и философские основания к тому отсутствовали, футуризм был первым художественным движением массового общества. Он возник в момент роста количественных и потребительских импульсов за счет качественных и элитарных. Он сознавал приход средств массовой информации и предсказал конец авангарда, предназначенного быть похороненным сегодня массовым творчеством».

В интервью 2017 года Джермано Челант говорил о необходимости «переписать историю искусства»:  «Идея в том, что американский музей или Музей современного искусства MOMA создал историю, основанную на формализме, только на кубизме – единственно способном пройти в нее, потому что он не был вовлечен в политику. А остальные движения – конструктивизм, потому что он был коммунистическим, футуризм, потому что он был фашистским, – все, которые имели какую-то идеологию, было полностью перечеркнуты. И живопись действия, абстрактный экспрессионизм полностью отменяют все эти явления». И далее: «Чтобы понять европейское искусство, особенно итальянское, нужно понимать футуризм. Футуризм – это тотальный язык, который включает в себя не только живопись, но и идею изменения мира: моду, дизайн, сексуальность. И, если вы этого не понимаете, если вы не переписываете историю искусства, исходя из идеи политически вовлеченного искусства, то вы не понимаете, что происходит сегодня».

Одной из его наиболее значимых выставок стала «Пост Занг Тумб Тууум. Искусство жизнь политика: Италия 1918–1943» (Фонд Prada, Милан, 2018), где звукоподражательная фраза Маринетти с приставкой «пост» маркирует собой целый период в истории итальянского искусства от окончания 1-й мировой войны до падения режима Муссолини. В ней куратор поместил произведения в реконструированные по фотографиям исторические экспозиции: «Я пытаюсь предложить контекстуализацию произведений, чтобы их можно было “прочитать”  в их оригинальной среде... Цель состоит в том, чтобы вернуть их к жизни в контексте, чтобы избежать художественного лимба белого куба» (из интервью Freize 2017 г).

Тот факт, что из биографии самого Джермано Челанта в английской Википедии изъяты все упоминания футуризма кажется нам достаточно красноречивым. Говоря его собственными словами: «Политкорректность становится идеологией, которая уже не позволяет анализировать объективную правду вещей и фактов. Она открыта для атак и обсуждений, поскольку не учитывает контекст и историю. Она применяется для контроля и направления человеческого поведения к определенной ситуации. Следовательно, существует риск того, что она станет верой и ограничит поведение человека».

В своем ключевом тексте об «арте повера», он перенимает присущую авангарду военную терминологию перенося ее в новые условия партизанской войны: «Уже не будучи в рядах эксплуатируемых, художник становится партизанским бойцом, способным выбирать места сражения и пользоваться преимуществами, которые дает мобильность, удивляя и поражая, а не наоборот» («Заметки о партизанской войне», Флэш Арт, 1967).

Такого бойца как сам Джермано Челант нам будет очень не хватать. 

Екатерина Лазарева

 

 

In memoriam. Джермано Челант. [4.05.20.]

Интеллектуальное восстание В. Паладини. [1.05.20.]

Новый Futurism.ru. [27.04.20.]

post-futuristisch. Новый номер журнала KUNSTFORUM. [15.03.20.]

Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909 - 1941. Антология из 100 текстов на русском. [30.03.20.]

 


Джермано Челант в экспозиции выставки «Пост Занг Тумб Тууум» в фонде Prada, Милан 2018.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ ВИНИЦИО ПАЛАДИНИ

К Первомаю выкладываем в свободный доступ текст «Интеллектуальное восстание» Виницио Паладини, левого итальянского футуриста с русскими корнями, чья работа «Первое мая» украшает нашу заглавную страницу. Его автор Виницио Паладини (1902–1971) – художник и публицист, представитель левого футуризма, а затем имажинизма, родился в Москве от отца-итальянца и русской матери, вырос в Риме и поддерживал тесные связи с русскими эмигрантами, был учеником Джакомо Баллы. В 1925 году Паладини опубликовал брошюру об искусстве Советской России по материалам первой после революции выставки в Советском павильоне на Венецианской биеннале 1924 г.

Его текст «Интеллектуальное восстание» был опубликован 23 апреля 1922 г. в римской еженедельной газете «Авангард» [Avanguardia, n. 15] – центральном печатном органе Итальянской Федерации Коммунистической Молодежи. Впервые опубликованный нами в 2013 году в книге, которая уже стала библиографической редкостью, этот текст не вошёл в нашу двухтомную антологию итальянского футуризма, готовящуюся к выходу в «Гилее». Е.Л.

 

 

 

НОВЫЙ FUTURISM.RU

Сайт FUTURISM.RU (осн. 2002) перезапустился в новом минималистичном макете и с грандиозными планами на будущее!

Структура сайта стала гениально простой – мы отказались от каких-либо структур и расположили все страницы алфавитным списком. Весь новостной поток – без деления на науку и искусство, историческое и актуальное – доступен по ссылке соответствующего года, от 2020 до 2002. Все привычные веб-инструменты отсутствуют, потому что главный редактор освоил только HTML. Мы в восторге от машинного перевода, поэтому делать английскую версию не планируем. Манифестов будет больше, но не намного – ждем нашу итальянскую антологию на бумаге. Страницы с биографиями русских футуристов постепенно обновим, будем добавлять биографии итальянцев, но без фанатизма. В целом планируем открывать новые горизонты и заводить соратников. Одновременно запускается телеграм-канал Futurism.ru (t.me/futurism_ru). Предложения и критику присылайте сюда. Спасибо!

Искренне Ваша Екатерина Лазарева, главный редактор

 

 

 

 

 

POST-FUTURISTISCH. ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНА АНТИУТОПИИ

На днях вышел новый 267-й номер немецкого журнала KUNSTFORUM, темой номера которого объявлено постфутуристическое состояние искусства в наступившие антиутопические времена.

По мысли редакции, сегодня мы находимся в периоде постфутуризма, поскольку вопреки его утопическому мышлению и ускорению вынуждены замедлиться и критически осмыслить идеологию роста, прислушавшись к голосам сопротивления. С другой стороны, современные исследования исторического футуризма демонстрируют хотя и маргинальную в футуризме линию, связанную с экологическим искусством, что в очередной раз подтверждает, что итальянские футуристы предвидели очень многое.

В фокусе внимания номера – искусство эпохи антропоцена, когда художники занимаются экологическими бедствиями, общественными конфликтами и реагируют на неустанное ускорение повседневной жизни. Вместе с тем, стоит признать, что это одна из самых быстрых вышедших на бумаге рефлексий текущего момента, связанных с пандемией коронавируса.

Среди художников, чьи работы представлены в новом выпуске мы рады встретить участников нашей прошлогодней выставки в Музее «Гараж» «Грядущий мир: Экология как новая политика. 2030–2100» - группу Rimini Protokoll, Дана Пержовски и Патришу Пиччинини.

Если карантин затянется, возможно, мы выучим немецкий, сможем прочитать «постфутуристиш кунстфорум» и расскажем подробнее.

Е.Л.

 

 

 


 

 

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ. МАНИФЕСТЫ И ПРОГРАММЫ. 1909-1941

Издательство «Гилея» объявило свои планы на 2020 год. В них, в частности, супер-радостный для нас анонс за пунктом №1: «Уже верстается и скоро будет отдан в печать двухтомник (да-да, из-за размера текста это получился именно двухтомник) "Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909–1941", составленный Екатериной Лазаревой. В него вошло ровно 100 программных текстов итальянцев, поделённых на 5 тематико-хронологических разделов, а также вступительная статья, вводные статьи к каждому разделу, комментарии к текстам, справки об авторах, библиография.»

Кроме того, в течение года в издательстве выйдет уникальная антология современного анархизма, составленная Бобом Блэком специально для «Гилеи», подготовленный Режисом Гейро сборник парижских докладов Ильязда «Дом на говне», новая книга Джорджо Агамбена «Творение и анархия», а также составленный самим издателем Сергеем Кудрявцевым большой сборник «дадаистских» текстов Бориса Поплавского. Как сообщает «Гилея», задумано вдвое больше, остается только надеяться, что пандемия не нарушит планы.

Е.Л.

 

 

 


 

©Futurism.ru