info

СПРАВОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ФУТУРИЗМА

Как сообщает издательство De Gruyter на 17 декабря назначен выход «Справочника международного футуризма», тысячестраничного издания, подготовленного к публикации Гюнтером Бергхаусом. Этот «мультидисциплинарный синтез интернационального излучения футуризма» призван собрать воедино знания по отдельным видам искусства в истории футуризма, с одной стороны, и по всем возможным географическим направлениям – с другой.

«Справочник по международному футуризму» – это первое справочное издание, представляющее все виды искусства и все страны, которые испытали влияние движения футуризма, инициированного Ф.Т. Маринетти в 1909 году. Справочник обобщает текущее состояние научной мысли по пятнадцати видам искусства, включая архитектуру, театр, танец, фотография, кинематограф, радио и саунд-арт, визуальную поэзию, графический дизайн и книги художника, декоративно-прикладное искусство, мебель и дизайн интерьеров, керамику, моду и кухню.

Признавая великие достижения футуризма в изобразительном искусства и литературе Италии и России, «Справочник» рассматривает футуризм как международный мультидисциплинарный феномен, который оставил свой след в различных явлениях художественного авангарда начала двадцатого века. Сотни художников, которые на определенном этапе своей карьеры впитали футуристские идеи и стилистические приемы, представлены в контексте своих национальных традиций, международных связей и видов искусства, в которых они преимущественно работали.

В части отдельных медиа русский футуризм заслужил специального разговора в случае женщин-футуристок (Шарлотта Дуглас), моды (Ваша покорная слуга, Е.Л.) и театра (Эдвард Браун). Наш вклад в это издание касается русской части футуристской моды, которая включает в себя продолжение в супрематической и конструктивистской одежде.

Каждая из 38 стран мира, где различимы следы футуризма, представлена одной главой – в случае Италии, России, Сербии и Египта разговор о литературе и о визуальных искусствах дается по отдельности. О русской литературе написал Хенрик Баран, о русском искусстве – Кристина Лоддер, об украинском и грузинском футуризме – соответственно, канадский исследователь Олег Ильницкий и Белла Ципурия.

Содержание на английском в PDF-формате

Екатерина Лазарева

 

 

 

Справочник международного футуризма. [17.12.18.]

Стальной альков. Роман Маринетти впервые на русском. [30.11.18.]

Поваренная книга футуриста. [20.09.18.]

Михаил Ларионов в Новой Третьяковке. [19.09.18.]

Дискуссия о Музее Маяковского. [1.06.18.]

Искусство тоталитарной Италии. Монография Анны Вяземцевой. [28.03.18.]

Пост Занг Тумб Тууум. Искусство, жизнь, политика: Италия 1918–1943. Выставка в Фонде Прада, Милан. [18.02.18.]

Школа Avant-Garde LAB. Открытые лекции и защита коллективного проекта. [3.02.18.]


Обложка Справочника международного футуризма (Handbook of International Futurism / Berghaus G. ed. De Gruyter, 2019.

 

СТАЛЬНОЙ АЛЬКОВ. РОМАН МАРИНЕТТИ

Издательство книжного магазина «Циолковский» подготовило очередную публикацию литературного наследия итальянского футуризма – на этот раз новый перевод впервые издающегося на русском романа Маринетти «Стальной альков». На сайте «Сигмы» опубликовано послесловие переводчика романа Ирины Ярославцевой (переводчика книги «Как соблазняют женщин», о которой мы писали в прошлом году).

Автобиографический, или, по выражению самого Маринетти, «пережитый роман» (аналогично «Битве у Триполи» и «Осаде Адрианополя») помещает читателя в гущу военных действий на итальянском фронте Первой мировой войны. После небольшого отпуска, в котором Маринетти успел написать трактат «Как соблазняют женщин», лидер итальянского футуризма возвращается на фронт с очищенным от страстей сердцем: «как если бы оно было мокрым от слёз бельём, туго скрученным грубыми мускулистыми руками суданской прачки. Смятое, но выстиранное, чистейшее сердце. Сердце, свежее, как после стирки». (Вспомните Маяковского, «я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя»).

Центральное место в романе занимает подробнейшее описание битвы при Пьяве (1918), в которой Маринетти участвовал в звании лейтенанта: синестезия звуков, красок и запахов военного сражения, обилие звукоподражаний и в этой обостренной чувственности – любовное чувство к стальной подруге – бронемашине. Затем дается исполненный героического пафоса и снисходительной иронии к проигравшим эпизод наступления, в котором Маринетти на своей возлюбленной бронемашине первым врывается в Тольмеццо и берет в Валь Канале в плен целый австрийский корпус. 

Е.Л.

 

 

 


Слева - обложка первого издания романа 1921 г., тираж которого был арестован, а обложка с рисунком Ренцо Вентура, изображающая слияние женского тела с военной машиной, уничтожена. Справа - обложка русского издания.

 

ПОВАРЕННАЯ КНИГА ФУТУРИСТА

В серии Avant-garde издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит «Поваренная книга футуриста», подготовленная к изданию Ольгой Соколовой, доктором филологических наук и сотрудником Института языкознания РАН. По сравнению с предыдущими русскими публикациями, посвященными футуристской кухни, настоящее издание представляет наиболее полную подборку рецептов футуристской кухни и футуристских трапез. Так в переводе Анны Ямпольской, помимо самого манифеста в 2008 году было опубликовано лишь 3 трапезы и 8 рецептов , в переводе Ирины Ярославцевой в 2017 – 6 трапез-обедов, а здесь – более 30 футуристских обедов и сборник рецептов, опубликованных в 1932 году в книге Маринетти и Филлиа «Футуристская кухня». (Содержание).

Кроме того, книгу сопровождает вступительная статья составителя, доступная онлайн и статья Гюнтера Бергхауcа «Футуристическая кухня как тотальное произведение искусства». 22 сентября в пространстве OXTA LAB в Петербурге состоится презентация книги.

Футуристская кухня – очередное приложение буйной футуристской фантазии, кажется, только обострившейся в годы зрелого муссолиниевского режима и уже потому вполне провокационной – призывает к упразднению самого символа традиционной итальянской кухни – макарон, которые обвиняет в вялости и пессимизме итальянцев, призывая заменить их едой, облегчающей тело, а кроме того, предвосхищает будущее пищевой химии и питательных эквивалентов (белковых смесей, искусственных жиров, витаминов в таблетках и т.п.)

Во вступительной статье Ольга Соколова помещает футуристскую кухню в авангардную кулинарную традицию – от манифеста «Кулинарный кубизм» (1913) Гийома Аполлинера до фуд-арта 1960-х – 1970-х. В этом контексте любопытно прочитать эссе В. Беньямина «Еда» (Essen, 1930), и изучить кулинарную семиотику Р. Барта – статьи «Вино и молоко», «Бифштекс и картошка», «Орнаментальная кулинария» в сборнике «Мифологии» (Mythologies, 1957).

Е.Л.

 

 

 


Книга La Cucina futurista, Milano, Sonzogno, 1932.

 

МИХАИЛ ЛАРИОНОВ. РЕКТРОСПЕКТИВА В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ

С 19 сентября по 20 января 2019 г. в Новой Третьяковке пройдет первая за 40 лет масштабная ретроспектива Михаила Ларионова. Она представит весь творческий путь художника – от провинциального импрессионизма к самобытному и яркому примитивизму и далее через лучизм к созданным в эмиграции театральным проектам для дягилевских «Русских балетов» и интереснейшим поздним абстрактным работам. Собирательские интересы Ларионова будут представлены в экспозиции его «кабинета коллекционера». Всего – более 500 работ из собраний ведущих мировых музеев: Центра Помпиду, Музея Людвига в Кёльне, галереи Тейт и музея Виктории и Альберта в Лондоне, из частных коллекций.

В анонсе выставке на сайте Третьяковской галереи говорится: «Советский союз абстракцию недолюбливал, и если ранние работы художников авангарда еще можно найти в маленьких музеях по всей стране, лучизм почти весь отправился за границу». Но стоит признаться, что интеллигентный российский зритель тоже любит Ларионова по большей части за его примитивистские работы и с гораздо большим усилием воспринимает лучистские абстракции. Для облегчения контакта публики с искусством авангарда к выставке подготовлен образовательный сайт и обширная публичная программа, в рамках которой 11 ноября и 9 декабря мы проведем два ридинга, посвященных футуристским манифестам и лучистским декларациям, соответственно.

Е.Л.

 

 

 


Михаил Ларионов. Вид экспозиции в Новой Третьяковке. 2018

 

КАКИМ БЫТЬ МУЗЕЮ МАЯКОВСКОГО? ДИСКУССИОННАЯ ПЛАТФОРМА

3 июня в Центре авангарда при Еврейском музее и центре толерантности профессиональная общественность обсудит пути развития Музея В.В. Маяковского, в 2013 году закрывшегося на капитальный ремонт. Ключевой вопрос организованной Музеем дискуссионной платформы звучит так – «Возможно ли переосмысление экспозиции или необходимо восстановить экспозиционное решение 1989 года?»

Проект постоянной экспозиции Музея Маяковского, реализованный в 1989 году и теперь рискующей быть уничтоженной, принято считать одним из лучших образцов отечественного музейного проектирования (см. виртуальную экскурсию). Вспоров насквозь четырехэтажное здание и проложив через него путь-Восхождение к висящей в пустоте крошечной комнате, в которой поэт жил и застрелился, этот проект по смелости архитектурного мышления напоминает закругленный пандус-улитку Музея Гуггенхайма и «анархитектуру» препарированных Гордоном Матта-Кларком домов. К сожалению, попытка «переосмыслить» эту революционную по своим временам экспозицию в наши реакционные времена больше похожа на имитацию публичной дискуссии, нежели на осмысленное музейное проектирование.

В публикациях вокруг «капитального ремонта» Музея Маяковского многие эксперты и сотрудники музея, включая бывшего директора музея Светлану Стриженову и заведующего экспозиционно-выставочной частью Адольфа Аксенкина, высказывали опасение, что закрытие и демонтаж экспозиции станут поводом к ее уничтожению, и мы склонны разделять их опасение. Вполне вероятно спустя почти 30 лет экспозиция воспринимается как отчасти устаревшая и неактуальная, вот только потенциал ее «переосмысления» в предложенном формате очень сомнителен.

По тому, как организовано событие, ясно, что оно не рассчитано на вдумчивое профессиональное обсуждение – сообщается что эксперты музейной сферы выступят «с короткими сообщениями в формате TED Talk», в которых «остро поставят проблему или представят публике яркий кейс».

В первой панельной дискуссии «Миссия музея в современном контексте» (модератор – Наталья Стрижкова) выступит новый директор Музея В. В. Маяковского Алексей Лобов, куратор МСИ «Гараж» Валентин Дьяконов, бывший директор Музея Архитектуры Ирина Коробьина, замдиректора Мультимедиа Арт Музея Ольга Нестерцева и сокуратор Центра авангарда Александр Кремер.

Во второй панельной дискуссии «Современные подходы к созданию музейной экспозиции» (модератор – Мария Кравцова) выступят автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда» и  куратор Центра авангарда Андрей Сарабьянов, архитектор Юрий Аввакумов, глава службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар, и известная медиа-персона и  замдиректора Музея Л. Н. Толстого Фёкла Толстая.

Е.Л.

PS. 7 мая 2019 года телеканал «Культура» снял сюжет о реконструкции музея Маяковского и взял интервью у автора архитектурного проекта 1989 года Андрея Бокова. Боков рассказал, что его пригласили лишь на один круглый стол в 2013 году, и с тех пор ни один из трех сменившихся директоров музея к нему не обращался. Однако над проектом обновленной экспозиции в качестве художников работают Иван Лубенников и Тарас Поляков, соавторы «исторической» экспозиции 1989 г. В новой экспозиции должно освободиться больше места, кроме того, музей планирует выставить хранящиеся в его запасниках оригиналы (интересно, как будет решаться вопрос сохранности от выгорания?). В момент съемок проект реконструкции здания в 4-й раз проходил проверку Мосгорэкспертизы – предыдущие возвращались на доработку.

PPS. Можно вспомнить, что именно Музей Маяковского, до 1972 года располагавшийся в Гендриковом переулке, в 1960-е благодаря деятельности Николая Харджиева и тогдашнего заведующего сектором изобразительного искусства Геннадия Айги стал уникальной площадкой, выставлявшей художников русского авангарда - Лисицкого, Клуциса, Матюшина, Филонова и др.

Между тем сейчас, пока музей на Лубянке, закрыт на реконструкцию его филиалы подогревают пошлый интерес к личной жизни поэта: выставочное пространство филиала на Красной Пресне посвящено американской возлюбленной Маяковского Элли Джонс и их дочке Патриции Томпсон. Экспозиция мемориальной квартиры Маяковских в Студенецком переулке посвящена русской семье поэта: в ней по фотографиям и воспоминаниям реконструированы комнаты матери и старшей сестры поэта Людмилы.

 

 

 


Вход в Государственны музей В.В. Маяковского до реконструкции


Комната В.В. Маяковского


Пространство музея


Вид экспозиции 1989 г. до реконструкции

 

ИСКУССТВО ТОТАЛИТАРНОЙ ИТАЛИИ. МОНОГРАФИЯ АННЫ ВЯЗЕМЦЕВОЙ

Искусство тоталитарной Италии в позолоченном здании миланского Фонда Прада одето в суровую холстину, но одновременно приходит к русскоязычному читателю в виде прекрасно изданной монографии Анны Вяземцевой. Вообще растущий интерес к итальянскому футуризму, а одновременно – или параллельно – к итальянскому фашизму нас немного пугает, особенно в свете того, что несменяемого российского лидера полюбили сравнивать с Бенито Муссолини. С другой стороны, после издания прогремевшей в свое время книги Игоря Голомштока «Тоталитарное искусство» прошло почти 25 лет, мировая политика переживает правый поворот, подъем национализмов, патернализм, популизм и т.д. заставляют видеть в менее известном варианте итальянского тоталитаризма нечто очень узнаваемое и актуальное. Кроме того, тем же издательством РИП-холдинг еще в 2012 году была выпущена книга Юрия Маркина «Искусство Третьего Рейха». Но на самом деле, политическая конъюнктура возможно создала условия, чтобы выпустить столь недешевую монографию на рынок, однако, пролистнув ее мы понимаем, какая серьезная работа за ней стоит. Если не слишком придираться к тому, что говорится о футуризме (он явно не вызывает особой симпатии автора), книга дает достаточно объективную, всеобъемлющую и детальную картину итальянского искусства при Муссолини. По крайней мере, из нее становится ясно, что футуризм не был официальным искусством фашизма, как у нас, повторяя советских идеологов, часто еще любят считать.

Е.Л.

PS. В журнале НЛО №158 (4/2019) опубликована рецензия Олега Воскобойникова на книгу.

 

 

 


 

ПОСТ ЗАНГ ТУМБ ТУУУМ. ВЫСТАВКА В МИЛАНСКОМ ФОНДЕ ПРАДА

С 18 февраля по 25 июня в миланском «Фонде Прада» будет показана выставка «Пост Занг Тумб Тууум. Искусство жизнь политика. Италия 1918–1943», куратором которой выступил Джермано Челант. Основанная на документах и фотографических свидетельствах она восстанавливает атмосферу итальянской культуры в эпоху между двумя мировыми войнами, реконструируя общественно-политический контекст, в котором создавались и выставлялись работы, а также собственно выставочные пространства. После показанной тем же Фондом Прада в Венеции под кураторством того же Джермано Челанта реконструкции эпохальной выставки Харальда Зеемана «Когда отношения становятся формой» 1969 года практика реконструкций исторических экспозиций становится чрезвычайно востребованной, и вслед за новой экспозицией в Милане стоит ожидать знаковых реконструкций модернистских выставок.

На выставке, подготовленной в сотрудничестве с множеством архивов, музеев, библиотек, фондов и частных коллекций, представлено более 600 произведений живописи, скульптуры, станковой и печатной графики, фотографий, предметов мебели, архитектурных планов и моделей, созданных более 100 авторами, тогда как общее число представленных документов превышает 800 единиц. Такой подход резко противоположен собственно модернистской традиции белого куба, изымающей произведения из контекста, помещая их на стерильный белый фон. На выставке «Пост Занг Тумб Тууум» работы помещены на фотографические имитации оригинальных фонов и тем самым как бы возвращены в контекст их исторического показа. Выставка включает 24 частичные реконструкции публичных и частных выставочных пространств, а среди художников, чьи оригинальные работы представлены в экспозиции – ключевые итальянские художники 1-й пол. ХХ века: футуристы Джакомо Балла, Карло Карра, Фортунато Деперо и Джино Северини, метафизик Джоджо Де Кирико, новечентист Марио Сирони, а также Феличе Казорати, Филиппо де Пизис, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти, Джорджо Моранди, Артуро Този, Адольфо Вильдт и др.

Е.Л.

PS. Мы очень хотели попасть на эту выставку проездом по пути на Манифесту 12 в Палермо и, застав на пути туда Фонд закрытым на проведение частного мероприятия, даже нарочно вернулись через Милан на пути обратно. Выставка не произвела великого впечатления – культурная атмосфера эпохи Муссолини производит на нас довольно гнетущий эффект, но здесь он кажется нарочно усилен экспозиционными средствами. Итальянского футуризма на выставке меньше, чем ожидаешь из названия. Тем не менее мы как пресса получили разрешение на съемку и считаем своим долгом опубликовать побольше фотографий с экспозиции.

 

 

 












Post Zang Tumb Tuuum. Фонд Prada, Милан. 2019.

 

ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ AVANT-GARDE LAB

В рамках кураторской школы Avant-Garde LAB в Центре авангарда при Еврейском музее и центре толерантности с 4 по 13 февраля пройдет серия открытых лекций, которая завершится публичной презентацией группового кураторского проекта студентов школы. Расписание таково:

4 февраля – лекция Андрея Сарабьянова «Находки авангарда в региональных музеях. Опыт атрибуции и экспонирования», Екатерины Лазаревой «Теория авангарда. Происхождение термина, проблемы определения и хронологии» и Виктора Мизиано «Куратор: попытка определения»;

5 февраля – лекция Ильдара Галеева «Опыт Галеев-Галереи. Исследования, выставки, публикации»;

11 февраля – двухчастная лекция Сергея Фофанова «Выставочные практики русского авангарда От и До…»;

13 февраля – лекция Марины Лошак «Кураторство проектов в галерее Проун и ГМИИ»;

18 февраля – публичная защита группового кураторского проекта студентов кураторской школы Avant-Garde LAB.

 


©Futurism.ru