info

ФУТУРИЗМ МАФАРКА. «АФРИКАНСКИЙ РОМАН» МАРИНЕТТИ

Вслед за книгой Генриха Тастевена «Футуризм. На пути к новому символизму» издательство книжного магазина «Циолковский» впервые за сто лет переиздает легендарный роман лидера итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка», опубликованный на русском в переводе Вадима Шершеневича в 1916 году в издательстве «Северные дни».

В подготовленном издании восстановлены опущенные по цензурным соображениям фрагменты оригинального текста, кстати сказать, лишь в 2003 году выпущенном без купюр в самой Италии. В свое время роман стал причиной судебного преследования Маринетти, обвиненного в оскорблении нравственности, а само разбирательство превратилось в шумную пропагандистскую кампанию футуризма.

Новую публикацию романа сопровождает вступительная статья Екатерины Бобринской «Роман-брандер», которая может служить инструкцией к его пониманию и затрагивает многие краеугольные вопросы футуристской эстетики.

Екатерина Лазарева

PS. Роман-брандер – статья Екатерины Бобринской к книге Футурист Мафарка

PPS. Будетляне живут в сверхпрошедшем времени. Интервью Екатерины Бобринской об отце футуризма Филиппо Маринетти и русском футуризме

 

 

 

Футурист Мафарка. «Африканский роман» Маринетти [27.11.16.]

Футуризм. На пути к новому символизму. Переиздание Генриха Тастевена  [21.11.16.]

100 раз ДАДА. Международная научная конференция к 100-летию дадаизма [6.11.16.]

Авангард в действии. Практики перформанса[20.09.16.]

Манифеста-11 на родине дадаизма [30.06.16.]

Футуризм и авангард на 5-м конгрессе EAM в Ренне [30.05.16.]

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев [8.04.16.]


Обложка книги Ф.Т. Маринетти. Футурист Мафарка. 2016.

 

ГЕНРИХ ТАСТЕВЕН. ФУТУРИЗМ. НА ПУТИ К НОВОМУ СИМВОЛИЗМУ

Издательство книжного магазина «Циолковский» решило переиздать вышедшую в 1914 году в Москве книгу Генриха Тастевена «Футуризм. На пути к новому символизму». Эссе автора в книге дополняют пять манифестов итальянского футуризма в его переводе – четыре манифеста Маринетти «Манифест футуризма» (1909), «Беспроволочное воображение и слова на свободе» (1913), «Манифест к венецианцам» (1910) и «Манифест к испанцам» (1911), а также написанный Валентиной де Сен-Пуан «Манифест футуристской женщины» (1912).

Известный критик и переводчик Генрих Эдмундович Тастевен (1881–1915) был не самым удачным переводчиком Маринетти, однако, именно он сыграл важную роль в организации визита лидера итальянских футуристов в Россию в 1914 году. Кроме того, тексты Маринетти для него были лишь поводом для собственного рассуждения о футуризме, следующим шагом за которым ему виделся новый символизм (год спустя Малевич видел в футуризме лишь «путь» к супрематизму).

На сайте издательства опубликован посвященный Тастевену фрагмент книги «Кризис декаденства» Георгия Чулкова, а по ссылке – наше предисловие к изданию.

Е.Л.

 

 

 


Обложка книги Г. Тастевена. Футуризм. На пути к новому символизму. 2016.

 

100 РАЗ ДАДА. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

С 10 по 12 ноября Музей В.В. Маяковского, Институт искусствознания, ИМЛИ РАН и Международная академия зауми проводят международную научную конференцию «100 раз ДАДА», приуроченную к столетию дадаизма, отмечаемому в 2016 году.

В 2011 году мы писали о выставке DADA МОСКВА, задуманной директором Кабаре Вольтер Адрианом Нотцем, чтобы осенить духом ДАДА Москву, где дадаизма в свое время не случилось и где он остро необходим. И вот теперь мы можем обнаружить «дада по-русски» не только у Ильи Зданевича, но и у Ольги Розановой, Велимира Хлебникова и других героев авангарда.

Конференция пройдет на площадках Центра авангарда (10 ноября) и ГИИ (11 и 12 ноября). Вечером 11 ноября в Мемориальном музее А.Н. Скрябина состоится перформанс «Время идет», в котором примут участие музыканты Владимир Тарасов (перкуссия), Ларри Окс (саксофоны), Марк Дрессер (контрабас) и поэт Лев Рубинштейн.

В программе конференции (целиком опубликована тут) анонсированы следующие доклады:

  1. Анри БЕАР (Париж, Франция). Дада. Апроксимация
  2. Нина ГЕТАШВИЛИ (Москва, Россия). Дада. Музеефикация радикализма
  3. Анастасия БОЙЕ (Москва, Россия). Проблема выражения антиэстетики дадаизма и ее классификация
  4. Гюнтер БЕРГХАУС (Бристоль, Великобритания). Футуристические корни цюрихского дадаизма
  5. Галина АНТИПОВА (Москва, Россия). «Антракт» Рене Клера в контексте дадаизма и футуризма
  6. Катрин БОШЬЯН-КАМПАНЕ (Мец, Франция). Кокто и Дада: связь-молния
  7. Елена ГАЛЬЦОВА (Москва, Россия). Поэтический тренинг в «7 манифестах дада» Тристана Тцара
  8. Ольга КОРЗИНОВА (Москва, Россия). Тайная жизнь Сальвадора Дали и Марселя Дюшана
  9. Михаил КАРАСИК (Санкт-Петербург, Россия). Дада. Книга и полиграфия
  10. Елена ЮШКОВА (Вологда, Россия). Свободный танец Айседоры Дункан и искусство дадаизма
  11. Давид БЕРНШТЕЙН (Москва, Россия). К поэтике перехода: Ханс Арп
  12. Андрей РОССОМАХИН (Санкт-Петербург, Россия). Еще раз о «Фонтане» Дюшана: к проблеме авторства и интерпретации
  13. Юлиана КАМИНСКАЯ (Санкт-Петербург, Россия). Хуго Балль и его «Вертепное действо». Сто лет назад – сто лет вперед
  14. Елена РЫМШИНА (Москва, Россия). Да-да и нет-нет в отечественном плакате двухтысячных годов
  15. Вадим МАКСИМОВ (Санкт-Петербург, Россия). Театральность дадаизма и театр дада
  16. Наталия СИДОРОВА (Москва, Россия). Конструирование формы и ее коммуникативное значение в контексте творчества Курта Швиттерса
  17. Режис ГЕЙРО (Клермон-Ферран, Франция). Михаил Ларионов и Дада в Париже
  18. Ольга СОКОЛОВА (Москва, Россия). ХайДАДАгер
  19. Галина ШИКИНА (Нижний Новгород, Россия). Музыкальное наследие дадаистов
  20. Константин ДУДАКОВ-КАШУРО (Москва, Россия). Конструктивизм в теории и практике Рауля Хаусмана
  21. Сергей БИРЮКОВ (Галле, Германия). Дадаизм в России. Пред- и постшествие
  22. Томаш ГЛАНЦ (Цюрих, Швейцария). Рецепции дадаизма в России. Презентация книги «Вы гниете, и пожар начался…»
  23. Вера ТЕРЁХИНА (Москва, Россия). Поэзия Ольги Розановой как явление протодадаизма
  24. Габриэлла Элина ИМПОСТИ (Болонья, Италия). Хлебников – дадаист?
  25. Александр ПАРНИС (Москва, Россия). Прелиминарии к теме «Хлебников и дадаизм»
  26. Евгения ИНЬШАКОВА (Москва, Россия). Борис Земенков. Поэт, художник, москвовед
  27. Пётр КАЗАРНОВСКИЙ (Санкт-Петербург, Россия). Сергей Шаршун в зеркалах дада и дадаизма
  28. Алексей КУРБАНОВСКИЙ (Санкт-Петербург, Россия). Коллаж, дада и русский формализм
  29. Гудрун ЛЕМАНН (Дюссельдорф, Германия). Берлинский дадаизм и влияние русского авангарда
  30. Юрий ОРЛИЦКИЙ (Москва, Россия). Ритмические особенности прозы русского дадаизма (Илья Зданевич, Сергей Шаршун)
  31. Евгений АРЕНЗОН (Москва, Россия). Запоздалый дада (К истории ОБЭРИУ)
  32. Маргарита МАСТЕРКОВА-ТУПИЦЫНА (Нью-Йорк, США). Дада на Мясницкой улице
  33. Наталия ЗЛЫДНЕВА (Москва, Россия). Документ в живописи 1920-х: к проблеме (не)состоявшегося сюрреализма
  34. Александр ЯКИМОВИЧ (Москва, Россия). Криминальный беспредел в искусстве и литературе. О русских параллелях к дадаизму
  35. Татьяна НИКОЛЬСКАЯ (Санкт-Петербург, Россия). Элементы дада в кружках ленинградской богемы периода «оттепели» («филологическая школа», «мудистическое движение»)
  36. Фредерик ТАШУ (Париж, Франция). Дада в современном экспериментальном кино
  37. Виктор АГАМОВ-ТУПИЦЫН (Нью-Йорк, США). Навигация в бесполетной зоне: Дада и другие не-системные практики
  38. Михаил БУСЕВ (Москва, Россия). Наследие дадаизма в теории и практике движения «нового реализма» во Франции
  39. Татьяна МАЛОВА (Москва, Россия). «Deus ex machina» дадаизма: «Меха-словарь» Эрро
  40. Маргарита БАЛАКИРЕВА (Москва, Россия). Дада и неодада: реконструкция коллективной памяти
  41. Антон ПОНАРОВСКИЙ (Москва, Россия). Новый риторизм искусства дада

Е.Л.

 

 

 


АВАНГАРД В ДЕЙСТВИИ. ПРАКТИКИ ПЕРФОРМАНСА

Истоки искусства перформанса принято возводить к историческому авангарду, в первую очередь, к футуризму и дадаизму. Размывая границы искусства и жизни и понятие произведения, они инициируют понимание искусства как события и процесса и активно взаимодействуют с аудиторией. Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности подготовил цикл открытых лекций по перформативным практикам в искусстве авангарда - «Авангард в действии».

В октябре 2014 г. мы писали о выставке Музея современного искусства «Гараж», вероятно, впервые в отечественной музейно-выставочной практике связавшей практики русского авангарда с началом искусства перформанса.

Если в узком смысле под перформансом принято понимать отдельный вид художественной практики, то для эпохи исторического авангарда перформативность означала выход с территории искусства, переосмысление театра, музыки и хореографии и работу с общественным пространством и политическим контекстом. Ниже приводим программу лекций, постфактум дополненную ссылками на видео. Е.Л.

  1. Ольга Шишко. Перформативные открытия русского авангарда (21.09)
  2. Екатерина Лазарева. Протоперформанс в футуризме и дадаизме (28.09)
  3. Константин Дудаков-Кашуро. Перформативность звука: Шумовые оркестры 1920-х (5.10)
  4. Ирина Сироткина. Физический театр авангарда: биомеханика, эксцентрика, словопластика(19.10)
  5. Никита Спиридонов. Лекция-перформанс: Музыка и действие (26.10)

 

 

 


МАНИФЕСТА-11 НА РОДИНЕ ДАДАИЗМА

В Цюрихе с 11 июня по 18 сентября проходит 11-я биеннале современного искусства «Манифеста». Местом проведения Цюрих выбран не случайно, а как столица дадаизма, отмечающего в этом году 100-летие. Мы побывали на профессиональном превью, к сожалению, почти не разглядели инсталлированный против света в Кунстхалле фильм Александра Шейна «Вмаяковский», включенный в главную выставку «Совместные предприятия», заглянули на ретроспективу дадаиста Франсиса Пикабиа в Кунстхауз Цюрих, написали рецензию на «Манифесту» для «Кольты» и приводим отрывок из нее про дадаистский след:

«Гвоздем цюрихской «Манифесты» предсказуемо стала перформативная программа знаменитого дадаистского клуба «Кабаре Вольтер», возрожденного в его историческом помещении в 2004 году и к столетию дадаизма переименованного в Cabaret der Künstler — Zunfthaus Voltaire («Кабаре художников — Гильдия Вольтер»). Пропуском на эту площадку служил коллективный перформанс, который любой желающий — в основном это были художники, желающие стать зрителями! — мог предложить и исполнить. Отменив фигуру зрителя и упразднив различие между профессиональными перформерами и теми, кто «тоже так может», «Кабаре Вольтер» воскресило радикальный дух антиискусства дадаизма и вдохнуло жизнь в не слишком новаторскую «Манифесту». Здесь идея секретной комнаты, в которую можно попасть не за 1 франк, как в инсталляции Евгения Антуфьева, а за перформанс, наконец перестала быть слишком местной историей про деньги и связанные с ними ноу-хау, а стала историей свободы, доступной каждому, пусть и в отдельно взятой привилегированной ситуации».

Е.Л.

 

 

 


Джон Арнольд (в сотрудничестве с шеф-поваром Фабиеном Спикелем). Imbissy. 2016. Манифеста-11, Хельмхаус, Цюрих.


Кабаре Вольтер. Цюрих, 2016. Фото Мартина Столленверка.

 

ПОИСК И ИССЛЕДОВАНИЕ. 5-Й КОНГРЕСС EAM В РЕННЕ

С 1 по 3 июня в Университете Ренн 2 (Ренн, Франция) состоится пятый конгресс EAM – Европейской сети исследований авангарда и модернизма, проходящий раз в два года в различных городах Европы.

Темой очередного конгресса стал «Поиск и исследование» (Quest and Investigation), а среди 4-х ключевых спикеров приятно обнаружить Наталью Смолянскую с докладом «Пространственный поиск и графические исследования в русском авангарде» (Quête d’espace et investigations graphiques dans les avant-gardes russes) и Гюнтера Бергхауса с докладом «Поиски Маринетти искусства, вдохновленного наукой» (Marinetti’s Quest for an Art Inspired by Science).

Доклад Натальи Смолянской (разработавшей и воплотившей первую в России магистратуру по современному искусству на базе РГГУ) посвящен «открытию» пространства в русском авангарде, позволившему мыслить пространство концептуально. По сути – видеть пространство за пределами объектов повседневности, что как следствие означало, с одной стороны, претензию абстрактного искусства на преодоление границ видимого, а с другой – эзотерические и псевдо-научные попытки представить «невидимое» как структуру Вселенной. Исследование пространства продолжается в космосе – во французском (и английском) здесь даже нет различия в понятиях – это все тот же Quête d’espace. Смолянская обращает внимание, что исследования космоса, разработанные в научной фантастике и социальных утопиях, отдают предпочтение графическим форматам, иллюстрированным таблицам, планам, наброскам, проекциям, «формулам» и т. д. Ее доклад обозначает следующие вопросы: Как пластически выражает себя этот поиск космоса/пространства русским авангардом? Каким концептуальным смыслом пространственно-космический поиск в авангарде отмечен для его наследников в 1950–1960-е годы и в современном искусстве?

Гюнтер Бергхаус – один из ведущих международных исследователей итальянского футуризма, автор книг «Футуризм и политика» (1996), «Итальянский футуристический театр» (1998), «Международный футуризм в искусстве и литературе» (2000), «Ф. Т. Маринетти: избранные сочинения» (2006), «Футуризм и технологическое воображение» (2009). В настоящее время он является главным редактором Международного ежегодника исследований футуризма (IYFS, с 2011), «Справочника международного футуризма» (выйдет в  2019) и книги «Международный футуризм 1945-2015: Библиографический справочник» (выйдет в 2020).

Переводим резюме его доклада: «Вступительный доклад посвящен тому, как Маринетти в своих теоретических трудах реагирует на перемены, связанные с влиянием «второй промышленной революции» на Италию. Маринетти неоднократно определял футуризм как движение, направленное на «восторженное прославление научных открытий и современных машин». Так же, как искусство было для него расширенной формой политики, оно было и расширенной формой научного исследования. Маринетти обладал глубокими знаниями о великих открытиях ученых, таких как Жан-Батист Ламарк, Роберт Броун, Чарльз Дарвин, Анри Пуанкаре и многих других. Его футуристское воображение отличалось не столько своей технологической и научной основой, сколько стремлением к искусству и литературе, которые могли бы конкурировать с классической рациональностью науки и ассимилировать последние достижения технологии. Однако позиция Маринетти не идентична позициям других футуристов, и его собственные взгляды на науку и технику значительно изменились в течение тридцати лет. Этот доклад призван показать, что футуристское стремление к искусству будущего было не стабильной и неизменной сущностью, а многогранным феноменом, который часто включал в себя голоса скепсиса и инакомыслия, особенно во второй и третьей фазе футуризма.»

Кроме того, Гюнтер Бергхаус выступил организатором и модератором отдельной панели «Футуристское слияние художественного и научного исследования» (The Futurist Fusion of Artistic and Scientific Inquiry), в которой мы имели честь участвовать. Приводим программу докладов и доступные тезисы к ним, по ссылке буклет всего конгресса, где в соседних панелях замечен ряд интересных и близких нам докладов. Е.Л.

  1. Джулия НЕЛЬСЕН (Калифорнийский университет). Радиоактивность как сенсорный опыт в «Мостах над океаном» Лучано Фольгоре
    Доклад посвящен новому пониманию футуристского «беспроволочного воображения» через призму малоизученного поэта Лучано Фольгоре, чей сборник «Мосты над океаном» 1914 года демонстрирует заметный интерес к возникающим научным дискуссиям об электромагнетизме и излучении. Отступая от более привычного представления о футуристской технофилии (например, в механизированном радисте Маринетти), сверхчувствительная поэтическая среда Фольгоре действует как человеческая антенна, способная транслировать движения материи в тактильный, аффективный отклик. Этот воплощенный способ того, что докладчик называет «радиоактивностью», составляет альтернативу воинствующей риторике футуризма об исчезновении и самоуничтожении, подчеркивая беспроводной характер чувственного опыта общих вибраций между поэтом, читателем и материальным миром.
  2. Доменико ПЬЕТРОПАОЛО (Университет Торонто). «Маринетти, эстетика и лирика электрохимического романа»
    Современные Маринетти исследования побудили его к попытке укоренить собственную литературную эстетику в воображаемом мире научной и гуманистической согласованности. Убедительные доказательства тому дает внимательное прочтение отдельных отрывков из более поздних работ Маринетти, рассмотренных в связи с современными тенденциями в электротехнических, астрофизических и электрохимических исследованиях и помещенных в контекст «обратного осмоса», с помощью которого язык науки и язык литературы были связаны в поэтике раннего футуризма.
  3. Маттео Д'АМБРОЗИО (Университет Неаполя). «Маринетти, гностицизм и Оккультное общество в Милане»
  4. Мария Елена ВЕРСАРИ (Университет Карнеги-Меллона). «Боччони и наука: ревизия»
    Обращаясь к отношениям футуристов с наукой, ряд ученых пытались продемонстрировать прямое влияние самых разнообразных научных идей на творчество и художественные теории Умберто Боччони. Несмотря на это информация о том, каким образом футуристы и Боччони, в частности, апроприировали научные знания остается поверхностной. Основываясь на новых архивных исследованиях, доклад призван прояснить этот вопрос, развеяв некоторые мифы, связывающие Боччони с научными теориями, и продемонстрировав, как его отношение к науке формировало его искусство.
  5. Екатерина ЛАЗАРЕВА (Государственный институт искусствознания). «Футуристская концепция «Человека, умноженного машиной»»
    Футуристское «умноженное тело» и биомеханика Мейерхольда обнаруживают значительное влияние способов промышленного производства и научной организации труда. В докладе будет предпринят обзор ряда итальянских и русских примеров нового механического понимания человеческого тела в области перформативной практики: от «дегуманизации» тела, предложенной Маринетти в манифесте «Динамическая и синоптическая декламация» и художниками Паладини и Паннаджи в «Футуристском механическом балете» до «тейлоризации театра» у Мейерхольда и практики Проекционного театра Никритина в контексте Центрального института труда Гастева.
  6. Беатриче СИКА (Университетский колледж Лондона). «Зоопраксография, хронофотография и футуристское искусство»
    Доклад посвящен влиянию зоопраксографии Эдварда Майбриджа и хронофотографии Этьена-Жюля Марея на искусство футуризма. Открытия Майбриджа в области движения человека и животных и техника Марея, схватывающая множество стадий движения объекта на одном фотографическом носителе были заимствованы в качестве приема такими художниками-футуристами, как Джакомо Балла, Умберто Боччони и Джино Северини. При этом они не стремились к созданию столь же реалистичных, как фотография, картин, но разрабатывали новый вид искусства, которое, в соответствии с последними научными открытиями, больше не будет воспроизводить на холсте «фиксированный момент всемирного динамизма», но станет «самим динамическим ощущением».
  7. Габриэлла ИМПОСТИ (Болонский университет). «Хлебников и наука»
    Хлебников вырос в среде, в которой естественным наукам уделялось особое значение. Его отец был орнитологом. Неевклидова геометрия Лобачевского стала для него чуть ли не одержимостью с раннего возраста. Он знал теорию относительности и читал теоретические математические труды Флоренского. Работы Г. Г. Уэллса также оказали глубокое влияние на его видение будущего. Его исследование Законов Времени предвещает теории Кондратьева об экономических циклах и исследование Бухарда Брентьеса о циклах миграции. Многие утопические взгляды Хлебникова предвосхищают развитие современных средств массовой информации, даже Интернета. Наука приобретает эстетическое и дальновидное значение в его работах. В докладе в этом контексте будут рассмотрены некоторые из наиболее показательных текстов Хлебникова.
  8. Боян ЙОВИЧ (Институт литературы и искусства, Белград). «Хронотоп, четвертое измерение и машины времени»
    В докладе дается описание теорий хронотопа Г. Минковского, А. Эйнштейна и А. А. Ухтомского, с некоторыми примерами взаимосвязей нескольких типов времени (метафизического, психологического, биологического и исторического) как аналитического контекста для итальянских и международных футуристских идей. Обсуждаются различные попытки добавить временное «4-е измерение» к письму и художественному творчеству, живописи и скульптуре (У. Боччони, М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, В. Хлебников, В. Маяковский и др.), вплоть до различных интерпретаций пространственно-временного движения как средства достижения окончательного динамизма. В завершение в докладе обсуждается использование «машин времени» - механических устройств, связанных с изменением потока времени (камера, самолет, машина времени) как носителей различных искажений времени (ускорение или замедление, перемотка, обрыв временной последовательности, одновременность).
  9. Мария ЭНГСТРЕМ (Даларнский университет, Фалунь). «Технологии бессмертия: русский космизм и современный трансгуманизм»

 

 

 


Конгресс EAM, Ренн, 2016. Вступительный доклад Гюнтера Бергхауса.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ. КОЛЛЕКЦИИ РУССКОГО АВАНГАРДА ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

С 8 апреля по 10 июня в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» - выставочный проект Центра авангарда под кураторством Андрея Сарабьянова, одного из составителей 3-х томной «Энциклопедии русского авангарда» - масштабного издательского проекта, появившегося на бумаге в 2014 году и представленного в онлайн формате на сайте «Энциклопедия русского авангарда», открытом 15 апреля прошлого года.

Произведения для выставки предоставили 19 российских региональных музеев, куда в первые послереволюционные годы была распределена бесценная подборка работ, закупленных у художников по инициативе Музея живописной культуры. Архангельск, Астрахань, Елец, Иваново, Киров, Козьмодемьянск, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Омск, Ростов, Самара, Саратов, Слободской, Тотьма, Тула, Уфа, Чебоксары, Ярославль – вот география участвующих в выставке музеев, получивших от ИЗО Наркомпроса произведения авангарда благодаря тому, что в этих городах были художественные училища. (С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России.)

На выставке представлена едва ли не лучшая часть – около 100 работ, созданных до 1918 года ведущими художниками авангарда – Малевичем, Кандинским, Ларионовым, Гончаровой, Поповой, Розановой и Шагалом, а также их менее прославленными коллегами. Весной 2017 года в музее будет представлена вторая часть проекта, посвященная периоду после 1918 года и включающему 1930-е.

На выставке представлены работы следующих художников:

Владимир Баранов-Россине, Виктор Барт, Варвара Бубнова, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Борис Григорьев, Алексей Грищенко, Василий Денисов, Софья Дымшиц-Толстая (Пессати), Анна Зельманова, Василий Кандинский, Иван Клюн, Моисей Коган, Алексей Кокель, Петр Кончаловский, Павел Кузнецов, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Эльза Лассон-Спирова, Аристарх Лентулов, Сергей Лобанов, Казимир Малевич, Иван Малютин, Илья Машков, Елена Машкова-Федорова, Михаил Меньков, Авагим (Оваким) Миганаджиан, Николай Милиоти, Адольф Мильман, Алексей Моргунов, Амшей Нюренберг, Александр Осмеркин, Вера Пестель, Любовь Попова, Василий Рождественский, Ольга Розанова, Сергей Романович, Михаил Соколов, Владислав Стржеминский, Борис Такке, Николай Тархов, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Герман Федоров, Валентина Ходасевич, Василий Чекрыгин, Марк Шагал, Борис Шапошников, Эдуард Шиман, Иосиф Школьник, Александра Экстер, Валентин Юстицкий, Алексей Явленский, Георгий Якулов.

Е.Л.

 

 

 


Михаил Ларионов. Море. 1912-13. Нижегородский Художественный музей, Нижний Новгород.

©Futurism.ru