info

1913. СЛОВО КАК ТАКОВОЕ. К ЮБИЛЕЙНОМУ ГОДУ РУССКОГО ФУТУРИЗМА

В апреле 2013 в Женевском университете состоялась международная конференция, приуроченной к  столетию манифеста «Слово как таковое». Ключевому в теории русского футуризма тексту, написанному А. Крученых и В. Хлебниковым, сложно было бы претендовать на исключительную роль (как, например, «Первому манифесту футуризма», столетие которого мир отмечал в 2009 году) — для русского футуризма исключительным оказался весь 1913 год.

Специалисты связывают расцвет в интеллектуальной жизни, литературе и всех видах искусства, невероятную интенсивность событий и открытий 13-го года с предчувствием войны, грядущих потрясений и катастроф. Для русского футуризма это был год открытия зауми, беспредметности, бурных экспериментов в книжном и театральном творчестве. По словам составителей сборника Ж.-Ф. Жаккара и А. Морар, 1913-й оказался самым футуристическим годом: «Накануне нового 1914 года от традиционного поэтического слова не осталось ничего. Полное освобождение слова от всякой коммуникативной и  нарративной функции открыло совершенно новые "пути слова"».

Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге издало сборник материалов конференции, содержание которого мы приводим ниже.

Е.Л.

1913. «СЛОВО КАК ТАКОВОЕ» к юбилейному году русского футуризма: материалы международной научной конференции / Сост и науч ред. Ж.-Ф. Жаккара и А. Морар. СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. – 528 с. ISBN 978-5-94380-181-5

Вступительное слово…6
Алексей Крученых, Николай Кульбин. Декларация слова, как такового. [Факсимиле листовки, выпущенной в апреле 1913 г.]…11
Алексей Крученых, Велимир Хлебников. Слово как таковое. [Факсимиле брошюры, изданной в сентябре 1913 г.]…15

I. Освобожденное слово

Жан-Клод Ланн (Lanne J.-C.) «Слово как таковое»…33
Нина Гурьянова. Работа зауми…46
Екатерина Бобринская. Заумный язык, беспредметность и «опыт толпы»…59
Оге А. Ханзен-Лёве (Hansen-Löve A. A.) «В начале было Cлово…» Языковое мышление между ономатопоэтикой и имяславием…72
Леонид Геллер (Heller L.) Тело и слово, скачебная пара. Замечания об утопии эроса, либертинстве, футуризме…87
Ирина Сахно. О палимпсесте заумного слова…103
Рональд Вроон (Vroon R.) Архаизм и футуризм: заметки к теме (Каменский, Крученых, Хлебников)…113
Юлия Подорога. К вопросу о поэтизме зауми: опыт языка у Велимира Хлебникова…131
Люба Юргенсон (Jurgenson L.) Хлебников — очевидец: создание мифо-документа…144
Жан-Филипп Жаккар (Jaccard J.-Ph.) К кому обращено «слово как таковое»? Об одной неизвестной рукописи Даниила Хармса…160

II. Историческая заумь в контексте: 1913 и дальше

Жорж Нива (Nivat G.) Усталость России и символизма…173
Моника Спивак. Андрей Белый в 1913 году: в поисках альтер- нативы слову…181
Олег Лекманов. Акмеизм vs. футуризм в 1913 году (по материалам российской прессы)…194
Александр Галушкин. Виктор Шкловский в 1913 году…204
Анник Морар (Morard A.) Горящие слова поэта-кузнеца Маяковского…212
Игорь Лощилов. Петр Потемкин и футуристы: притяжение и отталкивание…222
Татьяна Никольская. Чужое слово в компании «41°». Заметки к теме…236
Татьяна Двинятина. Метаморфозы авангардного сознания в советской действительности 1920–1930-х годов (случай А. В. Туфанова)…245
Александр Кобринский. Неизданный сборник стихов К. Олимпова «Ты»: к проблеме экспериментов с авторской речевой маской в позднем авангарде…259

III. Искусство как таковое

Наталия Злыднева. Изображение как таковое: живопись/графика русского кубофутуризма и знаки предписьменности…271
Бригитте Обермайр (Obermayr B.) «Как сделано» vs. «Когда сделано»: 1913 год как дата в эстетике…286
Андрей Россомахин. К иконографии русского авангарда: Эго-кубо-луче-осло-хвосто-футуристы…302
Джон Э. Боулт (Bowlt J. E.) Давид Какабадзе и неразрешенная септима…314
Томаш Гланц (Glanc T.) «Баран-таран», рыбки и клетка для канарейки чешской (не)футуристки Ружены Затковой…325
Вера Терехина. Театр «Будетлянин»: два пути русского футуризма…339
Ольга Буренина-Петрова. Футуризм и «фактура» трюка…355
Ирина Сироткина. Пение, плеск, пляска: чем был танец для футуристов?...368

IV. Около и после всего

Илья Кукуй. «Кому футуризм?» Теория и практика авангарда на страницах газеты «Искусство коммуны»…383
Корнелия Ичин. Конструктивистские принципы поэзии Ивана Аксенова…395
Ханс Гюнтер (Günther H.) Андрей Платонов и эстетика ЛЕФа…410
Елена Обатнина. Об одной «теневой фигуре» русского Берлина (К истории журнала «Вещь»)…421
Дмитрий Николаев. Авантюрная модель в интерпретации футуристов (роман В. В. Каменского «27 приключений Хорта Джойс»)…433
Жужа Хетени (Hetényi Zs.) Взор и узоры прозы — два типа интерпретации в семантизации букв и клеточные анаграммы: Набоков и предшественники…446
Татьяна Цивьян. Поэтические клише хотел бы я быть, если бы я был, почему я не.., их вариации и преломление в стихо- творении А. Введенского «Мне жалко что я не зверь…» («Ковер-Гортензия»)…461
Дмитрий Токарев. «Вот штука-то»: об отсутствии Казимира Малевича в стихотворении Даниила Хармса «На смерть Казимира Малевича»…469
Тетяна Огаркова. «Слово как таковое» русского футуризма и «лирическое эсперанто» Анри Мишо…486
Валерий Сажин. Александр Кондратов — запоздалый советский футурист…497
Петр Казарновский. Стратегии исторического авангарда в поэзии В. Эрля…512

 

 

 

1913. Слово как таковое. Сборник конференции. [26.11.14.]

Шестое чувство авангарда. Монография Ирины Сироткиной. [26.10.14.]

«Поэтические книги» Ильи Зданевича. [18.10.14.]

Перформанс в России: картография истории. Выставка в Музее «Гараж». [17.10.14.]

«На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура. Международная конференция в Институте искусствознания. [10.09.14.]

Первая мировая война и искусство авангарда. Международная конференция в Загребе. [28.06.14.]

От монтажа аттракционов до нейрокино. Конференция в Манеже. [23.06.14.]

Авангард и авиация. Выставка в Еврейском музее. [11.06.14.]

Золотой век русского авангарда. Выставка Питера Гринуя и Саскии Боддеке в Манеже. [15.04.14.]

Проекции авангарда. Образовательная программа в Манеже. [12.04.14.]

Итальянский футуризм, 1909 – 1944: Реконструкция Вселенной. Выставка в Музее Гуггенхайма. [21.02.14.]

 





 

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО АВАНГАРДА

В издательстве Европейского университета Санкт-Петербурга вышла в свет очередная книга серии «Avant-Garde» — монография Ирины Сироткиной «Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников». Приводим аннотацию с сайта издательства:

Откуда берутся авангардные дух и устремленность, как их удержать и сохранить? Чем достигается и поддерживается постоянная открытость изменениям? Как дается, чем добывается творческая и — просто свобода? В поисках ответов на эти вопросы все чаще обращаются к телу, его движениям, внутреннему или «мышечному» чувству. Начиная с Аристотеля принято считать, что у человека всего пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Однако многие пытались раздвинуть пределы человеческих возможностей, найти новое, шестое чувство, которое помогло бы воспринять еще неизведанное. Художники авангарда стали одними из первых, кто оценил значение шестого чувства — потенциал движения, физического действия как источника смысла и экспрессии. Владимир Маяковский свидетельствовал: стихи пишутся в движении, всем телом; Василий Кандинский изучал движение как один из базовых элементов искусства, а Михаил Матюшин использовал кинестезию для «расширения» восприятия. Всеволод Мейерхольд, Виктор Шкловский и многие другие представители авангарда строили свое знание как умение, прием, knowing-how, savoir-faire. В этом им помогли их собственные витальность, энергия, динамизм.

Художники авангарда положили начало «двигательному повороту» в гуманитарном знании. Авангард, будучи проектом не только художественным, но и антропологическим, переосмыслил идеи теософии и антропософии о «высшей чувствительности» — непосредственном восприятии иного, высшего мира, о развитии у человека нового, шестого чувства.

Ирина Сироткина — историк культуры, кандидат психологических наук (МГУ), PhD (Манчестерский университет), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН (Москва). Работала приглашенным исследователем Центра исследований литературы и культуры (Берлин), Высшей школы социальных наук (Париж), Массачуссетского технологического института (Бостон) и Института истории медицины Генри Велкома (Лондон). Преподавала в МГУ им. М. В. Ломоносова, Московском психолого-педагогическом институте, Московском лингвистическом университете, Университете Рене Декарта / Париж-8 и Гос. университете Высшей школе экономики.

 

 

 


 

ИЛЬЯЗД. ПОЭТИЧЕСКИЕ КНИГИ. 1940—1971

В издательства «Гилея» вышла в свет очередная книга из серии Real Hylaea — подготовленные к публикации и комментированные Режисом Гейро «Поэтические книги. 1940-1971» Ильязда.

В сборник вошли стихотворения и поэмы Ильязда (Ильи Зданевича, 1894–1975), написанные во Франции и сложенные в пять книг, которые Зданевич издал коллекционными тиражами с иллюстрациями П. Пикассо, Ж. Брака, А. Джакометти, Л. Сюрважа и Ж. Рибмон-Дессеня. Книгу дополняет текст неизданной поэмы «Бригадный» (1938–1954), сочиненной в связи с событиями Гражданской войны в Испании.

Книга снабжена подробными комментариями, содержащими множество интересных деталей из жизни автора. Обложка. 256 с., илл. Тираж 600 нумерованных экз. ISBN 978-5-87987-093-0

 

 

>
 



ПЕРФОРМАНС В РОССИИ: КАРТОГРАФИЯ ИСТОРИИ

В Музее современного искусства «Гараж» с 17 октября по 5 декабря проходит выставка «Перформанс в России: картография истории», кураторами которой выступили сотрудники музея Юлия Аксенова и Саша Обухова. Выставка представляет вековую историю перформанса как медиума в искусстве России – от театральных опытов русских футуристов, в частности, знаменитой постановки «Победа над солнцем» в декабре 1913 года до новейших акций и перформансов, представленных группами «Война» и Pussy Riot. Параллельно исторически последовательному маршруту выставки кураторы присвоили каждому экспонату теги («Лозунг», «Костюм», «Пейзаж»), позволяющие зрителю составить собственный тематический маршрут.

Представление о том, что театральные опыты авангарда, как и его яркие акции в общественных пространствах, можно причислить к искусству перформанса, подхваченное российскими кураторами у историка перформанса Роузли Голдберг, пока вызывает скептическое отношение у специалистов по авангарду. Однако некоторая «натяжка» понятия перформанса на исторический авангард позволила включить в выставку акции и спектакли футуристов, театральные постановки Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна, музыкальные эксперименты Арсения Авраамова, политический театр «Синяя блуза» и революционные формы массовых действий.

Исторически важные работы реконструированы специально для выставки: Стас Шурипа создал анимационную версию футуристической оперы Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича «Победа над солнцем» (1913), реконструирована сценографическая установка Любови Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец», воссозданы – правда с серьезным нарушением авторского кроя – костюмы Варвары Степановой к спектаклю «Смерть Тарелкина» (1922).

Перформанс в современном значении этого медиума в русском искусстве возник лишь несколько десятилетий спустя – в 1970-е годы в акциях «Коллективных действий» и группы «Гнездо», у Риммы и Валерия Герловиных, Виталия Комара и Александра Меламида, Дмитрия Пригова и других поэтов и художников круга московского концептуализма. В 1980-е эту линию продлжают участники группы «Мухомор», ТОТАРТ, «СЗ» и другие. Однако настоящим расцветом перформативных практик (довольно широко понятых) становится искусство новой волны – деятельность «Новых художников», хэппенинги Сергея Курехина и «Популярной механики», концерты «Среднерусской возвышенности», акции «Чемпионов мира», показы альтернативной моды и т.д.

Расцвет московского акционизма в 1990-е годы связан с радикальными и абсурдистскими интервенциями в публичное пространство, отчасти пересекающимися с политическим активизмом. В новом веке «хулиганы» 90-х Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Олег Кулик и Авдей Тер-Оганьян посвящает себя более безопасным формам художественного выражения, однако их место занимают радикальные художники нового поколения, помещающие свои художественные акции, зачастую продиктованные политическим протестом, в широкое медийное поле. Параллельно с медиаактивизмом перформанс становится привычной формой современного искусства, и его более чистую, аполитичную версию представляют участники группы Escape, Елена Ковылина, Андрей Кузькин, Ольга Кройтор.

Екатерина Лазарева

 

 

 


Реконстукция сценографической установки Любови Поповой для спектакля "Великодушный рогоносец"


Фрагмент экспозиции


«НА КРАЙНЕМ ПРЕДЕЛЕ ВЕКОВ»: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И КУЛЬТУРА

С 10 по 12 сентября в Государственном институте искусствознания пройдет международная конференция «"На крайнем пределе веков": Первая мировая война и культура». Ниже публикуем программу.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Модернизм в искусстве и социально-политическая модернизация: кризис и обновление

Эрик K. Ландис (Великобритания) Мировая война, Революция, Гражданская война: грани преемственности и разрыва в коллективном опыте
Игорь Смирнов (Германия) Внутренняя война
Михаил Ямпольский (США) Мировая война как опыт за пределами выразимости
Александр Михайловский (Россия) Визуальная революция. Война в фотоальбомах Э. Юнгера

Проблемы «национального» в европейском и русском искусстве периода Первой мировой войны

Алексей Бартошевич (Россия) Великая война и Викторианская эпоха
Томаш Гланц (Чехия) Славянская война
Вольфганг Пент (Германия) Искусство циклопов: памятники национализма – тип немецких построек до и после Первой мировой войны
Миклош Секей (Венгрия) Выставки и музеи во время войны: стратегии экспозиций и приобретений
Андрей Россомахин (Россия) Россия и русские в западной карикатуре периода Первой мировой войны: устойчивые сюжеты и ключевые маркеры «русскости»
Татьяна Филиппова (Россия) «Враг с Запада», «Враг с Востока»: образы вражды в русской журнальной карикатуре эпохи Первой мировой войны как культурная проблема
Наталья Шром (Латвия) «Как каждый войну чувствует»: проблема «национального» в мультикультурной литературной Риге 1914–1916 годов

Мифология и реальность войны в искусстве 1910–1930-х годов

Наталия Злыднева (Россия) Мотив взрыва в живописи/литературе 1910–1920-х годов и его мифологические проекции
Екатерина Лазарева (Россия) Военная риторика в искусстве авангарда
Нина Гурьянова (США) Тест на социальность: русский авангард и Первая мировая война
Жан-Филипп Жаккар (Швейцария) Война как «гигиена» языка, или Антимилитаризм русских футуристов
Ханс Гюнтер (Германия) Война и nuova sensibilità футуристов
Екатерина Вязова (Россия) Первая мировая война в графике 1910-х годов: мифология и пропаганда

Новый облик мира: «механическое искусство», «новый человек», революция и социальные утопии

Аллан Антлифф (Канада) Революционное насилие и война против войны
Грейс Брокингтон (Великобритания) Солдат и марионетка: кукольные образы в искусстве Первой мировой войны
Кристин Поджи (США) Малевич, война и кризис «faciality»
Габриэлла Элина Импости (Италия) «Сверхгосударство звезды»: Первая мировая война и утопическая концепция «Ладомира» В. Хлебникова
Екатерина Бобринская (Россия) Великая война, искусство и новый «опыт толпы»
Константин Дудаков-Кашуро (Россия) Сакральное искусство футуристов в контексте реактуализации проблемы религиозной веры в западноевропейском художественном авангарде

Война и осмысление частного опыта

Ирина Карасик (Россия) Николай Пунин: «война сделала с нами свое дело»
Ирина Маркезини (Италия) Уход от советских будней: Петроград/Ленинград между Первой мировой и Гражданской войной в России глазами Константина Вагинова
Глеб Ершов (Россия) П.Н. Филонов на Первой Мировой войне

I секция. Резонансы войны: живопись и графика
Александра Струкова (Россия) Футуристы на фронте, или История издания журнала «Безкровное Убийство»
Корнелия Ичин (Сербия) Воскрешением против братоубийства: Василий Чекрыгин
Александра Салиенко (Россия) Тема смерти в советской живописи 1920–30-х годов

II секция. Резонансы войны: кинематограф и легкие жанры
Илья Кукуй (Германия) Кинокамера как орудие массовой терапии: преодоление травматического опыта войны в фильме Ф. Эрмлера «Обломок империи» (1929)
Екатерина Сальникова (Россия) Кино как свидетель эпохи Первой мировой войны: отображение насилия и страдания в западном кино 1900–1920-х годов
Елена Сариева (Россия) Трагический балаган: легкие жанры во время 1-ой мировой войны

I секция. Война и архитектура
Татьяна Гнедовская (Россия) Война – крушение фасадов
Анна Броновицкая (Россия) Опыт войны и советская архитектура 1920-х годов
Дмитрий Сухин (Германия) Война как носитель культуры: разрушение и восстановление Восточной Пруссии как немецко-русская задача Мировой войны

II секция. Война и музыка
Светлана Савенко (Россия) «Рецепция войны» и национальная идея в русской музыке 1910-х годов
Левон Акопян (Россия) Первый год войны в истории музыки
Марина Раку (Россия) Песня как трофей: от Первой мировой до первых пятилеток

 

 

 
Ольга Розанова. Линогравюра из альбома "Война". 1916

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ИСКУССТВО АВАНГАРДА

28 и 29 июня в музее современного искусства хорватского Загреба прошла международная конференция «Первая мировая война и искусство авангарда». Ее начало символически совпало со столетием со дня убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево. В 5-м томе Международного ежегодника исследований футуризма опубликован наш отчет о конференции (на английском), PDF-версия которого доступна по ссылке.

 

 

 




ОТ МОНТАЖА АТТРАКЦИОНОВ ДО НЕЙРОКИНО

23 июня в московском «Манеже» пройдет конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино». Приводим аннотацию и программу конференции:

«В нашем понимании произведение искусства есть прежде всего трактор, перепахивающий психику зрителя в заданной классовой установке», – писал в 1924 году во время работы над «Стачкой» Сергей Эйзенштейн. Несмотря на эту метафору, прозрачно намекавшую на то, что сознание зрителя то ли непаханое поле, то ли вовсе целина, Эйзенштейна интересовало активное восприятие зрителей и возможности воздействия на него с помощью фильма. Почти век спустя художники и режиссёры, исследователи, торящие дорогу энактивному кино, опираются на авторитет создателя «Броненосца "Потёмкина"» и «Ивана Грозного». Не забывая, впрочем, упомянуть и о его учителе режиссёре Всеволоде Мейерхольде, архитекторе и дизайнере Эль Лисицком, психологе Льве Выготском.

Если интерактивное кино предполагает прямой выбор зрителями, скажем, судьбы героя или развития действия в фильме или сериале, то энактивное кино работает с психофизиологическими или эмоциональными реакциями зрителей. И помимо экранов, предполагает наличие биосенсорных датчиков и аудиовизуальных сенсоров для определения местоположения и передвижений зрителя. Они-то по идее и должны обеспечить буквальную связь зрителя с проекцией, меняющейся в зависимости от его состояния.

Энактивное кино было впервые представлено в Музее Современного Искусства Киасма еще в 2005 году проектом Пии Тикки «Дева заката». Но несмотря на многочисленные исследования и тексты о концептуальных и практических составляющих энактивного кино, оно по-прежнему остаётся для многих «животным неизвестной породы». Перспективы, которые рисуют его энтузиасты, вроде коллективного просмотра персональных снов в дружеском кругу или на YouTube, выглядят пока сюжетами фэнтези или розовой мечтой психотерапевтов и маркетологов. С другой стороны, ещё лет десять назад возможность болтать по телефону, видя собеседника на другом конце континента, тоже не казалась слишком реальной.

Именно поэтому организаторы Медиа Форума ММКФ решили устроить встречу киноведов и историков кино, которым есть что сказать о киноавангарде, исследователей, торящих путь энактивному кино (они всегда готовы подчеркнуть его отличие от интерактивных технологий просмотра), и художников, режиссёров, музыкантов, работающих на пограничных территориях искусства и науки.

Первая из трёх секций конференции посвящена экспериментам киноавангарда. Здесь можно будет услышать выступления Наума Клеймана, директора Музея кино, одного из лучших знатоков творчества Сергея Эйзенштейна, историков кино Николая Изволова и Александра Дерябина, киноведа, культуролога Кирилла Разлогова.

Доклады и дискуссия во второй секции посвящены современным научным поискам в области нейрокино и энактивного кино. Среди участников – художница и режиссёр Пия Тикка (Финляндия). С докладами выступят учёные Любовь Бугаева (Россия, СПбГУ), Сергей Филиппов (Россия, МГУ).

В конференции также участвуют художники, режиссёры, композиторы. О многомерности психического воздействия музыки, кино и театра будут говорить Александра Дементьева, российская художница, живущая в Бельгии, композитор Алексей Наджаров (Россия), а также Борис Юхананов (Россия), режиссёр, один из основателей движения «Параллельное кино».

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Секция 1. «Эксперименты с психическим воздействием в кинематографе»

Есть ли причинно-следственная связь в определениях  искусства: аттрактивное – тотальное – тоталитарное?
Наум Клейман (Россия), киновед, историк кино. Один из крупнейших специалистов по творчеству С.М. Эйзенштейна. Заслуженный деятель искусств РФ (1998). Директор Государственного центрального музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве (с 1992).

Взгляды Эйзенштейна 1920-х годов на проблему психологии художественного творчества
Николай Изволов (Россия), киновед, историк и теоретик кино, заведующий историко-теоретическим отделом НИИК ВГИК.

Образы нейрокино в кинофантастике
Кирилл Разлогов (Россия), киновед и культуролог. Директор Российского института культурологии.

Cекция 2. «Современные поиски в области нейрокино и энактивного кино»

«Мысленное кино». Движущиеся образы и  наука наблюдения
Ольга Шишко (Россия), искусствовед, куратор. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры и новых технологий. Куратор выставок: TRANSITLAND: видео-арт Центральной и Восточной Европы после падения Берлинской стены. 1989-2009 (2010), Гэри Хилл. Viewer (2010), Расширенное кино (2011), Погружения: в сторону тактильного кинематографа (2012), «Расширенное кино – 3. Мокьюментари: Реальности не достаточно» (2013). Составитель и редактор каталогов, сборников и тематических изданий, посвященных искусству новых технологий

Кино-матрица: интерактивность и энактивность
Любовь Бугаева (Россия), литературовед, культуролог, доцент филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии.

Будущее нейрокино и энактивного кино. Интеграция науки и искусства
Пия Тикка (Финляндия), PhD, художник, режиссёр фильмов «Одержимость», «Королева», один из ведущих исследователей нейросинематики и энактивного кино. Автор книги «Воплощаемое кино: Simulatorium Eisensteinense» (2008). Её проект «Одержимость» (в рамках «Воплощаемого кино») получил северную премию Мёбиуса за интерактивные истории. Участвовала в исследованиях возможностей мозга aivoAALTO (2009–2014), инициатор и активная участница исследовательского проекта «Воплощаемое медиа» (2009–2011) в университете Аалто (Финляндия). Её последний проект «НевроКино» соединяет практику создания фильма с методами нейровизуализации, позволяя изучить нейронную основу кинематографического воображения. 

Секция 3. «Многомерность психического воздействия. Музыка, кино и театр»

Театр полноты
Борис Юхананов (Россия), режиссёр, художник, теоретик кино и видео, поэт, автор критических и культурологических статей, художественный руководитель Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, один из основателей кинематографического движения «Параллельное кино» в России.

Психоакустика и музыка
Алексей Наджаров (Россия), сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, композитор, сотрудничает с рядом разноплановых музыкальных проектов.

Инсталляция – перформанс как медиум – модификации интенциональности
Александра Дементьева (Бельгия/Россия), медиахудожник, работает с интерактивными проектами. В центре всех её работ – ясно выраженная идея взаимодействия между произведением искусства и зрителем, возникающего благодаря новейшим технологическим способам создания изображения.

 

 

 



АВАНГАРД И АВИАЦИЯ

С 11 июня по 10 августа в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Авангард и авиация», подготовленная куратором Александрой Селивановой и представляющая произведения из музейных и частных собраний, включая ГМИИ, ГРМ, Музей современной истории, Музей вооруженных сил и Музей архитектуры, а такжже Фонд Сеферот, Фонд Лабаса и Фонд Хидекеля.

Тема авиации и мифология полета стали одним из центральных мотивов в искусстве авангарда, а затем - у ряда художников на пути от авангарда к соцреализму. На выставке будут представлены работы известных художников эпохи авангарда – Александра Лабаса, Александра Родченко, Николая Суетина, Эммануила Евзерихина, Льва Хидекеля, Александра и Виктора Весниных, Георгия Крутикова, Веры Ермолаевой, Александра Тышлера, Василия Купцова, Варвары Степановой, Александра Дейнекаи, Валерия Алфеевского. Экспозицию живописи дополнят материальные свидетельства эпохи – авиационные реликвии, исторические объекты, предметы быта, а также кино и музыка, связанные с авиацией.

Экспозиция организована вокруг трех смысловых разделов: «Пространство», «Машина» и «Герой». Первый объединяет мотивы скорости, движения и открытые перспективы в графике и фотографиях от авангарда до 1930-х годов. Второй раздел представляет вдохновлявшие художниковмодели аэропланов и самолетов и посвящен эстетизации технических летательных аппаратов. Третий – представляет летчика как одну из наиболее значительных фигур советского пантеона, проникшую повсюду – от монументального искусства до конфетных оберток и настольных игр.

Е.Л.

 

 

 


Василий Купцов. Дирижабль (фрагмент). 1932–33. Х., м. Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации



ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО АВАНГАРДА

В московском «Манеже» с 15 апреля по 18 мая пройдет выставка Питера Гринуя и Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда», мировая премьера масштабного проекта, созданного специально для «Манежа» в рамках Года культуры России – Великобритании.

На 5000 квадратных метров выставочного пространства знаменитый режиссер и его супруга и соавтор расположат 18-экранную инсталляцию, вовлекая зрителя в пространство русского авангарда, воссоздать которое помогли оригинальные работы, хранящиеся в коллекциях полуторадесятков музейных собраний всего мира. Работы для выставки предоставили не только московские музеи, но и Русский музей, Музей Стеделик, Музей Ван Аббе, Центр Помпиду, Музей Гуггенхайма и MOMA.

Центром экспозиции   что неудивительно   станет «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, на котором расположится полиэкранная инсталляция, использующая новейшее современное проекционное, световое и звуковое оборудование. По замыслу организаторов, полиэкран как художественный приём предоставляет дополнительное измерение для музейной экспозиции, создает новую визуальность и позволяет вовлечь зрителя в пространство русского авангарда. Сам Питера Гринуэя комментирует свой замысел так: «То, что мы делаем, созвучно нашей эпохе, и конечно, такой подход ни в коей мере не умаляет достоинства произведений, хранящихся в музее. Но мы и не оставляем их пылиться там, мы берём их с собой в настоящее и будущее».

Е.Л.

 

 

 


Вид экспозиции

ПРОЕКЦИИ АВАНГАРДА

12 апреля в московском «Манеже» стартует образовательная программа «Проекции авангарда», приуроченная к выставке Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда». I семестр продлится до 27 июня, затем в начале декабря состоится II семестр. Автором программы выступила Ольга Шишко, блок музыки консультировал Андрей Смирнов, блок театра Евгения Шерменева, блок архитектуры Ирина Коробьина, блок ппоэзии Дмитрий Карпов. В первом семестре анонсированы следующие доклады:

  1. Михаил Левитин «Режиссура в театре 1920-1930-х годов»;
  2. Елена Струтинская, Мария Липатова «Театр Александра Таирова. Театр Всеволода Мейерхольда»;
  3. Евгения Илюхина «Театр Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова»;
  4. Ирина Пронина «Павел Филонов: театр невозможного».
  5. Ирина Вакар «Театр Авангарда. Малевич и другие»;
  6. Александр Пономарев и Андрей Смирнов «"Зангези" Велимира Хлебникова в постановке театра "Четнечет"»;
  7. Андрей Смирнов; Любовь Пчелкина «Проекционный театр Соломона Никритина»;
  8. Дмитрий Арюпин «"ЧерноеНебоБелое": Баухаус и электронные решения сценического пространства».
  9. Нина Гурьянова (США) «Русский авангард и методологии его исследования в США»;
  10. Жан-Клод Маркаде (Франция) «Рецепция русского авангарда во Франции и окрестностях»;
  11. Нина Гурьянова (США) «Поэтика и идеология русского авангарда»;
  12. Наталья Смолянская (Россия–Франция) «Проекты и проекции»;
  13. Екатерина Лазарева (Россия) «Эстетизация политики vs. политизация эстетики».
  14. Андрей Смирнов (Россия) «В поисках потерянного звука. Пионеры искусства звука в России 1910–1930-х годов»
  15. Наталья Катонова (Россия) «Микротональный авангард»;
  16. Дерек Хольцер (Германия) «Исследуя прошлое. Медиа-археология "самодельного" электронного звука».
  17. Кристина Кэр (США) «Товарищеский предмет производственного искусства»
  18. Кристина Лоддер (Великобритания) «Исследуя конструктивистскую парадигму».
  19. Ирина Чепкунова (Россия) «Система образования: Баухауз, ВХУТЕМАС»;
  20. Филипп Освальд (Германия) «Вопросы коллективного быта в традиции Баухауса».
  21. Ольга Шишко (Россия) «Заворожённая экранами или Время аффекта»;
  22. Рамон Беллур (Франция) «Кино и искусство движущегося образа».
  23. Роберто Симоновски (Германия) «Авангард дигитального текста».

 

 

 



Питер Гринуэй, Саския Боддеке. Золотой век русского авангарда. 2014. Кадр из видео

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ, 1909–1944: РЕКОНСТРУКЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

С 21 февраля по 1 сентября в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк) будет представлена выставка «Итальянский футуризм, 1909–1944: Реконструкция Вселенной» – по сути, первый масштабный показ итальянского футуризма на территории США. Выставка обнимает собой всю хронологию движения от его зарождения в 1909 с публикацией «Первого манифеста футуризма» до заката в 1944 году. Выставка подготовлена организована старшим куратором отдела XIX – начала XX века музея Вивьен Грин, при участии специально собранного международного экспертного совета.

Организованная хронологически экспозиция охватывает такие медиа как живопись, скульптура, архитектура, дизайн, керамика, мода, кинематограф, фотография, реклама, словосвободная поэзия, книги, музыку, театр и перформанс. Всего на выставке представлено более 300 произведений, выполненных футуристами разных профессий между 1909 и 1944 годами. Каждый исторический раздел включает множество дисциплин и позволяет проследить разнообразие и эволюцию художественного языка футуризма на протяении 35 лет.

К выставке подготовлен каталог, включающий статьи ведущих исследователей итальянского футуризма, таких как Гюнтер Бергхауз, Джованни Листа, Эмилио Джентиле, Кристина Поджи, Габриэла Белли и др.

Е.Л.

 

 

 





©Futurism.ru