info

СЛОВО КАК ТАКОВОЕ (1913)

В сентябре 1913 г. в Москве под маркой издательства "ЕУЫ" с иллюстрациями Малевича и Розановой вышла пятнадцатистраничная брошюра "Слово как таковое", написанная Хлебниковым и Крученых. Сборник состоит из приведенного ниже манифеста и стихов, подкреплящих теоретические положения русских футуристов. Несколько ранее, летом 1913 г. Крученых напечатал листовку "Декларация слова как такового", где сформулировал понятие "заумный язык".

СЛОВО КАК ТАКОВОЕ

О художественных произведениях

1. Чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пение, плеск, пляска, разметывание неуклюжих построек, забвение, разучивание, В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро; в живописи В. Бурлюк и О. Розанова). 
2. Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц, в живописи Бурлюк, К. Малевич). 
У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел 
И тихую песню он пел...

Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на

па-па-па 
пи-пи-пи 
ти-ти-ти 
и т. п.

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звука и словосочетания:

дыр, бул, щыл, 
убещур 
скум 
вы со бу 
р л эз

(Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). 
Не безголосая, томная, сливочная тянучка поэзии (пасьанс... пастила..), а грозное баячь:

Каждый молод, молод, молод, 
В животе чертовский голод. 
Так идите же за мной... 
За моей спиной 
Я бросаю гордый клич 
Этот краткий спич! 
Будем кушать камни, травы, 
Сладость, горечь и отравы. 
Будем лопать пустоту, 
Глубину и высоту. 
Птиц, зверей, чудовищ, рыб, 
Ветер, глины, соль и зыбь. 

(Д. Бурлюк)

До нас предъявлялись следующие требования языку: ясный, чистый, честный, звучный, приятный (нежный) для слуха, выразительный (выпуклый, колоритный, сочный). 
Впадая в вечно игривый тон наших критиков, можно их мнения о языке продолжить, и мы заметим. что все их требования (о, ужас!) больше приложимы к женщине как таковой, чем к языку как таковому.
В самом деле: ясная, чистая (о, конечно!) честная. (гм!.. гм!..), звучная, приятная, нежная (совершенно правильно!), наконец, сочная, колоритная вы... (кто там? Входите!). 
Правда, в последнее время женщину старались превратить в вечно женственное, прекрасную даму, и таким образом юбка делалась мистической (это не должно смущать непосвященных, - тем более!..). Мы же думаем, что язык должен быть прежде всего языком, и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря. 
Из вышеизложенного видно, что до нас речетворцы слишком много разбирались в человеческой "душе" (загадке духа, страстей и чувств), но плохо знали, что душу создают баячи, а так как мы, баячи будетляне, больше думали о слове, чем об затасканной предшественниками "Психее", то она умерла в одиночестве, и теперь в нашей власти создать любую новую... Захотим ли? 
Нет!.. 
Пусть уж лучше поживут словом как таковым, а не собой. Так разрешаются (без цинизма) многие роковые вопросы отцов, коим и посвящаю следующее стихотворение:

поскорее покончить 
недостойный водевиль - 
о, конечно 
этим никого не удивишь. 
жизнь глупая шутка и сказка 
старые люди твердили... 
нам не нужно указки 
и мы не разбираемся в этой гнили...

Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык (см. подробнее об этом в моей статье "Новые пути слова") (в книге "Трое"). Этот выразительный прием чужд и непонятен выцветшей литературе до нас, а равно и напудренным эгопшютистам (см. "Мезонин поэзии"). 
Любят трудиться бездарности и ученики. (Трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев), это же относится и к читателю. 
Речетворцы должны бы писать на своих книгах: 
прочитав, разорви!

1913

А. КРУЧЕНЫХ и В. ХЛЕБНИКОВ

 

 

©Futurism.ru