info

IYFS Международный ежегодник исследований футуризма №1

30 ноября 2011 г. в издательстве De Gruyter вышел первый «Международный ежегодник исследований футуризма» под редакцией профессора Бристольского университета Гюнтера Бергхауза. Ежегодник призван стать пространством коммуникации для глобального сообщества исследователей футуризма. Он ориентирован на междисциплинарный подход и представляет новые исследования по футуризму поверх национальных границ и в разных областях, таких как литература, искусства, музыка, театр, дизайн и т. д. Помимо научных статей ежегодник включает отчеты и рецензии, а также ежегодную библиографию новейших исследований по футуризму. Так в первом Ежегоднике Гюнтер Бергхауз поместил отчет о конференциях, приуроченных к столетию футуризма в 2009 году и библиографию юбилейных публикаций. Тема первого Ежегодника – «Футуризм в Восточной и Центральной Европе». Ниже – содержание на английском.

Section 1: Critical responses to exhibitions, conferences and publications

Giorgio Di Genova: The Centenary of Futurism. Lame Duck or Political Revisionism?
Chris Michaelides: FUTURISM 2009. Critical Reflections on the Centenary Year
Antonio Saccoccio: A short presentation of Net.Futurism

Section 2: Country Surveys

Oleh S. Ilnytzkyj: Ukrainian Futurism. Re-Appropriating the Imperial Legacy

Section 3: Futurism Studies

Sonia de Puineuf: Quicksands of Typography. The Futurist Experience in Central Europe during the 1920s
Przemyslaw Stroek: “Marinetti is foreign to us”. Polish Responses to Italian Futurism, 1917–1923
András Kappanyos: The Reception of Futurism in Nyugat and in the Kassák Circle of Activists
Marina Dmitrieva: “A spectre is haunting Europe – the spectre of Futurism”. The Ukrainian Panfuturists and Their Artistic Allegiances
Ilona Gwózd-Szewczenko: Futurism. The Hidden Face of the Czech Avant-garde
Emilia David Drogoreanu: Aesthetic Affinities and Political Divergences Between Italian and Romanian Futurism
Irina Subotic: Zenitism / Futurism. Similarities and Differences
Aija Braslina: Latvian Modernists in Berlin and Rome in the 1920s. Encounters with secondo futurismo
Marijan Dovic: Anton Podbevšek, Futurism, and Slovenian Interwar Avant-garde Literature
Maria Elena Versari: Enlisting and Updating. Ruggero Vasari and the Shifting Coordinates of Futurism in Eastern and Central Europe
Bela Tsipuria: H2SO4. The Futurist Experience in Georgia
Irina Genova: The Hybrid Artistic Identity. Nicolay Diulgheroff and the Second Phase of the Italian Futurist Movement
Ilona Fried: Marinetti’s Visits to Budapest, 1931, 1932 and 1933. Archival Documents and the Memoirs of Margit Gáspár

Section 4: Bibliography

Günter Berghaus: Conferences Held on the Occasion of the Centenary of Futurism
Günter Berghaus: A Bibliography of Publications Commemorating 100 Years of Futurism

 

 

 

IYFS Международный ежегодник исследований футуризма. Первый выпуск. [30.11.11.]

Утопия II: Русское искусство и культура 1930–1989. Конференция в институте Курто, Лондон. [25.11.11.]

DADA МОСКВА. Спецпроект 4-й Московской биеннале в центре ARTPLAY. [14.09.11.]

Нате! Сборник к «юбилею» Маяковских чтений на Триумфальной площади. [28.08.11.]

Утопия I: русское искусство и культура 1900–1930. Конференция в институте Курто, Лондон. [21.05.11.]

 


УТОПИЯ II: РУССКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 1930–1989

Научная конференция, проходящая 25 и 26 ноября в лондонском Институте Курто продолжает одноименное майское событие, посвященное периоду с 1900-го по 1930-й год. Она организована Кембриджским центром русского искусства Курто (Cambridge Courtauld Russian Art Centre) и совпадает с выставкой «Строя революцию: советское искусство и архитектура 1915–1935» в лондонской Королевской Академии (29 октября 2011 – 22 января 2012).

Утопическая интеллектуальная традиция восходит к «Государству» Платона, тогда как отправной точкой современной утопической мысли принято считать «Утопию» Томаса Мора. «Утопия» происходит от греческого ου (не) и τóπος (место) и подразумевает одновременно не-место и (eutopos) хорошее место, т.е. ничто и совершенство. При этом понятие Утопии может подразумевать как пространственные, так и временные модели.

В контексте конференции утопию предлагается рассматривать как специфически русский конструкт, а его хронологические рамки обнимают целых шесть декад советского режима. Организаторов конференции, Дж. Мильнера, М. Коккори и М. Милеевой, интересовали не только смежные дисциплины философии, истории искусства и архитектуры, театра, музыки, литературы и кино, но и пересечения художественных, идеологических и социальных контекстов. В программе конференции анонсированы следующие доклады, с тезисами которых можно ознакомиться здесь:

  1. John Milner (The Courtauld Institute of Art): Shifting Foundations: Tatlin and the Tower
  2. Christina Lodder (University of Edinburgh): The Ghost in the Machine: the Modernist Utopia under Stalin
  3. Mike O’Mahony (University of Bristol): Heavens Above: Representing the Rises and Falls of Soviet Aviation in the 1930s
  4. Mark Bassin (Center for Baltic and East European Studies, Södertörn University): Utopian Landscapes: Nature and the Stalinist Aesthetic Vision
  5. Maria Starkova (The Courtauld Institute of Art): Fighting for Utopian Childhood: Militarism in Children's Periodicals of the Early USSR
  6. Nikolai Ssorin-Chaikov (University of Cambridge): The Gift of Modernity and the Gifts to Soviet Leaders
  7. Evgeny Dobrenko (University of Sheffield): Petrified Utopia: Socialist Realism and Stasis
  8. John Bowlt (University of Southern California – Institute of Modern Russian Culture): ‘The Old and the New’: Solomon Nikritin and Polyrealism
  9. Maria Tsantsanoglou (State Museum of Contemporary Art – The George Costakis Collection): The Soviet Icarus: From the Dream of a Free Flight to the Nightmare of a Free Fall
  10. Maria Kokkori (The Courtauld Institute of Art): Exhibiting Malevich under Stalin: Tretyakov Gallery in Moscow 1929-1934 and the ‘Artists of the RSFSR over 15 years’ at the State Russian Museum in Leningrad 1932
  11. Jana Howlett (University of Cambridge): Stalin and the Concept of Utopia
  12. Maria Mileeva (The Courtauld Institute of Art): Utopia in Retreat: The Closure of the State Museum of New Western Art (GMNZI), 1948
  13. Nicholas de Mesquita (The Courtauld Institute of Art): Theo van Doesburg and Russia. Utopia Thwarted
  14. Richard Pare (photographer, curator): Ginzburg’s Late Works in Kislovodsk: The Ordzhonikidze sanatorium, Moisei Ginsburg, Ivan Leonidov, Evgeni Popov and Nicolai Paliudov, 1934-1937
  15. Birgit Beumers (University of Bristol): ‘A Day of…’ Soviet Identity
  16. David Crowley (Royal College of Art): The Body Electric: Cybernetics in Eastern European Art in the 1960s
  17. Sarah Wilson (The Courtauld Institute of Art): Moscow Romantic Exceptionalism: the Suspension of Disbelief

 

 

 


Эрик Булатов. Восход или закат. 1989. Х., м. Ludwig Forum fur Internationale Kunst, Aachen

DADA MOCKBA

С 14 по 27 сентября 2011 года в Малом выставочном зале центра ARTPLAY будет представлен спецпроект 4-й Московской биеннале – организованная цюрихским Кабаре Вольтер выставка DADA МОСКВА. В преддверии выставки (и радуясь быть ее частью) мы встретились в Цюрихе с ее куратором, содиректором Кабаре Вольтер Адрианом Нотцем, который дал интервью для портала Openspace.Ru.

Отмечая 95-летие дадаизма (и готовясь к 100-летию в 2016) выставка DADA МОСКВА стремится поместить Москву на карту дадаизма, как бы исправляя тот факт, что в свое время Дада не добрался до России. Действительно, несмотря на столь понятное русскому слуху двойное утверждение ДА-ДА и легенду о том, что В. И. Ленин, проживая по соседству с Кабаре Вольтер в 1916 году, посещал дадаистские вечера и даже играл в них на балалайке, дадаизма как отдельного движения в России не случилось, хотя целый ряд явлений – от всёчества Зданевича до ничевоков и ОБЭРИУ – были чрезвычайно близки ДАДА.

Оглядываясь сейчас на прошедшие с открытия Кабаре Вольтер 95 лет, организаторы выставки сочли, что Дада все-таки обязан появиться в Москве, и поспешили осуществить этот план в сотрудничестве со следующими художниками, кураторами, критиками, исследователями и перформерами: AES+F (Россия), Карлос Аморалес (Мексико), Тобиа Беццола (Швейцария), Бени Бишоф (Швейцария), Штефан Бургер (Германия), Джейк и Динос Чепмены (Великобритания), Алексей Чиланский (Россия), Com & Com (Швейцария), Данила Давыдов (Россия), Константин Дудаков-Кашуро (Россия), Вадим Фишкин (Россия), Райнер Ганаль (Австрия), Йоханнес Геес (Швейцария), Светлана Хегер (Австрия и Чехия), IRWIN (Словения), Ирина Кулик (Россия), Дмитрий Каварга (Россия), Knowbotic Research (Швейцария / Австрия), Екатерина Лазарева (Россия), Владимир Маяковский (Россия), Казимир Малевич (Россия), Сиприан Муресян (Румыния), Александра Новоженова (Россия), Валерий Нугатов (Россия), Сергей Пахомов (Россия), Лия Пержовски (Румыния), Люси Скаер / Рахель Дагаль / Симон Полли (Великобритания), Анка Мунтеану Римник (Румыния), Керим Зайлер (Швейцария), Владимир Татлин (Россия), Тристан Тцара (Румыния), Павел Жагун (Россия), Алексис Цурфлю (Швейцария), Лейф Эльгрен и Карл Михаэль фон Хаусвольф (Швеция), Александр Журавлев и Алина Глазун (Россия).

Екатерина Лазарева

PS Наш вклад в выставку – видео Political Minimal (2010).

 

 

 


©Jake and Dinos Chapman


НАТЕ! СБОРНИК К «ЮБИЛЕЮ» МАЯКОВСКИХ ЧТЕНИЙ

В августе 2009 года творческое объединение К-Фронт возродило традицию чтений у памятника Маяковскому на Триумфальной площади и начало проводить Маяковские чтения ежемесячно, в последнее воскресенье месяца, с перерывом на зимние каникулы.

28 августа 2011 года Маяковские чтения отметили свою вторую годовщину выпуском сборника «НАТЕ!» (не путать с английским hate), в котором приняли участие 13 авторов: Павел Бельдюгов, Алексей Кнедляковский, Кирилл Медведев (переводы стихов Э. Митчелла), Даниил Полторацкий, Кьяра, Павел Никулин, Арс Пегас, Михаил Кедреновский, Анастасия Аксенова, Виталий Литвиненко, Арслан Хасавов, Борис Булгаков, Александр Камисто.

По словам издателя, «большинство из них вы вряд ли обнаружите в других сборниках и антологиях – не потому, что там им не нашлось бы места, но в первую очередь потому, что представленные здесь поэты принадлежат к поколению, функционирующему и взаимодействующему с окружающим миром вне условных рамок традиционного литературного процесса».

Организаторы Маяковских чтений в новом веке возрождают традицию, начатую на рубеже 1950–1960-х, когда на тогдашней площади Маяковского был только установлен памяткник поэту работы скульптора Александра Кибальникова. «Официальные» чтения на открытии памятника с участием признанных советских поэтов спонтанно продолжились неформальными чтениями, впоследствии ставшими регулярными. Свободные от цензуры потические выступления стали почвой для формирования литературных, философских и политических кружков, время от времени разгоняемых милицией и друинниками, а многие из завсегдатаев «Маяковки», как Юрий Галансков или Владимир Буковский, впоследствии стали диссидентами. В начале 1960-х трое активистов – Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были арестованы КГБ и осуждены за «антисоветскую пропаганду», что позволило власти окончательно прекратить встречи общественности у памятника.

Все средства от продажи бумажного сборника пойдут в поддержку политзаключенных. На сайте Свободного Марксистского Издательства доступна PDF-версия.

Е.Л.

 

 

 


Фото: skif-bratok LJ

УТОПИЯ I: РУССКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 1900–1930

21 мая 2011 г. в лондонском Институте искусства Курто пройдет конференция «Утопия I: русское искусство и культура 1900–1930», организованная Марией Коккори и Марией Милеевой. В ноябре 2011 г. состоится одноименная конференция, посвященная периоду с 1930 по 1989. В программе конференции анонсированы следующие доклады, с тезисами которых можно ознакомиться здесь:

  1. John Milner (The Courtauld Institute of Art): Dreaming of the City: Mikhail Larionov’s Provincial Dandy
  2. Natalia Budanova (The Courtauld Institute of Art): Utopic Sex: Metamorphosis of Androgynous Imagery in pre- and post-Revolutionary Russian Art
  3. Robin Aizlewood (University College of London, School of Slavonic and East European Studies): Utopia and the Conceptualisation of Time in Russian Philosophical Thought
  4. Muireann Maguire (University of Oxford): Spectral Geographies of Soviet Russia: Émigré Visions of Impossible Returns
  5. Lutz Becker (film-maker, curator): Kazimir Malevich: Suprematism and Film
  6. Daniel Bird (University of Sheffield): Utopia, Psychology and Language: ‘The Glass House’ and ‘Capital’
  7. Natalia Sidlina (Tate Gallery; The Gabo Archives): Naum Gabo’s Project for the Palace of Soviets: Creation of a Myth
  8. Brandon Taylor (University of Southampton): Geometry after Utopia

 

 

 


Казимир Малевич. Архитектон перед небоскребом (Супрематистская трансформация Нью-Йорка). 1924. Фотомонтаж

©Futurism.ru