МОСКОВСКИЙ
ФЕСТИВАЛЬ
МАЯКОВСКОГО
7-19 июля 2002 г.

поэзия /визуальные искусства /перформанс /видео /плакат /кино

главная
программа
участники
партнеры
пресса

 

9.07. вт 18:00

L-галерея
МАЯКОВСКИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Видео, инсталляция, объект, фотография.

Выставка до 19.07

Казалось, что современным художникам про Маяковского - неинтересно. Как написал в своем полемическом романе "Воскресение Маяковского" Юрий Карабичевский, "потому что все про него понятно, потому что ничего про него не понятно". Маяковский-штамп в современной культуре превалирует над образом реального человека, его творчеством. Маяковский-бренд оказывается прекрасным материалом для коммерческой рекламы.

На выставке в L-галерее нет ни одного портрета Маяковского. Впрочем, есть портрет памятника в серии фотографий саратовского художника Владимира Куприянова "Год Змеи". Куприянов, как и Маяковский, рожденный в год Змеи, фиксирует на часах ст. м. "Маяковская" даты поворотных годов русской истории, выпавшие на "змеиный" год - 19:05, 19:17, 19:29, 19:41, 19:53. Открытие памятников Александру Бренеру в Вене и Анатолию Осмоловскому в Москве - художникам, чей пафос и стратегии вполне сопоставимым с ранним Маяковским, - представлены в видеодокументации группы РАДЕК. Памятник, но уже не Маяковскому, а всей Советской эпохе поставит Максим Илюхин (проект "Звезда"). Своеобразным памятником производственной эстетике являются фотографии "Утро на маргариновом заводе" Яши Каждана.

На выставке представлено три проекта, посвященных "информационному" пространству города. Это проект 1996 г. "Ты мне соблазн" Антона Литвина - нанесенные художником на стены домов граффити-цитаты из Писания провоцируют ответные высказывания, которые Литвин фиксирует на фотопленку. Бросая как "Нате!", "Плачьте о себе" - он получает в ответ "сам о себе плач". Георгий Первов в фотосерии "Лозунг" демонстрирует не добавление, но зачеркивание смысла на заборных надписях. Еще до того, как революционная патетика прочно войдет в его поэтическое творчество, в 1918 г. Маяковский в компании с Бурлюком разрисовывает стены Страстного монастыря революционными лозунгами ("Коммуна - рай земного счастья для угнетенных") как бы предваряя тот бум маргинальных политических высказываний в духе коммунизма, неофашизма и баркашовства, которые "расцветут" на заборах конца ХХ века, будучи изгнанными из пролиберального телевизионного формата. Информационные поля официальной и неофициальной культуры парадоксальным образом поменялись местами в инсталляции Ирины Болдыревой "Transparency".

Борьбе с "информационным насилием" в цифровом пространстве посвящена работа Натальи Стручковой "SPAM". О насилии, но уже не цифровом, а реальном серия изысканных фотографий питерского художника Дмитрия Шубина "Смерть как фотография". Ряд питерских видов в духе туристических открыток показывает отнюдь не культурное лицо Северной Столицы, ставшей, по нелепой судьбе в конце века столицей криминальной. Шубин снимает места заказных убийств, и его проект бросает вызов равнодушному спокойствию общества. Е.Л.

 

   
 

© Futurism.ru, 2002
при использовании материалов ссылка на futurism.ru обязательна