info | ||
ФУТУРИЗМ МАФАРКА. «АФРИКАНСКИЙ РОМАН» МАРИНЕТТИ Вслед за книгой Генриха Тастевена «Футуризм. На пути к новому символизму» издательство книжного магазина «Циолковский» впервые за сто лет переиздает легендарный роман лидера итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка», опубликованный на русском в переводе Вадима Шершеневича в 1916 году в издательстве «Северные дни». В подготовленном издании восстановлены опущенные по цензурным соображениям фрагменты оригинального текста, кстати сказать, лишь в 2003 году выпущенном без купюр в самой Италии. В свое время роман стал причиной судебного преследования Маринетти, обвиненного в оскорблении нравственности, а само разбирательство превратилось в шумную пропагандистскую кампанию футуризма. Новую публикацию романа сопровождает вступительная статья Екатерины Бобринской «Роман-брандер», которая может служить инструкцией к его пониманию и затрагивает многие краеугольные вопросы футуристской эстетики. Екатерина Лазарева PS. Роман-брандер – статья Екатерины Бобринской к книге Футурист Мафарка PPS. Будетляне живут в сверхпрошедшем времени. Интервью Екатерины Бобринской об отце футуризма Филиппо Маринетти и русском футуризме
|
Футурист Мафарка. «Африканский роман» Маринетти [27.11.16.] Футуризм. На пути к новому символизму. Переиздание Генриха Тастевена [21.11.16.] 100 раз ДАДА. Международная научная конференция к 100-летию дадаизма [6.11.16.] Авангард в действии. Практики перформанса[20.09.16.] Манифеста-11 на родине дадаизма [30.06.16.] Футуризм и авангард на 5-м конгрессе EAM в Ренне [30.05.16.] До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев [8.04.16.]
|
|
ГЕНРИХ ТАСТЕВЕН. ФУТУРИЗМ. НА ПУТИ К НОВОМУ СИМВОЛИЗМУ Издательство книжного магазина «Циолковский» решило переиздать вышедшую в 1914 году в Москве книгу Генриха Тастевена «Футуризм. На пути к новому символизму». Эссе автора в книге дополняют пять манифестов итальянского футуризма в его переводе – четыре манифеста Маринетти «Манифест футуризма» (1909), «Беспроволочное воображение и слова на свободе» (1913), «Манифест к венецианцам» (1910) и «Манифест к испанцам» (1911), а также написанный Валентиной де Сен-Пуан «Манифест футуристской женщины» (1912). Известный критик и переводчик Генрих Эдмундович Тастевен (1881–1915) был не самым удачным переводчиком Маринетти, однако, именно он сыграл важную роль в организации визита лидера итальянских футуристов в Россию в 1914 году. Кроме того, тексты Маринетти для него были лишь поводом для собственного рассуждения о футуризме, следующим шагом за которым ему виделся новый символизм (год спустя Малевич видел в футуризме лишь «путь» к супрематизму). На сайте издательства опубликован посвященный Тастевену фрагмент книги «Кризис декаденства» Георгия Чулкова, а по ссылке – наше предисловие к изданию. Е.Л.
|
|
|
100 РАЗ ДАДА. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С 10 по 12 ноября Музей В.В. Маяковского, Институт искусствознания, ИМЛИ РАН и Международная академия зауми проводят международную научную конференцию «100 раз ДАДА», приуроченную к столетию дадаизма, отмечаемому в 2016 году. В 2011 году мы писали о выставке DADA МОСКВА, задуманной директором Кабаре Вольтер Адрианом Нотцем, чтобы осенить духом ДАДА Москву, где дадаизма в свое время не случилось и где он остро необходим. И вот теперь мы можем обнаружить «дада по-русски» не только у Ильи Зданевича, но и у Ольги Розановой, Велимира Хлебникова и других героев авангарда. Конференция пройдет на площадках Центра авангарда (10 ноября) и ГИИ (11 и 12 ноября). Вечером 11 ноября в Мемориальном музее А.Н. Скрябина состоится перформанс «Время идет», в котором примут участие музыканты Владимир Тарасов (перкуссия), Ларри Окс (саксофоны), Марк Дрессер (контрабас) и поэт Лев Рубинштейн. В программе конференции (целиком опубликована тут) анонсированы следующие доклады:
Е.Л.
|
|
|
АВАНГАРД В ДЕЙСТВИИ. ПРАКТИКИ ПЕРФОРМАНСА Истоки искусства перформанса принято возводить к историческому авангарду, в первую очередь, к футуризму и дадаизму. Размывая границы искусства и жизни и понятие произведения, они инициируют понимание искусства как события и процесса и активно взаимодействуют с аудиторией. Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности подготовил цикл открытых лекций по перформативным практикам в искусстве авангарда - «Авангард в действии». В октябре 2014 г. мы писали о выставке Музея современного искусства «Гараж», вероятно, впервые в отечественной музейно-выставочной практике связавшей практики русского авангарда с началом искусства перформанса. Если в узком смысле под перформансом принято понимать отдельный вид художественной практики, то для эпохи исторического авангарда перформативность означала выход с территории искусства, переосмысление театра, музыки и хореографии и работу с общественным пространством и политическим контекстом. Ниже приводим программу лекций, постфактум дополненную ссылками на видео. Е.Л.
|
|
|
МАНИФЕСТА-11 НА РОДИНЕ ДАДАИЗМА В Цюрихе с 11 июня по 18 сентября проходит 11-я биеннале современного искусства «Манифеста». Местом проведения Цюрих выбран не случайно, а как столица дадаизма, отмечающего в этом году 100-летие. Мы побывали на профессиональном превью, к сожалению, почти не разглядели инсталлированный против света в Кунстхалле фильм Александра Шейна «Вмаяковский», включенный в главную выставку «Совместные предприятия», заглянули на ретроспективу дадаиста Франсиса Пикабиа в Кунстхауз Цюрих, написали рецензию на «Манифесту» для «Кольты» и приводим отрывок из нее про дадаистский след: «Гвоздем цюрихской «Манифесты» предсказуемо стала перформативная программа знаменитого дадаистского клуба «Кабаре Вольтер», возрожденного в его историческом помещении в 2004 году и к столетию дадаизма переименованного в Cabaret der Künstler — Zunfthaus Voltaire («Кабаре художников — Гильдия Вольтер»). Пропуском на эту площадку служил коллективный перформанс, который любой желающий — в основном это были художники, желающие стать зрителями! — мог предложить и исполнить. Отменив фигуру зрителя и упразднив различие между профессиональными перформерами и теми, кто «тоже так может», «Кабаре Вольтер» воскресило радикальный дух антиискусства дадаизма и вдохнуло жизнь в не слишком новаторскую «Манифесту». Здесь идея секретной комнаты, в которую можно попасть не за 1 франк, как в инсталляции Евгения Антуфьева, а за перформанс, наконец перестала быть слишком местной историей про деньги и связанные с ними ноу-хау, а стала историей свободы, доступной каждому, пусть и в отдельно взятой привилегированной ситуации». Е.Л.
|
|
|
ПОИСК И ИССЛЕДОВАНИЕ. 5-Й КОНГРЕСС EAM В РЕННЕ С 1 по 3 июня в Университете Ренн 2 (Ренн, Франция) состоится пятый конгресс EAM – Европейской сети исследований авангарда и модернизма, проходящий раз в два года в различных городах Европы. Темой очередного конгресса стал «Поиск и исследование» (Quest and Investigation), а среди 4-х ключевых спикеров приятно обнаружить Наталью Смолянскую с докладом «Пространственный поиск и графические исследования в русском авангарде» (Quête d’espace et investigations graphiques dans les avant-gardes russes) и Гюнтера Бергхауса с докладом «Поиски Маринетти искусства, вдохновленного наукой» (Marinetti’s Quest for an Art Inspired by Science). Доклад Натальи Смолянской (разработавшей и воплотившей первую в России магистратуру по современному искусству на базе РГГУ) посвящен «открытию» пространства в русском авангарде, позволившему мыслить пространство концептуально. По сути – видеть пространство за пределами объектов повседневности, что как следствие означало, с одной стороны, претензию абстрактного искусства на преодоление границ видимого, а с другой – эзотерические и псевдо-научные попытки представить «невидимое» как структуру Вселенной. Исследование пространства продолжается в космосе – во французском (и английском) здесь даже нет различия в понятиях – это все тот же Quête d’espace. Смолянская обращает внимание, что исследования космоса, разработанные в научной фантастике и социальных утопиях, отдают предпочтение графическим форматам, иллюстрированным таблицам, планам, наброскам, проекциям, «формулам» и т. д. Ее доклад обозначает следующие вопросы: Как пластически выражает себя этот поиск космоса/пространства русским авангардом? Каким концептуальным смыслом пространственно-космический поиск в авангарде отмечен для его наследников в 1950–1960-е годы и в современном искусстве? Гюнтер Бергхаус – один из ведущих международных исследователей итальянского футуризма, автор книг «Футуризм и политика» (1996), «Итальянский футуристический театр» (1998), «Международный футуризм в искусстве и литературе» (2000), «Ф. Т. Маринетти: избранные сочинения» (2006), «Футуризм и технологическое воображение» (2009). В настоящее время он является главным редактором Международного ежегодника исследований футуризма (IYFS, с 2011), «Справочника международного футуризма» (выйдет в 2019) и книги «Международный футуризм 1945-2015: Библиографический справочник» (выйдет в 2020). Переводим резюме его доклада: «Вступительный доклад посвящен тому, как Маринетти в своих теоретических трудах реагирует на перемены, связанные с влиянием «второй промышленной революции» на Италию. Маринетти неоднократно определял футуризм как движение, направленное на «восторженное прославление научных открытий и современных машин». Так же, как искусство было для него расширенной формой политики, оно было и расширенной формой научного исследования. Маринетти обладал глубокими знаниями о великих открытиях ученых, таких как Жан-Батист Ламарк, Роберт Броун, Чарльз Дарвин, Анри Пуанкаре и многих других. Его футуристское воображение отличалось не столько своей технологической и научной основой, сколько стремлением к искусству и литературе, которые могли бы конкурировать с классической рациональностью науки и ассимилировать последние достижения технологии. Однако позиция Маринетти не идентична позициям других футуристов, и его собственные взгляды на науку и технику значительно изменились в течение тридцати лет. Этот доклад призван показать, что футуристское стремление к искусству будущего было не стабильной и неизменной сущностью, а многогранным феноменом, который часто включал в себя голоса скепсиса и инакомыслия, особенно во второй и третьей фазе футуризма.» Кроме того, Гюнтер Бергхаус выступил организатором и модератором отдельной панели «Футуристское слияние художественного и научного исследования» (The Futurist Fusion of Artistic and Scientific Inquiry), в которой мы имели честь участвовать. Приводим программу докладов и доступные тезисы к ним, по ссылке буклет всего конгресса, где в соседних панелях замечен ряд интересных и близких нам докладов. Е.Л.
|
|
|
ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ. КОЛЛЕКЦИИ РУССКОГО АВАНГАРДА ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ С 8 апреля по 10 июня в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» - выставочный проект Центра авангарда под кураторством Андрея Сарабьянова, одного из составителей 3-х томной «Энциклопедии русского авангарда» - масштабного издательского проекта, появившегося на бумаге в 2014 году и представленного в онлайн формате на сайте «Энциклопедия русского авангарда», открытом 15 апреля прошлого года. Произведения для выставки предоставили 19 российских региональных музеев, куда в первые послереволюционные годы была распределена бесценная подборка работ, закупленных у художников по инициативе Музея живописной культуры. Архангельск, Астрахань, Елец, Иваново, Киров, Козьмодемьянск, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Омск, Ростов, Самара, Саратов, Слободской, Тотьма, Тула, Уфа, Чебоксары, Ярославль – вот география участвующих в выставке музеев, получивших от ИЗО Наркомпроса произведения авангарда благодаря тому, что в этих городах были художественные училища. (С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России.) На выставке представлена едва ли не лучшая часть – около 100 работ, созданных до 1918 года ведущими художниками авангарда – Малевичем, Кандинским, Ларионовым, Гончаровой, Поповой, Розановой и Шагалом, а также их менее прославленными коллегами. Весной 2017 года в музее будет представлена вторая часть проекта, посвященная периоду после 1918 года и включающему 1930-е. На выставке представлены работы следующих художников: Владимир Баранов-Россине, Виктор Барт, Варвара Бубнова, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Борис Григорьев, Алексей Грищенко, Василий Денисов, Софья Дымшиц-Толстая (Пессати), Анна Зельманова, Василий Кандинский, Иван Клюн, Моисей Коган, Алексей Кокель, Петр Кончаловский, Павел Кузнецов, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Эльза Лассон-Спирова, Аристарх Лентулов, Сергей Лобанов, Казимир Малевич, Иван Малютин, Илья Машков, Елена Машкова-Федорова, Михаил Меньков, Авагим (Оваким) Миганаджиан, Николай Милиоти, Адольф Мильман, Алексей Моргунов, Амшей Нюренберг, Александр Осмеркин, Вера Пестель, Любовь Попова, Василий Рождественский, Ольга Розанова, Сергей Романович, Михаил Соколов, Владислав Стржеминский, Борис Такке, Николай Тархов, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Герман Федоров, Валентина Ходасевич, Василий Чекрыгин, Марк Шагал, Борис Шапошников, Эдуард Шиман, Иосиф Школьник, Александра Экстер, Валентин Юстицкий, Алексей Явленский, Георгий Якулов. Е.Л.
|
|
|
©Futurism.ru |