МОСКОВСКИЙ
ФЕСТИВАЛЬ
МАЯКОВСКОГО
7-19 июля 2002 г.

поэзия /визуальные искусства /перформанс /видео /плакат /кино

главная
программа
участники
партнеры
пресса

 

Владимир Строчков

участник выставки "Шершавым языком. Плакат", Зверевский центр современного искусства, 8.07-19.07.2002; участник поэтической программы "Поэт-экспериментатор", Государственный музей В.В. Маяковского, 11.07.2002 (куратор - Дмитрий Кузьмин).

об авторе

Родился 3 апреля 1946 года в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов, служил офицером в танковых войсках, работал на предприятиях электронной промышленности и черной металлургии. С начала 90-х работает в издательском бизнесе, занимается компьютерной графикой и версткой. В течение 10 лет является главным редактором журнала “Аккорд”. Стихи пишет практически всю сознательную жизнь. Публиковаться начал с конца 80-х годов. В настоящее время имеет свыше 70 публикаций в России, Германии, США, Италии. Фотоколлажом увлекся в последние годы. Лауреат премии ж-ла “Юность” (“20-я комната”) за 1991 г. Лауреат премии ж-ла “Арион” за 1994 г. Победитель сетевого литературного конкурса ТЕНЕТА'98 (www.teneta.ru) в номинации “Сборники стихотворений и поэмы”. Победитель сетевого литературного конкурса УЛОВ 1999 и 2000 года в номинации “Поэзия”. Стипендиат Фонда памяти И. Бродского (США – Италия – Россия) 2000 г. Стипендиат Лигурийского центра искусств и гуманитарных наук, Фонд Больяско (США – Италия) 2001 г.

о проекте

Стихами Маяковского я увлекался в основном в возрасте 10-15 лет. Некоторые его ранние произведения, впрочем, люблю до сих пор. Считаю его безусловно талантливым поэтом-новатором, талант которого сгубило сотрудничество с властью.
Независимо от того, становится человек искусства коллаборационистом по идейным, как это было с Маяковским, или по шкурным мотивам, вступая в игры с властью, будь то власть светская (государство, партия) или церковная, и массовой идеологией, будь то идеология интернационал-социализма или национал-социализма – это всегда неизбежно губительно для его таланта.
Место подлинного искусства – всегда в оппозиции к навязываемой общественной норме – потому что творчество индивидуально, и к настоящему – потому что искусство работает на будущее, создавая то новое, что станет нормой потом – и тогда будет вновь отринуто искусством. Более радикальная или менее, но эта оппозиция является для искусства, для творчества одним из категорических императивов.
Государство же, партия, церковь (речь, разумеется, именно о церкви как общественном институте, аппарате, а не о вере, которая есть дело сугубо личное и даже интимное) – особенно в такой исторически склонной к разнообразным формам тоталитарной идеологии (соборность, общинность, коммунизм) стране, как наша, работают только на себя, причем на себя сегодняшних, поскольку их функционеры сознают себя, как все временщики, по преимуществу в настоящем, а категория будущего – на этом ли, на том ли свете – для них только объект спекуляций и инструмент манипулирования обществом, что-то вроде морковки на веревочке перед мордой осла.
Творческая личность на морковку обычно не ведется, поэтому власть всегда стремится ее уничтожить – сознательно ли и физически, если речь идет об оппозиционере, или подсознательно и духовно, – если о коллаборационисте. Поэтому коллаборационист от искусства – это духовный и моральный самоубийца, сам сующий голову в петлю власти – бездуховной и аморальной, что называется, по определению.
Полагаю, что именно это и было главной трагедией и причиной погибели Маяковского, а отнюдь не love story и не интриги коллег по перу и партийных функционеров. Нет, он не продавал души дьяволу. Он ее дьяволу подарил – искренне и «бездвоздбезддо», как сказала Сова из известной истории. И возмездие не заставило себя ждать. А совершив духовное самоубийство, ему уже ничего не оставалось, кроме как совершить самоубийство физическое.

ссылки

 

 

© Futurism.ru, 2002
при использовании материалов ссылка на futurism.ru обязательна