info

НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ В СУДЬБЕ КОЛЛЕКЦИИ ДЖАННИ МАТТИОЛИ [14.12.21.]

Вышел новый номер «ДИ» с нашим обзором выставки «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» (в ГМИИ до 16 января), из которого можно узнать, почему выставка – наказание для футуристов. Одновременно до нас дошли новости о крутых переменах в судьбе коллекции Маттиоли за время ее тура в России – въехав как будущая часть Гранде Брера, она внезапно сменила обратный адрес на миланский Музей Новеченто. 50 лет ожидания для собрания Маттиоли, признанного неделимым национальным достоянием (в этом суть наказания), должны были завершиться открытием Брера Модерн в Палаццо Читтерио в 2022 году, однако, в эту перспективу уже, похоже, мало кто верит. Подробнее: Джеймс Имам в The Art Newspaper Russia

Е.Л.


Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина

 

 

 

 

Неожиданный поворот в судьбе коллекции Джанни Маттиоли [14.12.21.]

Сборник Третьего международного конгресса историков искусства им. Д.В. Сарабьянова [26.10.21.]

Выставка «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» в ГМИИ [19.10.21.]

Видеоводевиль «Апокалипсису быть!» кооператива «Техно-поэзия» [8.09.21.]

Дискуссия «Двадцатые. Поиск утраченного языка» [25.07.21.]

Киборг и гендер: от Маринетти к Харауэй и обратно [16.07.21.]

Выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций» в ГРМ [15.07.21.]

Выставка Арсения Жиляева «Будни распознавателя образов» в ММОМА на Гоголевском [25.06.21.]

Премьерный показ фильма «Что делать» «Шесть кинетических мелодий для потребного будущего» [15.06.21.]

Борис Клюшников о критическом потенциале научной фантастики в проектах художников [26.04.21.]

Презентация антологии «Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909 – 1941» на ярмарке non/fiction#22 [27.03.21.]

Выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в Музее «Гараж» [26.03.21.]

Наша с «Гилеей» книга названа «Лучшей публикацией» в конкурсе ГИИ [31.01.21.]

СБОРНИК ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ИСТОРИКОВ ИСКУССТВА ИМ. Д.В. САРАБЬЯНОВА [26.10.21.]

Из печати вышел сборник третьего «Сарабьяновского конгресса», состоявшегося в 2018 году и посвященного теме «Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени». Исследуя процесс формирования нормы, ее границы, дегуманизацию и новые контуры антропологической проблематики, участники конгресса представили искусство в качестве инструмента, посредника и документального свидетельства в этом процессе.

Из аннотации: «Начиная с эпохи Возрождения человек оказывается главным персонажем истории идей, искусства и науки. Эпоха Просвещения создала концепт мыслящего субъекта как центральной фигуры европейской культуры. Пристальный интерес к человеку привел к выработке понятия нормы и его догматизации. Понятие нормы по отношению к человеку обернулось детальной разработкой нормативов во всех областях человеческой деятельности и социальной жизни.

Однако очень быстро критически мыслящий субъект начинает подвергать сомнению собственные основания. Разворачивается борьба за изменение представлений о норме. Аргументами в этой борьбе стали научные открытия в области физики, психологии, медицины и проч. Границы нормы в отношении человека становятся зыбкими и проницаемыми. Человек оказывается “опасным индивидом” (Фуко), а искусство балансирует между нормой и отклонением. Интерес к патологиям и трансчеловеческому порождает в культуре целый спектр постоянно звучащих тем: гений и безумие, Голем и Франкенштейн, декаданс и “дегенеративное искусство”, красота и уродство, Де Сад и изобразительная мартирология, анатомический театр, извращения и порок, сексуальные девиации и преступления. Особенно эти тенденции усилились в XX и XXI столетиях».

Пятисот-страничный сборник включает 25 научный статей и открывается текстами Александра Дугина «Чистое зло гуманизма» и Славоя Жижека «Проклятия женщины-гиены: власть, костюм и дружба». Искусству авангарда посвящены статьи Элицы Дюлгеровой «Испытание границ произведения и пространства на авангардных выставках (на примере выставки “1915 год”)», Екатерины Бобринской «Новая антропология в творчестве Василия Чекрыгина», Константина Дудакова-Кашуро «Концепция “нового человека” в текстах Рауля Хаусмана: между дадаизмом и конструктивизмом», Элиде Питтарелло «Сальвадор Дали. Гибридные портреты 1920-х годов», Наталии Злыдневой «(Авто)портрет в авангарде: в поисках нормы», Мортена Сёндергорда «Исследуя метафоры смерти искусства как социальной нормы», Франчески Феррандо «Феминистская генеалогия постчеловеческой эстетики в изобразительном искусстве» и Екатерины Лазаревой «Киборг и гендер: от Маринетти к Харауэй и обратно».

PDF-версия сборника онлайн

Е.Л.

 

 

 


 

ВЫСТАВКА «СВОБОДНОЕ ИСКУССТВО. ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ДЖАННИ МАТТИОЛИ» В ГМИИ [19.10.21.]

Избранная часть коллекции Джанни Маттиоли в составе 26 произведений итальянского искусства 1910–1921 гг., ранее представленная в Русском музее, будет представлена в ГМИИ им. А. С. Пушкина – в залах постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков.

Коллекция Маттиоли считается одним из самых значительных собраний итальянского искусства, в частности, она включает важные работы футуристов Джакомо Балла, Умберто Боччони, Фортунато Деперо, Карло Карра, Оттоне Розаи, Луиджи Руссоло, Джино Северини и Арденго Соффичи, а также работы Амедео Модильяни, Джорджо Моранди и Марио Сирони. Убежденный пацифист, верящий, что искусство способно делать человеческое существо «более человеком и менее зверем» Джанни Маттиоли, собирая большую часть своей коллекции с 1943 по 1953 годы, стремился продемонстрировать основополагающее значение футуризма для дальнейшего развития итальянской живописи, при том, что в молодые годы лично был знаком и дружил со многими футуристами.

Произведения из коллекции Маттиоли будут интегрированы в структуру постоянной экспозиции ГМИИ, по словам организаторов, «реконструируя ситуацию на французской художественной сцене, когда чуть более века назад в Париж ворвались молодые итальянские живописцы, освободившиеся от культа прошлого и дерзнувшие бросить “вызов звездам”».

Выставка «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли» (куратор – Елена Стёпкина) продлится до 16 января 2022 года, а после ее завершения эта часть собрания Маттиоли войдет в постоянную экспозицию готовящегося к открытию отделению Пинакотеки Брера – галереи Брера Модерн в Милане.

Подробнее о выставке на сайте ГМИИ.

Е.Л.

 

 

 


 

ВИДЕОВОДЕВИЛЬ «АПОКАЛИПСИСУ БЫТЬ!» КООПЕРАТИВА «ТЕХНО-ПОЭЗИЯ» [8.09.21.]

Видеоводевиль «Апокалипсису быть!» кооператива «Техно-Поэзия», ранее представленный на выставке «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в Музее «Гараж» теперь доступен онлайн на you-tube канале «Техно-поэзии»

Из текста о проекте: «В начале Первой мировой войны, незадолго до открытия легендарного “Кабаре Вольтер”, Хуго Балль писал, что во времена подобных политических потрясений “все живое искусство будет иррациональным, примитивным, сложным; оно будет говорить на тайном языке и оставит по себе документы не поучительного, но парадоксального характера”.

Фантасмагорический видеоводевиль кооператива “Техно-Поэзия” “Апокалипсису быть!”, в котором представлен широкий набор волнующих художников актуальных общественных и профессиональных вопросов, пропитан этим духом “живого” искусства и формально отсылает к дадаистским кабаре-практикам.

Обращение к сатирическому жанру водевиля, важной частью которого являются танцевальные и музыкальные номера и репризы на злобу дня, также как нельзя лучше вписывается в практику “Техно-Поэзии”. Художественная деятельность кооператива, которую он ведет параллельно с активистской работой, лежит в поле утопического воображения и самоиронии, но при этом отталкивается от конкретных проблем. В качестве средств выражения участники “Техно-Поэзии” используют разные форматы: устраивают перформансы, проводят перформативные лекции и мастер-классы, создают видео, а также исполняют и записывают песни-манифесты (в “Апокалипсису быть!” появляются треки с их последнего одноименного альбома).

Водевиль начинается встречей четырех квир-травести-персонажей, обсуждающих актуальные темы, в том числе пандемию COVID-19 и ее общественные, политические и психологические отголоски. Героинь и героев интересует в частности необходимость соблюдения дистанции, которую они рассматривают в духе критических высказываний Джорджо Агамбена о карантине как о директивной властной процедуре, разобщающей членов общества. Конец сцены знаменуется повисшим в воздухе вопросом “Где же нам искать спасения?”. Сценарии спасения готовы предложить приглашенные “агенты будущего” — современные активисты, выступающие от собственного лица из грядущих версий миров, которые воплотились в реальность благодаря их деятельности в настоящем. Параллельно сюжет водевиля разворачивается как серия разнообразных «спасительных» упражнений: конспирологических дискуссий, магических ритуалов, а также интерактивных терапевтических практик, к участию в которых приглашаются зрители.

В завершающем эпизоде героини и герои первой сцены появляются вновь, на этот раз для того, чтобы подвести неутешительный итог — “Апокалипсису быть!”. По мнению участников “Техно-Поэзии”, от наших действий в настоящем зависит, сбудется ли это пророчество, или, если обратиться к темпоральности Агамбена и его “времени конца”, продолжит ли оно сбываться уже сейчас».

 

 

 


 

ДИСКУССИЯ «ДВАДЦАТЫЕ. ПОИСК УТРАЧЕННОГО ЯЗЫКА» [25.07.21.]

Друзья и коллеги вчера инициировали супер-интересную дискуссию в 2-х частях (будет продолжение) «Двадцатые. Поиск утраченного языка». Речь шла про современные художественные проекты, переосмысляющие раннесоветские практики социального театра: массовые шествия, хоровую декламацию, первомайские демонстрации и спортивные парады. Проброс от наследия 1920-х в наши «двадцатые» было предложено рассматривать в терминах конвергенции. В целом вышел на редкость свежий и содержательный разговор. Идея и модерация – Антон Рьянов и Егор Рогалев, в разговоре участвовали Настя Дмитриевская, Алла Митрофанова, Коля Олейников, Марина Симакова.

Смотрите в записи: https://youtu.be/SzaAYnle_JU

Е.Л.

 

 

 


Перформанс "Пролетайте и соединяйтесь!" Анны Козониной, Анастасии Дмитриевской и Антона Рьянова, Нижний Новгород, 2019

 

КИБОРГ И ГЕНДЕР: ОТ МАРИНЕТТИ К ХАРАУЭЙ И ОБРАТНО [16.07.21.]

Помните, как в преамбуле к «Манифесту футуризма» Маринетти описывает свою автокатастрофу? Из-за травмы, полученной в ходе велосипедной поездки, редактору предстоит медленное сращение тела с титаном.

По случаю смотрите статью, которая скоро выйдет на бумаге в сборнике «Границы нормы: трансформация гуманизма в европейской культуре Нового и Новейшего времени»: Екатерина Лазарева «Киборг и гендер: от Маринетти к Харауэй и обратно» (с. 471-485 в pdf по ссылке: https://sarabianov.sias.ru/docs/sbornik_III_ru.pdf)

Идея замены и/или дополнения человеческого тела механическими или электронными компонентами, а также оцифровки сознания оказалась особенно востребованной в культуре ХХ века. Статья связывает футуристскую концепцию «человека, умноженного Машиной» (1911) с киборганической традицией: от средств коммуникации как «расширений» человеческого тела у Маршала Маклюэна до «нового атлетизма» Стеларка и «Манифеста киборгов» (1985) Донны Харауэй.

Последний, будучи вызван к жизни повесткой социалистического феминизма, стремится порвать с гендерной нормативностью, бросая вызов дуализмам западной традиции, в том числе мужского/женского, культуры/природы. В частности, сексуальное воспроизводство как «естественное» и единственно возможное у Харауэй ставится под сомнение. «Умноженный человек» Маринетти и «киборги» Харауэй составляют два варианта анормативного мышления, но являются ли эти гендерные сценарии диаметрально противоположными, с разных сторон атакующими «границы нормы»?

Машинный миф итальянского футуризма, как правило, воспринимается как радикально маскулинный, мизогинный и даже протофашистский, однако, кажущаяся «незаконной» попытка прочитать Маринетти через Харауэй позволяет выстроить новое понимание футуристского субверсивного гендера (в контексте утопической традиции воображения мира вне бинарного гендера). Кроме того, более внимательный анализ тезиса Маринетти о «презрении к женщине», его позиции и политики в отношении равенства полов, а также участия женщин и феминисток в футуристском движении обнаруживают сформулированную и отчасти реализованную футуризмом предельно актуальную освободительную гендерную повестку.

Е.Л.

 

 

 

 

ВЫСТАВКА «ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МАТТИОЛИ. РУССКИЙ КУБОФУТУРИЗМ ИЗ РУССКОГО МУЗЕЯ И ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ» В ГРМ [15.07.21.]

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге впервые в России будут показаны 26 уникальных произведений Д.Балла, У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Д.Северини, М.Сирони и др. из миланского собрания Джанни Маттиоли. Большинство из демонстрируемых работ представляют итальянских футуризм, инициированный манифестом Филиппо Томмазо Маринетти 1909 года, который практически сразу нашел отклик во многих странах мира, включая Россию, где футуризм нашел наиболее значительное развитие за границами Италии в лице русского футуризма и кубофутуризма.

Ранний русский авангард одним из своих источников, безусловно, имел итальянский футуризм, и подготовленная Русским музеем выставка дополняет итальянскую часть из собрания Маттиоли экспозицией, посвященной русскому кубофутуризму. В «русской» части выставки будут представлены произведения живописи и графики Д.Бурлюка, Н.Гончаровой, А.Лентулова, К.Малевича, Л.Поповой, И.Пуни, О.Розановой, Н.Удальцовой, А.Экстер и др. из собрания Русского музея и частных коллекций.

По замыслу организаторов, «выставка в Русском музее объединит работы итальянских и русских футуристов, что позволит ощутить своеобразие каждой из двух национальных версий этого масштабного творческого движения. Основополагающие произведения итальянского футуризма показаны в диалоге с такими же знаковыми работами отечественных мастеров. Это даст возможность зрителям увидеть их сходство и различия и лучше понять эпоху авангардистских экспериментов, охвативших всю Европу.»

Раздел, посвященный русскому кубофутуризму будет открыт до 27 сентября, а итальянская часть выставки – до 4 октября 2021. Подробнее на сайте Русского музея.

Е.Л.

 

 

 


 

ВЫСТАВКА АРСЕНИЯ ЖИЛЯЕВА «БУДНИ РАСПОЗНАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВ» [25.06.21.]

В здании ММСИ на Гоголевском бульваре открывается персональная выставка Арсения Жиляева «Будни распознавателя образов», представляющая собой продолжение спекулятивного исследования «возможностей музейной выставки как самой доступной на сегодня технологии достижения бессмертия». По словам куратора выставки Алексея Масляева, «“Будни распознавателя образов”— это мистификация в жанре нон-фикшн, тотальная симуляция некоего невероятного события, которая в игровой форме вовлекает зрителя в фантастическое путешествие то ли во времени, то ли к самым границам Вселенной. Решится ли зритель дойти до конца этого захватывающего квеста? Белый кролик уже прыгает— правда, не в кроличью, а в кротовую нору. Приключение начинается».

А вот собственно «легенда» к выставке:

«Из сопроводительной документации Института Овладения Временем:

“Грузовой корабль ТЕНЕТ провел около 12 600 лет, дрейфуя в пустоте космического пространства: из-за неполадок в навигационном оборудовании связь с планетой Земля была полностью утеряна. Одним из результатов блуждания, воспринимавшегося бортовыми самописцами как освобожденное время поисков, стала уникальная коллекция предысторий человеческого искусства, оформленная в экспозиционных схемах-интерфейсах. После обнаружения ТЕНЕТ получил признание как уникальная самообучающаяся система, по праву называющаяся пионеркой движения алгонавтики и послужившая важным источником информации о завершающем этапе работ по оптимизации времени.

Считается, что корабль обратился к штудированию предыстории человеческого искусства, пытаясь компенсировать нехватку вычислительных способностей, необходимых для благополучного восстановления версии вселенной, в которой планета Земля „сможет выйти на связь“. Исследователи установили, что отправной точкой для создания коллекции стало обнаружение ТЕНЕТом в бортовом дата-центре скана древнего манускрипта о музыке: его язык был идентифицирован как „древнерусский 2335“, а на обложке было изображение латинского бустрофедона Sator Arepo Tenet Opera Rotas. Так один из старейших бустрофедонов стал ориентиром в организации генерационных экспериментов ТЕНЕТа и в итоге привел к формированию архива возможных инвариантов экспозиционной предыстории искусства размером около 5 000 000 гигабайт. Сейчас все они хранятся в Институте Овладения Временем, который осуществляет попечительство и исследовательские работы с материалами, обнаруженными в системе бортовых самописцев корабля. Выставка „Будни распознавателя образов“, открытая в ММОМА, Москва, Россия, 2020 год, стала первой демонстрацией наследия ТЕНЕТ в секторе 2020КЕРП».

Институт овладения временем обратился к нам с запросом, который вместе с нашим ответом опубликован накануне открытия на «Крапиве»

Среди других материалов и переписок вокруг выставки:

«Три наблюдения», письмо Марии Линд, куратора и советника по культуре при посольстве Швеции в России, в журнале «Среда»

Ответ арт-критика и куратора Валентина Дьяконова, опубликованный 18.06 на Artterritory

«Толлот Еве Нолон Еве Толлот», фрагмент переписки филолога Татьяны Бонч-Осмоловской с Институтом овладения временем в журнале «Носорог» (№15)

Е.Л.

 

 

 


 

ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ ФИЛЬМА «ЧТО ДЕЛАТЬ» «ШЕСТЬ КИНЕТИЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ ПОТРЕБНОГО БУДУЩЕГО» [15.06.21.]

В начале 2021 года в напряженной эпидемиологической и общественно-политической обстановке коллектив «Что Делать» на студии Ленфильм снял видео «Шесть кинетических мелодий для потребного будущего», которое демонстрируется на выставке «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в Музее современного искусства «Гараж» (26 марта — 1 августа 2021).

В Открытом лектории «Новой Голландии» пройдет премьерный показ фильма в Петербурге и обсуждение, в котором примет участие авторский коллектив в составе Дмитрия Виленского, Нины Гастевой, Ольги Егоровой (Цапли) и Николая Олейникова, а также участники и соавторы фильма Настя Денисова, Катя Иванова, Элина Лебедзе, Алексей Сергиенко, Сергей Финогин, Груша Циолковского. Кроме того, в обсуждении примут участие философы и участники «Что Делать» Оксана Тимофеева и Артемий Магун, куратор science-art музея в Институте физиологии имени Павлова в Колтушах Ирина Актуганова и независимый арт-критик, философ Алла Митрофанова.

Наш текст о работе: «Новое видео коллектива “Что Делать” рассказывает об утопической лаборатории, в которой главные действующие лица и одновременно соавторы фильма выступают учеными и подопытными, ставя на себе эксперименты, призванные выработать новые формы социального поведения для выживания в стремительно меняющемся мире.

Действие фильма разворачивается внутри объемной декорации из картона, которая в реальном пространстве съемочного павильона имитирует виртуальную коммуникацию в Zoom.

Рычагом воображения нового будущего оказываются рефлексы — базовая форма деятельности нервной системы, сближающая нас со всем органическим миром и отвечающая за “автоматическую” часть жизни человека. В контексте критики рефлексов и постпавловской спекулятивной науки о природе обсуждаются условные рефлексы, возникающие, с одной стороны, как реакция приспособления к меняющимся условиям, а с другой — как предвосхищение будущих потребностей организма, предугадывание того, что потребуется через секунду, час или год, воплощение того, как наш мозг конструирует, по выражению психофизиолога Николая Бернштейна, “потребное будущее”.

Помочь человечеству в ближайшем будущем должны результаты работы Лаборатории Остановки, Лаборатории Риска и Праздности, Лаборатории Антибеспомощности, Трип-лаборатории Прибавочного Энтузиазма, Лаборатории Блуждающего Тела и Лаборатории Прикладной Тошноты.»

Е.Л.

 

 

 


 

БОРИС КЛЮШНИКОВ О КРИТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ПРОЕКТАХ ХУДОЖНИКОВ [26.04.21.]

В Открытом лектории Новой Голландии проходит курируемый нами Цикл лекций Музея «Гараж» – «Современное искусство: актуальные подходы». Он объединяет художников, кураторов, критиков и ученых, рассуждающих о том, что представляет собой искусство XXI века, как меняется это понятие с течением временем, какие форматы, концептуальные подходы и методологии работают сегодня. Подробнее на сайте Музея "Гараж"

В рамках этого цикла 26 апреля состоится лекция куратора и теоретика современного искусства, организатора Лаборатории художественной критики Бориса Клюшникова «Критический потенциал научной фантастики в проектах художников». Приводим текст анонса: «Граница между понятиями modern и contemporary проводится не просто хронологически, но и хронополитически. Это означает, что от идеи новоевропейского унифицированного времени мы переходим к производству и соприсутствию множественных темпоральностей, множественных времён, что и входит в понятие “со-временности”. Это производство темпоральностей позволяет сказать, что современное искусство и научная фантастика могут быть исследованы как разные грани общего трансдисциплинарного поля. Мы долгое время были в плену разделения знания, утверждающего, что научная фантастика принадлежит целиком изучению литературы, а современное искусство представляет собой часть истории искусства.

Сводя вместе теорию современного искусства и теорию научной фантастики, куратор и теоретик Борис Клюшников анализирует важную часть культурных практик последнего времени, которые в статье философа Юсси Парикка получили понятие “контрфутуризмов”. К контрфутуризмам можно отнести не только фильмы, музыку, поэзию, но и особый подход к художественному производству, подход к пониманию инфраструктуры искусства. Одной из важных форм контрфутуризмов стал видеоэссеизм.

В фильмах и инсталляциях Лариссы Сансур, Софии Аль-Марии, Лоуренса Лека, Джона Акомфры и Otolith Group движущееся изображение, технологическая основа визуальности, поэтическое письмо создают альтернативные воображаемые нарративы, расщепляющие тоталитарную унификацию современного цифрового капитализма, который, по замечанию Майкла Хардта, становится похож на империю в прямом смысле слова (для него аналогией была Римская империя).

Монтаж, дизъюнктивное соединение магии и технологии ради освобождения иного образа будущего делает контрфутуризмы не просто “жанром” среди других жанров и направлений, а той подрывной культурной практикой, которая позволяет переописать как понятия научной фантастики, так и мир современного искусства.»

PS. Лекция в записи

 

 

 


Лоуренс Лек. Геомант. 2017. Кадр из фильма. Copyright Lawrence Lek, courtesy the artist and Sadie Coles HQ, London. Commissioned for the Jerwood / Film & Video Umbrella Award.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АНТОЛОГИИ «ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ. МАНИФЕСТЫ И ПРОГРАММЫ. 1909–1941» НА ЯРМАРКЕ NON/FICTION#22 [27.03.21.]

27 марта в 17:00 на ярмарке non/fiction#22 в Гостином дворе проводим презентацию нашего двухтомника, шикарно изданного «Гилеей». В презентации участвуют ведущий исследователь футуризма в России, автор первой монографии о движении Екатерина Бобринская, исследователь немецкого и итальянского авангарда, раннесоветской шумовой культуры, переводчик дадаистов Константин Дудаков-Кашуро, и наша редакция в лице составителя и переводчика книги, автора вступления и комментатора Екатерины Лазаревой. Мы заготовили очень интересные темы для обсуждения. Приходите участвовать в живой дискуссии! Будет ли трансляция – не знаем. Будем стремиться потом опубликовать расшифровку. Анонс на сайте non/fiction#22

Е.Л.

 

 

 

 

ВЫБИРАЯ ДИСТАНЦИЮ: СПЕКУЛЯЦИИ, ФЕЙКИ, ПРОГНОЗЫ В ЭПОХУ КОРОНАЦЕНА [26.03.21.]

В Музее «Гараж» открывается выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», собранная по итогам open call (впервые в выставочной практике Музея). Летом 2020 Музей предложил авторам и творческим коллективам, проживающим и работающим на территории России, занять любую дистанцию по отношению к текущей ситуации и рассмотреть спекуляции (лат. speculatio — высматривание) в широком философском смысле: как одну из форм взаимодействия с реальностью и/или умозрительное рассуждение о возможном. По итогам open call из более 1000 заявок было отобрано 33 участника, среди которых 11 групповых проектов.

«Спекуляции, фейки и прогнозы» в названии выставки выступают вариантами «дистанции» искусства по отношению к действительности — дистанции, которую каждый художник выбирает самостоятельно сообразно своему методу работы. Представленные работы трактуют спекуляции предельно широко — от фигуры рыночного спекулянта до тайных обществ, от альтернативной медицины до технологических стартапов, от трикстерских расследований и парафикций до воображаемых музеев.

Архитектурная концепция выставки, разработанная бюро «Новое», объединяет галереи Музея единой суперповерхностью, прочерченной по модульной сетке и состоящей из светящихся квадратов матового стекла, предоставленного компанией AGC. Зрителям предлагается передвигаться по выделенному маршруту — движение по выставке напоминает прохождение компьютерной игры. Такая геймифицированная среда вдохновлена научно-фантастическими фильмами, аркадными видеоиграми, а также отсылает к сканвордам, формулярам, анкетам и рекомендованной ВОЗ дистанции (1,8 м). Вместе с тем она напоминает передвижение по специальным мосткам вроде тех, что устанавливают в Венеции во время acqua alta. Такое перемещение превращает осмотр выставки в приключение и вместе с тем подрывает рутинные и гарантированные позиции в пространстве, создавая новый телесно-зрительский опыт.

Выставка устроена как нелинейная система пересекающихся тематических рубрик, которые создают подвижные связи работ между собой и, складываясь в конфигурации-созвездия, организуют смысловую навигацию. Игра как модель реальности, ее тестовая версия или альтернатива, оказывается центральным мотивом приуроченной к выставке публичной программы, посвященной научной фантастике и играм.

Список участников: Федора Акимова (Москва), творческое объединение «Антон Курышев и Андрей Гурьянов» (Москва), Виталий Барабанов (Москва), Ася Володина (Москва), Митя Зильберштейн (Москва), Марина Истомина (Усть-Кут, Иркутская область), медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое» (Москва), Владислав Кручинский (Москва), Михаил Максимов (Москва), группа МишМаш (Москва), Мария Морина, Марина Карпова и Екатерина Соколовская (Санкт-Петербург), Дарья Правда (Санкт-Петербург), Кирилл Савченков (Москва), Никита Селезнев (Санкт-Петербург), Иван Серый (Нижний Новгород), Алиса Смородина и Алена Шаповалова (Москва), Максим Спиваков (Москва), объединение «Театр Взаимных Действий» (Москва), кооператив «Техно-Поэзия» (Санкт-Петербург), Даша Трофимова (Москва), Максим Трулов и Ксюша Ласточка (Нижний Новгород), Анна Фобия (Москва), группа «Хочешь» (Москва / Санкт-Петербург / Туапсе), Заур Цугаев (Грозный), коллектив «Что Делать» (Санкт-Петербург), Андрей Шенталь (Москва), Борис Шершенков (Санкт-Петербург), самоорганизованная группа ШШШ (Москва), Александр Щуренков (Москва), Татьяна Эфрусси (Москва), группа АРXIV (Москва), Genda Fluid (Москва), гибридная самоорганизация NONSNS (Москва).

Мобильный гид, подкаст по выставке и другие материалы на сайте Музея

Е.Л.

 

 

 


 

НАША С «ГИЛЕЕЙ» КНИГА НАЗВАНА «ЛУЧШЕЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ» В КОНКУРСЕ ГИИ [31.01.21.]

31 января в оккупированной силовиками столице по неизменной традиции отмечали День рождения Государственного института искусствознания, в рамках которого назвали победителей ежегодного конкурса публикаций. Наша с «Гилеей» книга «Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941: В 2 томах» награждена первой премией в номинации «Лучшая публикация»! Двухтомник, подготовка которого заняла 5 лет, вышел несмотря на все препоны ковидного года и доступен в книжных. Он содержит ровно 100 манифестов и программ итальянского футуризма с 1909 до 1941 года и включает как ранее опубликованные тексты, включая лучший исторический перевод футуристов Михаила Энгельгардта 1914 года и малоизвестные переводы 1920-х, так и 40 впервые переведенных нами на русский манифестов. Большинство текстов до этого были известны только специалистам. Издание содержит более 60 иллюстраций, обширный научный комментарий, сведения об авторах, избранную библиографию и именной указатель.

Е.Л.

 

 

 


 

©Futurism.ru