info

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. НЕ ТОЛЬКО «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ»

В павильоне «Рабочий и колхозница» с 24 ноября по 25 февраля 2018 г. пройдет выставка «Казимир Малевич. Не только "Черный квадрат"», подготовленная куратором Александрой Шатских, крупнейшим специалистом по Малевичу, уже многие годы живущей в США. На наш взгляд, в организации выставки что-то пошло не так.

Начнем с того, что это – первая большая ретроспектива К.С. Малевича в Москве после почти тридцатилетнего перерыва – в 1988–1989 годах выставка «Казимир Малевич. 1878–1935», объединившая работы из Русского музея, Третьяковской галереи и Музея Стеделийк была показана на этих площадках, соответственно, в Ленинграде, Москве и Амстердаме. Та экспозиция, вообще говоря, была единственной посмертной ретроспективой Малевича в Москве, хотя Русский музей в Петербурге выставлял работы из собственного собрания в 2000–2001 гг. на выставке «Казимир Малевич в Русском музее», а затем в 2013 году – на выставке «Казимир Малевич. До и после квадрата».

Нынешняя экспозиция «Не только "Черный квадрат"» прочитывается как ответ на «до и после квадрата» и как очередная концептуальная уловка, будто нарочно конструируя «фигуру отсутствия» – отсутствия хранящегося в Третьяковке и, видимо, невыездного «Черного квадрата». Впрочем, на выставке в павильоне «Рабочий и колхозница» не представлено и других работ Малевича из собраний Третьяковской галереи и Русского музея – организатор выставки ГМВЦ «РОСИЗО», пользуясь связями с региональными музеями, наработанными в эпоху экспортных выставок авангарда, собрал Малевича по городам России: Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Саратов… Под это отсутствие известных и хрестоматийных работ прописана и концепция – необходимость «разрушить стереотипы» в отношении Малевича и познакомить публику с его работами «помимо пресловутого Квадрата».

Проблематичным для выставки является и сам контекст памятника «Рабочему и колхознице» – официальной советской репрезентации на международной выставке в Париже 1937 года, в разгар сталинских репрессий и спустя два года после трагической гибели Малевича в Ленинграде в крайней нужде. Архитектура выставки не справилась с архитектурой самого здания и с фактурой его «лужковской» реконструкции. В этом контексте неуместно выглядит и родословная Малевича, и исследовательский раздел, посвященный его дворянскому происхождению. Странной уступкой отнюдь не революционной эпохе кажется новое позиционирование Малевича – как «реформатора» искусства. Учитывая насколько по-прежнему неизвестен и непонятен у нас широкой аудитории даже «хрестоматийный» Малевич и как против его понимания работает дизайн экспозиции, инфографика и вся коммуникационная компания, выставка производит гнетущее впечатление, остается только надеяться, что она даст повод для новой ретроспективы.

Е.Л.

PS. На сайте Артгида в связи с выставкой опубликована статья Софьи Крынской о наследниках и наследии Малевича

 

 

 

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». [23.11.17.]

Будущее – единственная наша цель. Конференция во Флоренции. [9.11.17.]

Актуальный 1917-й. [6.11.17.]

Архив Харджиева. [11.10.17.]

Гнига зауми и за-зауми. [30.08.17.]

Как соблазняют женщин. Футуристская эротика на русском. [14.06.17.]

Футуризм и безумие. [10.05.17.]


Казимир Малевич. Жизнь в большой гостинице. 1913-1914. Самарский областной художественный музей.

 

«БУДУЩЕЕ – ЕДИНСТВЕННАЯ НАША ЦЕЛЬ»: РЕВОЛЮЦИЯ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ОБРАЗА. РОССИЯ 1917–1937 гг.

В галерее Уффици во Флоренции с 7 ноября по 7 января 2018 года проходит выставка «Эйзенштейн: революция образов» (кураторы Марция Файетти, Джанлука Фаринелли, Пьерлука Нардони и Эйке Шмидт), приуроченная к столетию Октябрьской революции. В рамках мероприятий приуроченной к этому событию Революционной недели с 7 по 11 ноября в Зале Брунеллески Института Невинных состоится международная конференция «"Будущее – единственная наша цель". Революция времени, пространства и образа, Россия 1917–1937 гг.». Ее организаторами стали Федерика Росси и Герхард Вольф из Института истории искусства во Флоренции и бывший директор Музея кино Наум Клейман.

Конференция посвящена сопровождающей Октябрьскую революцию радикальной трансформации культуры: драматическому разрыву с прошлым, сносу старых символов и утверждению новых, реорганизации всех институтов, рождению нового городского и сельского пространства, использованию новых технологий. Именно в этот период Вальтер Беньямин формулирует концепцию «произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости», а Аби Варбург разрабатывает свои «формулы пафоса».

В программе (PDF версия) конференции анонсированы следующие доклады:

Section I – Future of the past
Future of the Past, short film by Artem Sopin (Moscow)
Dmitry Svidkovsky (Moscow). Meanings of Pre- and Post-Revolutionary Architecture in Russia
Yulia Revzina (Moscow). L’utopia rinascimentale del mondo sovietico: Ivan Zoltovskij
Igor Demchenko (Chicago). The Heritage of Historical Materialism: Old Russian Architecture in and after the Bolshevik Revolution
Natalia Sipovskaya (Moscow). Heritage of the Past on the Ship of Modernity
Violetta Mikitina (Moscow). The First Proletarian Museum as one of the Sources of the Collection of the Museum of Porcelain

Section II – Imaginaire
Imaginaire, Short film by Artem Sopin
Federica Rossi (Florence). The New Soviet City
Maria Gough (Cambridge MA). Drawing for World Revolution
Christina Lodder (Canterbury). The Suprematist Utopia
Tatiana Goryaeva (Moscow). Душа Италии. К истории Института итальянской культуры (Studio Italiano) в Москве. 1918–1923
Ekaterina Lazareva (Moscow). City Visions from Futurism to Socialist Realism (1917–1932)

Section III – Landscapes and utopias
Landscapes, Short film by Artem Sopin
Tijana Vujosevic (Perth) Revolution’s angels: angels, pilots, cosmonauts, and the skies of Communist Utopia
Anna Korndorf and Ekaterina Vyazova (Moscow). The Other side of glass. Transparency utopia and total control in avant-garde architecture
Naum Kleiman (Moscow). Location, landscape and space in Eisenstein’s films
Rita Eder (Mexico City). Juxtapositions: Eisenstein / Montenegro / Covarrubias
Marzia Faietti (Florence). Line Speaks of Motion: il “disegno nel tempo” di Ejzenštejn, il componimento in culto di Leonardo

Section IV – The revolution of images: between series and montage
Zu Bild 2B auf Tafel 77 im Mnemosyne Bilderatlas von Aby Warburg, Short film by Alexander Kluge
Gerhard Wolf (Florence). Eisenstein, Benjamin, Warburg
Antonio Somaini (Paris). Montage as a Compositional Process and a Historiographical Method
Andrea Pinotti (Milan and Paris). Stereoeisentein. The Desire of Self-Negating Images
Actors of Profane History, Short film by Elena Vogman and Clemens von Wedemeyer
Elena Vogman (Berlin). Actors of Profane History: Eisenstein’s Cinema of Conversions

Е.Л.

 

 

 


Варвара Степанова. Будущее - единственная наша цель. 1919. Рукописный плакат. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Аристарх Лентулов. Мир, торжество, освобождение. 1917.

 

АКТУАЛЬНЫЙ 17-Й

6 ноября в Музее и общественном центре им. Сахарова пройдет конференция «Актуальный 17-й», призванная в столетие Октябрьской революции 1917 года обсудить, что значит ее наследие сегодня и что оно значит для будущего. Несколько секций конференции посвящены таким сюжетам, как политика памяти и «примирения», будущее капитализма и «акселерационизм», феминизм как преодоление человеческого.

I. «Прошлое в настоящем». 12:00–14:30

Почти сто лет назад марксист Михаил Покровский назвал историю «политикой, опрокинутой в прошлое». Он полагал, что борьба за интерпретацию прошлого является частью актуальной борьбы верхов и низов. Тех, кто привык оправдывать при помощи прошлого свою власть в настоящем и тех, кто стремится вернуть себе место в истории. В сегодняшней России правящая элита превратила ссылки на «уроки истории» практически в универсальное идеологическое оправдание каждого своего действия. Как вписывается в эту стратегию нынешнее столетие Революции?

Каждый из участников этой секции – философ Андрей Олейников, искусствовед Екатерина Лазарева и публицист Илья Будрайтскис – представят свой взгляд на официальную «политику памяти» и возможности ее критики.

II. «Будущее в настоящем». 15:00–18:00

Революция 1917-го была, по выражению Розы Люксембург, «революцией в необычном месте»: вопреки прогрессистской позиции, господствующей в тогдашнем мировом социалистическом движении, она оказалась не результатом накопления противоречий развитого капитализма, но разрывом его «слабого звена». Сегодня, через сто лет после революционного события, левая теория снова встает перед вопросом - возможен ли выход за пределы капитализма? Связан этот выход с пределами его собственного развития? И существуют ли эти пределы в принципе?

Участники этой секции – теоретик искусства Борис Клюшников, философ Марина Симакова, медиа теоретик Полина Колозариди и историк литературы Анна Иванова – будут говорить об образе будущего, феминизме, пост-гуманизме и акселерационистской антикапиталистической критике.

В завершение конференции состоится показ фильма «Первороссияне» (1967, реж. А.Иванов и Е.Шифферс, по мотивам поэмы Ольги Берггольц о первых коммунарах).

 

 

 


Казимир Малевич. Красная конница. 1932.


Килуанджи Киа Хенда. Под безмолвным взглядом Ленина. Frieze Artist Award 2017.

 

АРХИВ ХАРДЖИЕВА. ВЫСТАВКА И ПУБЛИКАЦИЯ

В московском фонде IN ARTIBUS с 11 октября по 30 января 2018 г. пройдет выставка из легендарного частного собрания историка авангарда Николая Харджиева (1903–1996) – «Архив Харджиева». Собрание Харджиева включало не только и не столько произведения живописи и графики, сколько редкие документы – черновики и рукописи, фотографии, автографы, – все, что является бесценным материалом для исследователей авангарда (например, ранее неизвестные теоретические тексты Лисицкого и Малевича) и что иногда не только сохранено, но даже появилось на свет благодаря личному участию ученого (например, написанные по его просьбе мемуары Матюшина).

По словам кураторов выставки Екатерины Бобринской и Анны Корндорф, сама история знаменитого архива делает масштабную исследовательскую экспозицию, включающую уникальные, недоступные ранее материалы, сенсационной. Дело в том, что приняв решение об эмиграции в начале 1990-х, Харджиев не стал по примеру Георгия Костаки жертвовать часть своей коллекции государству, но, стремясь сохранить собрание целиком, попытался вывезти его нелегально. При этом часть архива оказалась в Музее Стеделийк (Амстердам), а другая была арестована на таможне и передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). В мае 2011 года в результате подписанного соглашения о совместной деятельности между Фондом «Культурный центр Харджиев-Чага» и РГАЛИ находящаяся в Амстердаме часть коллекции была передана в московский архив.

Это эпохальное событие дало возможность крупнейшим исследователям авангарда систематизировать и описать архив Харджиева, материалы которого будут опубликованы в трех томах под общим названием «Архив Н.И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ» (составитель – Александр Парнис). В первый том, вышедший к открытию выставки, вошли неизвестные статьи, письма, дневники, черновые записи К. С. Малевича, А. Е. Крученых, Н. О. Коган, Эль Лисицкого, И. Г. Чашника, А. М. Гана, М. В. Матюшина и др. Впрочем, наложенный самим Харджиевым запрет на доступ исследователей к оставшейся в России части архива, вплоть до 2019 года будет препятствием к целостному знакомству с ним.

Е.Л.

PS. На сайте «Артгида» вышла статья Татьяны Сохаревой «Скупой рыцарь русского авангарда», позволяющая разобраться в трагической судьбе харджиевского архива

 

 

 


 

АЛЕКСАНДР БРЕНЕР И СЕРГЕЙ КУДРЯВЦЕВ. ГНИГА ЗАУМИ И ЗА-ЗАУМИ

В издательстве «Гилея» вышла «Гнига зауми и за-зауми» – совместное сочинение выступающего в роли «поэта будущего» художника Александра Бренера и выступающего в роли «бывшего учёного» основателя «Гилеи» Сергея Кудрявцева.

Как сообщает издательство, в «гнигу» вошел теоретический трактат «Похвальное слово зауми», мифологические очерки о трёх заумниках и одном супрематисте, сказ о святом мученике Христофоре и его странствиях за пределы разума, короткие натурфилософские экскурсии по сломанному миру и тайной жизни академиков, а также видение о Последовательницах Зауми. Иллюстрации выполнены Александром Бренером и Барбарой Шурц. Здесь опубликована глава «Что скрывает Гнига».

 

 

 


Оборот книги "Гнига зауми и за-зауми" (М.: Гилея, 2017).

 

Ф.Т. МАРИНЕТТИ. КАК СОБЛАЗНЯЮТ ЖЕНЩИН

В издательстве «Текст» вышла миниатюрная книга Филиппо Томмазо Маринетти «Как соблазняют женщин. Кухня футуриста» в переводе Ирины Ярославцевой. В отличие от трех предыдущих публикаций издательства книжного магазина «Циолковский», это новый перевод – эссе «Как соблазняют женщин» на русский язык переводено впервые (правда «Футуристическая кухня» уже была опубликована в переводе Анны Ямпольской в 2008 году и доступна онлайн).

Два текста разделяет около 15 лет. Трактат «Как соблазнять женщин» – благодаря своему названию и вполне отвечающему ему доступному и пикантному содержанию – стал единственным сочинением, переизданным его автором дважды: книга впервые опубликована в 1917 году во Флоренции, переиздана в 1918 году в Милане, в 1920 году она вышла в расширенной редакции «Как соблазняют женщин, как предают мужчин». В следующем издании 1941 года было восстановлено исходное название, а тираж был изъят по приказу МинКульПоп (Министерства народной культуры).

Текст этого любовного трактата под диктовку Маринетти в сентябре 1916 года записал Бруно Корра во время временного отпуска с фронта, затем черновики были поправлены автором во время его пребывания в военном госпитале в Удине. Маринетти привык печатать книги за свой счет и распространять их почти бесплатно, но это сочинение, лишенное каких-либо литературных новаций и адресованное широкой мужской аудитории,  прошедшей окопы Первой мировой войны, ждал первый настоящий коммерческий успех.

Напоминающее современные руководства по пикапу, эссе выражает интересную трансформацию во взглядах Маринетти на взаимоотношения полов – лидер итальянских футуристов полагал, что война глубоко изменит сексуальное поведение мужчин и женщин. Опытный герой-любовник дает уроки соблазнения как своеобразные опыты повседневного футуризма. В 10-й главе «Женщины, отдавайте предпочтение славным калекам!» Маринетти видит в военных ранах возможность модификации человеческого тела в футуристском духе через слияние со сталью протезов (эта-перспектива получила развитие в его романе «Стальной альков»). Одновременно Маринетти предлагает «сбалансировать сильные стороны двух полов», завербовав также и женщин.

Вскоре после публикации этой брошюры Маринетти познакомился с Бенедеттой Каппа и вступил с ней в интеллектуальную переписку. В 1919 – 1920 гг., когда их отношения стали любовными, он с радикальных позиций выступал против брака и женственной роскоши, а спустя три года они зарегистрировали брак.

Е.Л.

 

 

 


Обложка 2-го издания книги Маринетти "Как соблазняют женщин" (Милан, 1918).

 

ФУТУРИЗМ И БЕЗУМИЕ

На днях в издательстве книжного магазина «Циолковский» вышла еще одна книга, посвященная футуризму – сборник «Футуризм и безумие» со скульптурой Умберто Боччони «Пустые и полные абстракции головы» (1912) на обложке. В сборник вошли три работы, опубликованные в 1913 и 1914 годах и впервые переизданные: книга Александра Закржевского «Рыцари безумия (футуристы)» (Киев, 1914), давшая название всему сборнику работа психиатра Евгения Радина «Футуризм и безумие»  (СПб, 1914) и книга Николая Вавулина «Безумие, его смысл и ценность» (СПб, 1913).

По мнению издателей, актуальность этих изрядно забытых сочинений сегодня связана с наблюдаемым сегодня ужесточением запретительных и цензурных законов. В дискуссиях о границах допустимого в искусстве все чаще возникает понятие психиатрической болезни и нормы. Культура в этой ситуации подлежит насильственной «нормализации», а все отклонения от эстетической «нормы» медикализируются. Впрочем, агентом этой медикализации выступает не наука или медицина, а государство и общество.

Как пишет в предисловии к изданию литературовед Анна Нижник, «Строгий психиатр Евгений Петрович Радин (1872–1939) анализировал с точки зрения психопатологии не только личность футуристов, но и их художественный мир. Тем не менее, как настоящий представитель цеха психиатров, после самоубийства поэта-футуриста Игнатьева Радин предлагал футуристов лечить. Критик Александр Карлович Закржевский (1886–1916), напротив, считал, что безумие футуристов чисто поэтическое, не выходящее за рамки литературных деклараций и часто даже позерское, формалистское. Это однако не помешало ему положительно отозваться об искренних проблесках «над-сознательного» в футуристской поэзии и освободительном потенциале футуризма. Николай Викторович Вавулин (1881–?) предлагал расширить рамки «нормальности» и прямо говорил, что многие «высшие» безумцы куда прогрессивнее обычных здоровых людей. Вавулин также обращался к теме тюремщика-психиатра, опасного соперника талантливого безумца, антагониста психиатрической драмы». (По ссылке опубликовано предисловие целиком).

Е.Л.

PS. Фрагмент работы Евгения Радина опубликован на сайте «Артгид».

PPS. В 2019 году вышло второе издание сборника, содержание которого было дополнено работой Генриха Тастевена «Футуризм: на пути к новому символизму», до этого также переизданного «Циолковским». 

 

 

 


Обложка книги "Футуризм и безумие".
М.: Изд-во книжного магазина "Циоковский", 2017.

 

©Futurism.ru