info | ||
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. НЕ ТОЛЬКО «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» В павильоне «Рабочий и колхозница» с 24 ноября по 25 февраля 2018 г. пройдет выставка «Казимир Малевич. Не только "Черный квадрат"», подготовленная куратором Александрой Шатских, крупнейшим специалистом по Малевичу, уже многие годы живущей в США. На наш взгляд, в организации выставки что-то пошло не так. Начнем с того, что это – первая большая ретроспектива К.С. Малевича в Москве после почти тридцатилетнего перерыва – в 1988–1989 годах выставка «Казимир Малевич. 1878–1935», объединившая работы из Русского музея, Третьяковской галереи и Музея Стеделийк была показана на этих площадках, соответственно, в Ленинграде, Москве и Амстердаме. Та экспозиция, вообще говоря, была единственной посмертной ретроспективой Малевича в Москве, хотя Русский музей в Петербурге выставлял работы из собственного собрания в 2000–2001 гг. на выставке «Казимир Малевич в Русском музее», а затем в 2013 году – на выставке «Казимир Малевич. До и после квадрата». Нынешняя экспозиция «Не только "Черный квадрат"» прочитывается как ответ на «до и после квадрата» и как очередная концептуальная уловка, будто нарочно конструируя «фигуру отсутствия» – отсутствия хранящегося в Третьяковке и, видимо, невыездного «Черного квадрата». Впрочем, на выставке в павильоне «Рабочий и колхозница» не представлено и других работ Малевича из собраний Третьяковской галереи и Русского музея – организатор выставки ГМВЦ «РОСИЗО», пользуясь связями с региональными музеями, наработанными в эпоху экспортных выставок авангарда, собрал Малевича по городам России: Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Саратов… Под это отсутствие известных и хрестоматийных работ прописана и концепция – необходимость «разрушить стереотипы» в отношении Малевича и познакомить публику с его работами «помимо пресловутого Квадрата». Проблематичным для выставки является и сам контекст памятника «Рабочему и колхознице» – официальной советской репрезентации на международной выставке в Париже 1937 года, в разгар сталинских репрессий и спустя два года после трагической гибели Малевича в Ленинграде в крайней нужде. Архитектура выставки не справилась с архитектурой самого здания и с фактурой его «лужковской» реконструкции. В этом контексте неуместно выглядит и родословная Малевича, и исследовательский раздел, посвященный его дворянскому происхождению. Странной уступкой отнюдь не революционной эпохе кажется новое позиционирование Малевича – как «реформатора» искусства. Учитывая насколько по-прежнему неизвестен и непонятен у нас широкой аудитории даже «хрестоматийный» Малевич и как против его понимания работает дизайн экспозиции, инфографика и вся коммуникационная компания, выставка производит гнетущее впечатление, остается только надеяться, что она даст повод для новой ретроспективы. Е.Л. PS. На сайте Артгида в связи с выставкой опубликована статья Софьи Крынской о наследниках и наследии Малевича
|
Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». [23.11.17.] Будущее – единственная наша цель. Конференция во Флоренции. [9.11.17.] Гнига зауми и за-зауми. [30.08.17.] Как соблазняют женщин. Футуристская эротика на русском. [14.06.17.] Футуризм и безумие. [10.05.17.]
|
|
«БУДУЩЕЕ – ЕДИНСТВЕННАЯ НАША ЦЕЛЬ»: РЕВОЛЮЦИЯ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ОБРАЗА. РОССИЯ 1917–1937 гг. В галерее Уффици во Флоренции с 7 ноября по 7 января 2018 года проходит выставка «Эйзенштейн: революция образов» (кураторы Марция Файетти, Джанлука Фаринелли, Пьерлука Нардони и Эйке Шмидт), приуроченная к столетию Октябрьской революции. В рамках мероприятий приуроченной к этому событию Революционной недели с 7 по 11 ноября в Зале Брунеллески Института Невинных состоится международная конференция «"Будущее – единственная наша цель". Революция времени, пространства и образа, Россия 1917–1937 гг.». Ее организаторами стали Федерика Росси и Герхард Вольф из Института истории искусства во Флоренции и бывший директор Музея кино Наум Клейман. Конференция посвящена сопровождающей Октябрьскую революцию радикальной трансформации культуры: драматическому разрыву с прошлым, сносу старых символов и утверждению новых, реорганизации всех институтов, рождению нового городского и сельского пространства, использованию новых технологий. Именно в этот период Вальтер Беньямин формулирует концепцию «произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости», а Аби Варбург разрабатывает свои «формулы пафоса». В программе (PDF версия) конференции анонсированы следующие доклады: Section I – Future of the past Section II – Imaginaire Section III – Landscapes and utopias Section IV – The revolution of images: between series and montage Е.Л.
|
|
|
6 ноября в Музее и общественном центре им. Сахарова пройдет конференция «Актуальный 17-й», призванная в столетие Октябрьской революции 1917 года обсудить, что значит ее наследие сегодня и что оно значит для будущего. Несколько секций конференции посвящены таким сюжетам, как политика памяти и «примирения», будущее капитализма и «акселерационизм», феминизм как преодоление человеческого. I. «Прошлое в настоящем». 12:00–14:30 Почти сто лет назад марксист Михаил Покровский назвал историю «политикой, опрокинутой в прошлое». Он полагал, что борьба за интерпретацию прошлого является частью актуальной борьбы верхов и низов. Тех, кто привык оправдывать при помощи прошлого свою власть в настоящем и тех, кто стремится вернуть себе место в истории. В сегодняшней России правящая элита превратила ссылки на «уроки истории» практически в универсальное идеологическое оправдание каждого своего действия. Как вписывается в эту стратегию нынешнее столетие Революции? Каждый из участников этой секции – философ Андрей Олейников, искусствовед Екатерина Лазарева и публицист Илья Будрайтскис – представят свой взгляд на официальную «политику памяти» и возможности ее критики. II. «Будущее в настоящем». 15:00–18:00 Революция 1917-го была, по выражению Розы Люксембург, «революцией в необычном месте»: вопреки прогрессистской позиции, господствующей в тогдашнем мировом социалистическом движении, она оказалась не результатом накопления противоречий развитого капитализма, но разрывом его «слабого звена». Сегодня, через сто лет после революционного события, левая теория снова встает перед вопросом - возможен ли выход за пределы капитализма? Связан этот выход с пределами его собственного развития? И существуют ли эти пределы в принципе? Участники этой секции – теоретик искусства Борис Клюшников, философ Марина Симакова, медиа теоретик Полина Колозариди и историк литературы Анна Иванова – будут говорить об образе будущего, феминизме, пост-гуманизме и акселерационистской антикапиталистической критике. В завершение конференции состоится показ фильма «Первороссияне» (1967, реж. А.Иванов и Е.Шифферс, по мотивам поэмы Ольги Берггольц о первых коммунарах).
|
|
|
АРХИВ ХАРДЖИЕВА. ВЫСТАВКА И ПУБЛИКАЦИЯ В московском фонде IN ARTIBUS с 11 октября по 30 января 2018 г. пройдет выставка из легендарного частного собрания историка авангарда Николая Харджиева (1903–1996) – «Архив Харджиева». Собрание Харджиева включало не только и не столько произведения живописи и графики, сколько редкие документы – черновики и рукописи, фотографии, автографы, – все, что является бесценным материалом для исследователей авангарда (например, ранее неизвестные теоретические тексты Лисицкого и Малевича) и что иногда не только сохранено, но даже появилось на свет благодаря личному участию ученого (например, написанные по его просьбе мемуары Матюшина). По словам кураторов выставки Екатерины Бобринской и Анны Корндорф, сама история знаменитого архива делает масштабную исследовательскую экспозицию, включающую уникальные, недоступные ранее материалы, сенсационной. Дело в том, что приняв решение об эмиграции в начале 1990-х, Харджиев не стал по примеру Георгия Костаки жертвовать часть своей коллекции государству, но, стремясь сохранить собрание целиком, попытался вывезти его нелегально. При этом часть архива оказалась в Музее Стеделийк (Амстердам), а другая была арестована на таможне и передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). В мае 2011 года в результате подписанного соглашения о совместной деятельности между Фондом «Культурный центр Харджиев-Чага» и РГАЛИ находящаяся в Амстердаме часть коллекции была передана в московский архив. Это эпохальное событие дало возможность крупнейшим исследователям авангарда систематизировать и описать архив Харджиева, материалы которого будут опубликованы в трех томах под общим названием «Архив Н.И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ» (составитель – Александр Парнис). В первый том, вышедший к открытию выставки, вошли неизвестные статьи, письма, дневники, черновые записи К. С. Малевича, А. Е. Крученых, Н. О. Коган, Эль Лисицкого, И. Г. Чашника, А. М. Гана, М. В. Матюшина и др. Впрочем, наложенный самим Харджиевым запрет на доступ исследователей к оставшейся в России части архива, вплоть до 2019 года будет препятствием к целостному знакомству с ним. Е.Л. PS. На сайте «Артгида» вышла статья Татьяны Сохаревой «Скупой рыцарь русского авангарда», позволяющая разобраться в трагической судьбе харджиевского архива
|
|
|
АЛЕКСАНДР БРЕНЕР И СЕРГЕЙ КУДРЯВЦЕВ. ГНИГА ЗАУМИ И ЗА-ЗАУМИ В издательстве «Гилея» вышла «Гнига зауми и за-зауми» – совместное сочинение выступающего в роли «поэта будущего» художника Александра Бренера и выступающего в роли «бывшего учёного» основателя «Гилеи» Сергея Кудрявцева. Как сообщает издательство, в «гнигу» вошел теоретический трактат «Похвальное слово зауми», мифологические очерки о трёх заумниках и одном супрематисте, сказ о святом мученике Христофоре и его странствиях за пределы разума, короткие натурфилософские экскурсии по сломанному миру и тайной жизни академиков, а также видение о Последовательницах Зауми. Иллюстрации выполнены Александром Бренером и Барбарой Шурц. Здесь опубликована глава «Что скрывает Гнига».
|
|
|
Ф.Т. МАРИНЕТТИ. КАК СОБЛАЗНЯЮТ ЖЕНЩИН В издательстве «Текст» вышла миниатюрная книга Филиппо Томмазо Маринетти «Как соблазняют женщин. Кухня футуриста» в переводе Ирины Ярославцевой. В отличие от трех предыдущих публикаций издательства книжного магазина «Циолковский», это новый перевод – эссе «Как соблазняют женщин» на русский язык переводено впервые (правда «Футуристическая кухня» уже была опубликована в переводе Анны Ямпольской в 2008 году и доступна онлайн). Два текста разделяет около 15 лет. Трактат «Как соблазнять женщин» – благодаря своему названию и вполне отвечающему ему доступному и пикантному содержанию – стал единственным сочинением, переизданным его автором дважды: книга впервые опубликована в 1917 году во Флоренции, переиздана в 1918 году в Милане, в 1920 году она вышла в расширенной редакции «Как соблазняют женщин, как предают мужчин». В следующем издании 1941 года было восстановлено исходное название, а тираж был изъят по приказу МинКульПоп (Министерства народной культуры). Текст этого любовного трактата под диктовку Маринетти в сентябре 1916 года записал Бруно Корра во время временного отпуска с фронта, затем черновики были поправлены автором во время его пребывания в военном госпитале в Удине. Маринетти привык печатать книги за свой счет и распространять их почти бесплатно, но это сочинение, лишенное каких-либо литературных новаций и адресованное широкой мужской аудитории, прошедшей окопы Первой мировой войны, ждал первый настоящий коммерческий успех. Напоминающее современные руководства по пикапу, эссе выражает интересную трансформацию во взглядах Маринетти на взаимоотношения полов – лидер итальянских футуристов полагал, что война глубоко изменит сексуальное поведение мужчин и женщин. Опытный герой-любовник дает уроки соблазнения как своеобразные опыты повседневного футуризма. В 10-й главе «Женщины, отдавайте предпочтение славным калекам!» Маринетти видит в военных ранах возможность модификации человеческого тела в футуристском духе через слияние со сталью протезов (эта-перспектива получила развитие в его романе «Стальной альков»). Одновременно Маринетти предлагает «сбалансировать сильные стороны двух полов», завербовав также и женщин. Вскоре после публикации этой брошюры Маринетти познакомился с Бенедеттой Каппа и вступил с ней в интеллектуальную переписку. В 1919 – 1920 гг., когда их отношения стали любовными, он с радикальных позиций выступал против брака и женственной роскоши, а спустя три года они зарегистрировали брак. Е.Л.
|
|
|
На днях в издательстве книжного магазина «Циолковский» вышла еще одна книга, посвященная футуризму – сборник «Футуризм и безумие» со скульптурой Умберто Боччони «Пустые и полные абстракции головы» (1912) на обложке. В сборник вошли три работы, опубликованные в 1913 и 1914 годах и впервые переизданные: книга Александра Закржевского «Рыцари безумия (футуристы)» (Киев, 1914), давшая название всему сборнику работа психиатра Евгения Радина «Футуризм и безумие» (СПб, 1914) и книга Николая Вавулина «Безумие, его смысл и ценность» (СПб, 1913). По мнению издателей, актуальность этих изрядно забытых сочинений сегодня связана с наблюдаемым сегодня ужесточением запретительных и цензурных законов. В дискуссиях о границах допустимого в искусстве все чаще возникает понятие психиатрической болезни и нормы. Культура в этой ситуации подлежит насильственной «нормализации», а все отклонения от эстетической «нормы» медикализируются. Впрочем, агентом этой медикализации выступает не наука или медицина, а государство и общество. Как пишет в предисловии к изданию литературовед Анна Нижник, «Строгий психиатр Евгений Петрович Радин (1872–1939) анализировал с точки зрения психопатологии не только личность футуристов, но и их художественный мир. Тем не менее, как настоящий представитель цеха психиатров, после самоубийства поэта-футуриста Игнатьева Радин предлагал футуристов лечить. Критик Александр Карлович Закржевский (1886–1916), напротив, считал, что безумие футуристов чисто поэтическое, не выходящее за рамки литературных деклараций и часто даже позерское, формалистское. Это однако не помешало ему положительно отозваться об искренних проблесках «над-сознательного» в футуристской поэзии и освободительном потенциале футуризма. Николай Викторович Вавулин (1881–?) предлагал расширить рамки «нормальности» и прямо говорил, что многие «высшие» безумцы куда прогрессивнее обычных здоровых людей. Вавулин также обращался к теме тюремщика-психиатра, опасного соперника талантливого безумца, антагониста психиатрической драмы». (По ссылке опубликовано предисловие целиком). Е.Л. PS. Фрагмент работы Евгения Радина опубликован на сайте «Артгид». PPS. В 2019 году вышло второе издание сборника, содержание которого было дополнено работой Генриха Тастевена «Футуризм: на пути к новому символизму», до этого также переизданного «Циолковским».
|
|
|
©Futurism.ru |