info

FUTURISMO/ФУТУРИЗМ: ФУТУРИСТСКИЙ АВАНГАРД В ИТАЛИИ И РОССИИ

13 и 14 ноября в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета (Нью-Хейвен) пройдет научная конференция «FUTURISMO/ФУТУРИЗМ: футуристический авангард в Италии и России». Приуроченная к столетию публикации учредительного манифеста Маринетти, конференция стремится сообщить движению транснациональную перспективу, опираясь на сложившуюся в Йельском университете школу исследований авангарда в Италии и России. В рамках конференции анонсированы доклады:

  1. The Audacity of Hope:  Futurist Aura and National Difference in the First Manifestos. Marjorie Perloff, Stanford University (Keynote speaker)
  2. Untimely Futurism: Forgetting History in Marinetti’s Manifesto of Foundation. Luca Somigli, Victoria College
  3. The 'Venice Preserved' by F.T. Marinetti. Paolo Valesio, Columbia University
  4. Marinetti and Semiotics: Semiotics and Italian Futurism. John J. White, Kings College
  5. Femminismo e antifemminismo futurista tra Italia e Russia. Cesare De Michelis, Università di Roma Tor Vergata
  6. Aldo Palazzeschi e il Futurismo. Gino Tellini, Centro di studi “Aldo Palazzeschi”
  7. Victory Over the Sun / Anguish of the Machines: Utopian Violence in Post-Revolutionary Futurist Theater. Christine Poggi, University of Pennsylvania
  8. Liberating the Italian Colony by the Neva: Italian Futurism and the Cultural Politics of the Late Russian Empire. Sarrah Warren, Purchase College, SUNY
  9. For Immediate Release: El Lissitzky and the Topography of G*. Maria Gough, Harvard University
  10. Marinetti’s Total Theatre and the Modernist Conception of Gesamtkunstwerk. Günther Berghaus, University of Bristol
  11. The Statistical Sublime (Marinetti x Mayakovsky). Jeffrey Schnapp, Stanford University
  12. The Abstract Novel as Futurist Performance Art: The Case of Benedetta's "Viaggio di Gararà: Romanzo cosmico per teatro". Lucia Re, University of California, Los Angeles

 

 

 

FUTURISMO/ФУТУРИЗМ: футуристский авангард в Италии и России. Конференция в Йельском университете [13.11.09.]

Маяковские чтения на Триумфальной площади [27.09.09.]

Футуризм. К 100-летию художественного движения. XL Випперовские чтения [7.04.09.]

Юбилейные выставки итальянского футуризма: Роверето, Милан, Рим, Венеция [22.02.09.]

МАЯКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ НА ТРИУМФАЛЬНО ПЛОЩАДИ

23 августа 2009 года у памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади в Москве состолись первые поэтические чтения, организованные творческим объединением «К-Фронт». Спустя месяц, в последнее воскресенье месяца, 27 сентября на Триумфальной площади прошел второй поэтический вечер, на котором, по данным организаторов, собралось порядка 100 человек. Участие во вторых чтениях приняли Дмитрий Зимницкий, Ирина Дудина, Владислав Степнофф, Кирилл Медведев, Владимир Ковердяев, Анастасия Аксенова, Евгений Лесин, Максим Громов, Матвей Крылов, Елена-Магдалена Курапина и другие. Организаторы планируют сделать «Маяковские чтения» регулярными и проводить их раз в месяц, в последнее воскресенье месяца, возродив традицию конца 1950-х годов.

Цитируем «К-Фронт»: «Летом 1958 года в Москве открыли памятник Маяковскому. На церемонии открытия памятника официальные советские поэты читали свои стихи, а по окончании церемонии стали читать стихи желающие из публики. Такой неожиданный поворот событий всем понравился и люди договорились встречаться здесь регулярно. Стали собираться чуть не каждый вечер, в основном — студенты, читали стихи забытых и репрессированных поэтов, свои собственные, иногда возникали дискуссии об искусстве, о литературе. <...> Это было время, когда свобода творчества, проблемы искусства стали центральными в жизни общества и самыми большими революционерами оказались художники-нонконформисты и поэты-«формалисты». И все время на Маяковке шли споры, как творческие, так и политические.

Мы возрождаем эту традицию. Мы будем собираться на Триумфальной площади, у памятника Маяковскому, на том самом «Маяке». Этого нам запретить никто не сможет. Мы будем читать стихи.»

 

 

 


ФУТУРИЗМ. К 100-ЛЕТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

В ГМИИ им. А. С. Пушкина по следам прошлогодней выставки «Футуризм – радикальная революция. Россия – Италия» с 7 по 9 апреля продйет международная научная конференция «XL Випперовские чтения. Футуризм. К 100-летию художественного движения». В рамках конференции анонсированы доклады:

  1. Сарабьянов Д. В. «Встреча после столетнего перерыва»
  2. Листа Дж. «Парижский кубофутуризм»
  3. Оттенже Д. «Кубизм + Футуризм = Кубофутуризм»
  4. Бобринская Е. А. «Русский футуризм: новые стратегии репрезентации искусства»
  5. Белли Г. «Искусство и жизнь футуристов»
  6. Аванци Б. «Дом искусства Деперо»
  7. Коэн Э. «Авангард в сравнении. В связи со столетием футуризма»
  8. Маркаде Ж.-К. «Русский кубофутуризм»
  9. Стригалев А. А. «О русском футуризме»
  10. Баснер Е. В. «Футурист Илья Зданевич, проповедник и ниспровергатель футуризма в России»
  11. Гурьянова Н. «Футуристическая книга как идеологический объект»
  12. Мусакова О. Н. «Павел Филонов и Казимир Малевич – два взгляда на футуризм»
  13. Карасик И. Н. «Через столетие: футуризм в контексте актуального искусства»
  14. Куценков П. А. «L'art negre и европейский авангард: история непонимания»
  15. Турчин В. С. «Проект воспитания новой расы людей»
  16. Якимович А. К. «Смех Маринетти. Об историческом месте футуристического акционизма»
  17. Адаскина Н. Л. «Весна 1914 года в Париже. Эпизод из истории русского футуризма»
  18. Горячева Т. В. «”Соединяет нас междоусобная любовь…”. Зданевич, Крученых и Бальмонт. Об одном тифлисском рисунке Зданевича»
  19. Котрелев Н. В. «Маринетти в России»
  20. Пронина И. А. «Адресат Маринетти – Юлия Арапова. История автографа из собрания ГТГ»
  21. Парнис А. Е. «Киевский эпизод из истории футуризма (по материалам переписки Н.И. Кульбина и А.И. Дейча)»
  22. Поспелов Г. Г. «Лучизм Ларионова как путь к кинетическому искусству»
  23. Поляков В. В. «Ларионов и Боччони»
  24. Кашуба-Вольвач Е. Д. «Проблема динамики в произведениях Александра Богомазова 1913 – 1915 годов»
  25. Цымбал Я. В. «Пути и перепутья украинского футуризма»
  26. Геташвили Н. В. «Пейзаж после битвы. Постфутуристическое творчество футуристов»
  27. Коваленко Г. Ф. «Футуризм и кубофутуризм»
  28. Герчук Ю. Я. «Художественные особенности книг русского футуризма»
  29. Дудаков К. В. «Специфика лингво-поэтических проектов итальянского футуризма 1920 – 1930-х годов»
  30. Безменова К. В. «Книги русского футуризма»
  31. Горяинов В. В. «Футуризм: новая эстетическая среда»

 

 

 


Каталог выставки «Футуризм. Радикальная революция. Россия - Италия»

 

ЮБИЛЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФУТУРИЗМА

20 февраля 2009 года исполняется 100 лет с даты публикации «Первого манифеста футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти на страницах французской ежедневной газеты «Фигаро». Итальянские медиа накануне юбилея называют футуризм «самым известным итальянским художественным движением», а приуроченные к столетию события стремятся воскресить дух футуризма с его ненавистью к прошлому и культом техники и скорости.

В Милане перед зданием муниципалитета в юбилейную дату был поставлен вдохновленный живописью Боччони акробатический футуристский танец, в Генуе – с вершины подъемного крана в городском порту декламировали стихи Маринетти, а из окон Академии лингвистики и изящных искусств, где Маринетти получил университетский диплом, сбрасывали листовки с цитатами манифеста. В Риме на ближайшие месяцы анонсирована программа «ФУТУРИМ» из полусотни событий, включающая выставки, спектакли, инсталляции. В частности, в рамках Нотте Футуриста (Футуристской Ночи) Брайан Ино представит звуковую и световую инсталляцию в Палаццо Русполи.

Первая масштабная ретроспектива, приуроченная к юбилею, открылась за месяц до него, 17 января в Музее современного искусства Тренто и Роверето (MART). Выставка «Футуризм 100: озарения. Авангард в сравнении: Италия – Германия – Россия» представила итальянский футуризм в контексте современных ему авангардов в Германии и России. При этом она осторожно избежала какого-либо разговора о другом более очевидном сопоставлении этих трех стран, а именно о взаимоотношениях аванаградного искусства с тоталитарными режимами. Выставка в Роверето продлится до 7 июня 2009.

Второй в преддверии юбилея открылась выставка на родине футуризма – в Милане. 6 февраля Королевский дворец на Соборной площади, в котором в будущем году откроется музей искусства ХХ века, представил выставку «Футуризм 1909–2009: Скорость + искусство + действие» (кураторы – Джованни Листа и Ада Мазоеро). Экспозиция из более чем 400 произведений практически исчерпывающе отражает многообразие футуристских экспериментов в самых разных медиа – от традиционных живописи и скульптуры до театра, прикладного искусства, фотографии и кино. Подробно представлен второй футуризм 1920-х и 1930-х годов, а также послевоенная абстракция Л. Фонтана и А. Бурри, которая здесь показана как продолжение футуристскойй традиции. Выставка продлится до 7 июня, а в октябре здесь же откроется выставка «Симультанность», сопоставляющая итальянский футуризмпосвященная с «одновременными» европейскими авангардами – экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и конструктивизмом.

К точному календарному юбилею, 20 февраля, приурочено открытие третье выставки – «Футуризм. Авангард – авангарды» (куратор – Эстер Коэн) в римском Квиринале, которая продлится до 24 мая. Масштабная экспозиция, в прошедшем году с успехом показанная в Париже, из Рима отправлится в лондонский Тейт. Выставка концентрируется на истоках и первой волне футуризма, стремясь обнаружить вклад движения в искусство модернизма, еще раз подчеркивая желание итальянских коллег представить футуризм в сравнении и сопоставлении с одновременными ему авангардными движениями – стремлении, которое судя по всему всеми ощущается как наиболее актуальное.

Наконец, еще одна значительная выставка, посвященная футуризму, проходит в венецианском музее Коррер с 5 июня по 4 октября, одновременно с очередной Венецианской биеннале. «Футуризм 100. Абстракции» посвящена, как ясно из названия, абстрактному искусству, в частности, творчество художника-футуриста Джакомо Баллы, одного из пионеров европейской абстракции, помещено в круг современных ему художников.

Екатерина Лазарева

 

 

 


Каталог выставки «Футуризм 100: озарения. Авангард в сравнении: Италия – Германия – Россия» (Futurismo 100: Illuminazioni. Avanguardie a confronto. Italia – Germania - Russia)


Каталог выставки «Футуризм 1909–2009: Скорость + искусство + действие» (Futurismo 1909-2009. Velocita + Arte + Azione)


Каталог выставки «Футуризм. Авангард – авангарды» (Futurismo. Avanguardia – Avanguardie)

©Futurism.ru