Реконструкция утопии
Москва 1922 – Предчувствие нового звука

 

 

 


 

15 и 16 ноября 2012 г. в Школе Драматического Искусства (Москва) состоится концерт Музыкальной лаборатории Петра Айду. Программа «Реконструкция утопии. Москва 1922 – Предчувствие нового звука» посвящена редким и забытым, но значительным звуковым экспериментам 1920-х-1930-х годов. Впервые эта самобытная и аутентичная звуковая археология была представлена в мае этого года. На этот раз в зале «Манеж» ШДИ состоится полномасштабный перформанс, в формате которого зрители не только познакомятся с редкими образцами отечественной музыкальной культуры, но и окунутся в особую атмосферу утопического авангарда, великих фантазий и творческих идей того времени.

Концерт является стилистическим продолжением проекта «ПерСимфАнс» – Первого Симфонического Ансамбля Моссовета, оркестра без дирижера, существовавшего в 1922-1933 годах и реконструированного Петром Айду в «Школе драматического искусства» 2009 году.

В программе концерта:
Свободная реконструкция «шумритмузыки» Арсения Авраамова, представляющая собой музыкально-организованную строительную работу;
Увертюра к опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта в пролетарской трактовке;
Несостоявшийся, но планируемый Пролеткультом в 1923 году оркестр металлургов;
Классическая музыка на терменвоксе — первом электронном инструменте;
Аутентичный шумовой оркестр образца советских 1920-х годов;
Премьерное исполнение редкого сочинения Малаховского для двух арф, двух фортепиано и двух фисгармоний, перестроенных в четвертитоновую темперацию;
Демонстрация самодельного органа из фруктовых ящиков, клизм, винных пробок, линеек, мундштуков от пионерских горнов и других подручных материалов, построенного архитектором И. Файном (род. в 1923 году);
Музыкально-спортивные игры для школьников на музыку Ф. Шуберта;
Фрагмент шумового оформления к спектаклю «Анна Каренина», изображающего приближающийся поезд;
Выступление поэта Кручёных.

Из интервью Петра Айду: «В проекте «Реконструкция утопии» мы попытались отобразить как можно больше направлений музыкальной мысли того времени в форме реконструкции воображаемого концерта, «музмонтажа», который продемонстрирует наиболее яркие достижения и эксперименты той эпохи. Такая форма позволяет столкнуть между собой различные явления – от наивного китча до изощрённого авангарда, от пролетарской самодеятельности до научных достижений, неожиданно обнаруживающих точки пересечения. В виде музыкального перформанса предстанут как исторические события, так и невоплотившиеся утопии послереволюционных лет. За основу концерта взяты партитуры, тексты, архивы 1920–30-х годов.
Одна из главных целей проекта - не просто познакомить зрителя/слушателя с почти забытыми, намеренно игнорировавшимися в сталинскую эпоху пластами отечественной музыкальной культуры, но перенести из прошлого в современное сценическое пространство особый дух того времени, несущий в себе экстатическое предчувствие совершенно новой жизни, наивность и открытость намерений, невероятную творческую силу и дерзание. Казалось, что люди той эпохи так сильно верили в полную реализацию своих идей в самое ближайшее время, что постоянно находились в состоянии эйфории.
Заметим, что все открытия и события, отображаемые в нашем концерте, произошли именно в Москве. Исключение составляет четвертитоновая музыка, взятая из чудом сохранившихся остатков наследия группы ленинградских музыкантов во главе с Георгием Римским-Корсаковым. Важно, что всё это, являясь основой современного искусства и технологий, создано исключительно на нашей территории, а не заимствовано с Запада».
Читать интервью Петра Айду «Я полюбил железо» (ноябрь 2012) целиком.

Начало концертов – 19:00.

Источник: Школа драматического искусства

 

 

 

 

 

© Futurism.ru