info

МЕХАНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. ФУТУРИСТСКИЙ МАНИФЕСТ (1922)

Механическое искусство, названное нами так из-за преклонения перед Машиной, символом, источником и наставницей новой художественной чувствительности, родилось в 1909 году, с «Первым манифестом футуризма», в самом механическом городе Италии – Милане. Этот первый манифест, опубликованный в «Фигаро», переведенный на все языки и разошедшийся тиражом в сотни тысяч экземпляров, содержал идеи, которые перевернули души художников во всём мире, навсегда изменив их:

«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости. Беговой автомобиль с его кузовом, украшенным большими трубами, напоминающими змей с взрывчатым дыханием… ревущий автомобиль, который точно мчится против картечи, – прекраснее, чем Победа Самофракии.

Мы будем воспевать огромные толпы… ночную вибрацию арсеналов… фабрики, мосты… предприимчивые пакетботы, обыскивающие горизонт, широкогрудые локомотивы, скользящий полёт аэропланов…».

Маринетти вскоре развивает свою мысль в манифесте «Убьём Лунный Свет!» и в книге «Футуризм» (Париж, 1911), которая прославляет Умноженного человека и царство Машины. В 1911–1912 появляется сборник верлибров Паоло Буцци «Аэропланы». В 1911–1912 по всему миру проходят футуристские выставки, являющие новую чувствительность проникновения планов, симультанности и пластического динамизма, сформированную пламенным увлечением Машиной. К инициаторам движения Боччони, Балла, Руссоло, Карра, Северини примыкают Деперо, Прамполини, Фуни, Дюдревиль, Сант Элиа, Соффичи, Сирони, Галли, Балдессари, Мараско. В октябре 1911 Маринетти создает словосвободную поэму «Битва Вес+запах», свободную экзальтацию механических сил войны. Затем следуют «Занг Тум Туум», «Адрианополь Осада-Оркестр» и «Технический манифест футуристской литературы» (1912) со следующими заявлениями Маринетти:

«Нас интересует твёрдость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов, которые противятся, например, прониканию ядра. Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слёзы женщины.

Мы желаем дать в литературе жизнь мотора, этого нового инстинктивного зверя, общий инстинкт которого мы узнаем не прежде, чем постигнем инстинкты различных сил, составляющих его.

Нет ничего интереснее для футуристского поэта, чем движение клавиатуры в механическом пианино. Кинематограф показывает нам танец предмета, который делится и снова составляется без вмешательства человека».

В 1912 музыкант-футурист Балилла Прателла сочиняет первую футуристскую оперу «Авиатор Дро», прославление аэроплана и воздушного героизма.

В 1913 в своем манифесте «Искусство шумов» Луиджи Руссоло после описания механизма своих электрических шумоинтонаторов пишет:

«Мы находим бесконечно больше удовольствия в идеальном комбинировании шумов трамваев, автомобилей, экипажей и кричащей толпы, чем в слушании, например, «Героической симфонии» или «Пасторали»...

Пройдёмся по большой современной столице, не столько присматриваясь, сколько прислушиваясь, и мы получим разнообразные, приятнейшие ощущения, различая журчание воды, воздуха и газа в металлических трубах, ворчание и хрипение моторов, дышащих с неоспоримой животностью, трепетанье клапанов, хождение взад и вперёд поршней, визг механических пил, звучные прыжки трамваев по рельсам …».

В 1914 Боччони запускает в оборот волшебное слово «модернолатрия», развив его значение в своей книге «Футуристская живопись и скульптура». В том же году выходит нашумевший сборник Лучано Фолгоре «Пение моторов», вдохновленный заводом.

18 марта 1914 Маринетти определяет новую эстетику футуризма в манифесте «Геометрическое и механическое великолепие и числовое восприятие», за которым последовал манифест «Новая религия-мораль скорости».

29 марта 1914 в римской галерее футуристов Маринетти реализует свой манифест «Динамическая и синоптическая декламация». При декламации словосвободных поэм необходимо механической жестикуляцией имитировать ритм моторов. Динамико-синоптической декламацией была представлена словосвободная поэма Канджулло «Пьедигротта».

В 1915 художник-футурист Прамполини дополняет и определяет футуристскую пластику в своем манифесте «Абсолютная конструкция мото-шума». В 1916 художник Северини в газете MercuredeFrance опубликовал статью «Машинизация и искусство».

В 1917 художник-футурист Деперо создает свои «Пластические танцы» с механическими ритмами.

Голландский журнал Mecano недавно удостоверил все это, подписав фотографию машины словами: «Современная пластика в итальянском духе».

Теперь, после бесчисленных битв, попыток, поисков, осуществлённых работ и неоспоримых побед, мы чувствуем необходимость полностью освободиться от старой чувствительности и создать радикально новую пластику, вдохновленную Машиной.

Воспетая Боччони «модернолатрия» вдохновляет нас всё больше. Нашу типично футуристскую эпоху среди всех иных исторических эпох отличает власть нового божества – Машины.

Барабаны, маховики, болты, дымовые трубы, блеск стали, запах смазки, озоновое благоухание центральных электростанций, тяжелое дыхание локомотивов, вой сирен, зубчатые колёса!

Нас неудержимо влечёт ЯСНОЕ И ТОЧНОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО!

Зубчатые механизмы очищают наши глаза от тумана неопределенности. Всё отточено, аристократично, ясно.

МЫ ЧУВСТВУЕМ МЕХАНИЧЕСКИ. МЫ ОЩУЩАЕМ СЕБЯ СДЕЛАННЫМИ ИЗ СТАЛИ. МЫ – ТОЖЕ МАШИНЫ, МЫ – МЕХАНИЗИРОВАНЫ!

Новейшая красота быстрых грузовиков, охваченных дрожью и тряской, но спешащих твёрдо и неудержимо. Бесконечны радости, которые приносит глазу фантастическая архитектура подъёмных кранов, холодной стали, мигающие и волнующие буквы светящихся реклам, прочные и огромные. Вот – наши новые духовные потребности, вот – принципы нашей новой эстетики.

Прежняя эстетика питалась историями, легендами и мифами, заурядным продуктом слепой и рабской коллективности.

Футуристская эстетика питается самым мощным и сложным продуктом человеческого гения. Разве не Машина является ярчайшим символом загадочной творческой силы современного человека? В МАШИНЕ И ЧЕРЕЗ МАШИНУ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ СЕГОДЯ ВСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДРАМА.

Мы, футуристы, хотим оторвать Машину от её практической функции, поднять её до уровня духовной жизни, бескорыстной жизни искусства, чтобы она стала высочайшей вдохновительницей. Художник, если он не хочет сгинуть в безвестности и плагиате, должен доверять только своей жизни и атмосфере, которой он дышит.

Нас окружили прекрасные машины, они ласково склонились над нами, а мы, дикие и инстинктивные открыватели любых загадок, отдались власти их странного и неистового хоровода.

Влюбленные, мы мужественно и сладострастно овладели ими.

Сегодня мы знаем, как раскрыть миру их глубочайшие души и их безмерные сердца, в которых закручивается спиралями динамическая архитектура – новая архитектура, которую уже утвердили Сант Элиа и Вирджилио Марки.

Однако нужно различать внешний вид и дух Машины. Когда мы говорили о болтах, стали, зубчатых колесах, мы были недопоняты. Поэтому поясним нашу мысль: манифесты и произведения футуризма, опубликованные, выставленные и обсуждаемые во всём мире, подтолкнули многих гениальных художников – итальянских, французских, голландских, бельгийских, немецких и русских – к Механическому искусству. Но они почти всегда останавливаются на внешности машины; поэтому они реализуют только: чисто геометрические картины, сухие и поверхностные (сравнимые с инженерными чертежами), ритмически и композиционно уравновешенные, которым недостает внутреннего содержания, а наукообразия в них больше, чем лирического содержания; пластические конструкции, созданные из подлинно механических элементов (винты, зубчатые колеса и рейки, сталь и т.д.) которые не входят в замысел как выразительный материал, но являются исключительно самоцелью.

Потому эти художники часто впадают в фальшь и в поверхностность, а их подчас интересные работы уступают машинам, так как в них нет ни прочности, ни органичности.

МЫ, ФУТУРИСТЫ, ХОТИМ:

1. передавать дух, а не внешнюю форму Машины, создавая композиции, которые извлекают пользу из любого выразительного средства и даже из настоящих механических элементов;

2. чтобы эти выразительные средства и механические элементы отвечали первоначальному лирическому закону, а не закону науки;

3. познавать линии, ритмы и бесконечные аналогии, подсказанные самой сущностью Машины;

4. чтобы понятая таким образом Машина стала источником вдохновения для эволюции и развития пластических искусств.

Различные стили этого нового механического искусства происходят от Машины, как элемента интерференции между мыслимой идеей объекта и пластическим идеалом, предлагаемым художником.

Машина сегодня передаёт ритм огромного живого коллектива и отдельных творческих личностей.

Машина скандирует Песню Гения. Машина – это новое божество, которое просвещает, господствует, раздаёт свои дары и карает в это наше футуристское время, приверженное великой Религии Нового.

Э. Прамполини, И. Паннаджи, В. Паладини
<Октябрь 1922>

Перевод с итальянского Е. Лазаревой.
Источник: Лазарева Е. А. «Механическое искусство» и «аэроживопись». К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920-1930-х гг. // Искусствознание. – №1–2. – 2010. – С. 530–548.

 


1-я публикация манифеста на страницах журнала Noi («Мы»). 1923.

 


Иво Паннаджи. Эскиз костюма для Механического бала. 1922.

 

 

©Futurism.ru