ЛИСТОВКА «СОЮЗА МОЛОДЕЖИ» (1913)
С.-Петербург, 23 марта 1913 г.
Устраивая раньше художественные выставки, рефераты и чтения по искусству, мы, общество художников «Союз молодежи», хотели тем самым дать возможность интересующейся искусством публике ознакомиться с состоянием современной молодой живописи и раскрыть перед нею свое техническое Credo.
Этот практический пусть выступления мы оставляем за собою и на будущее время, все более и более расширяя и углубляя его.
Устраивая сегодня уже диспут, а не реферат по искусству и привлекая к участию на нем всех наших противников, мы объявляем наше боевое художественное Credo.
Мы выявляем себя в необыкновенное, исключительное время!
Весь нервный характер жизни искусства нашего времени с убедительностью несомненною доказывает, что Искусству Живописи в настоящий момент принадлежит доминирующая роль!
Оно привлекает всеобщее внимание как никогда!
И, близкое уже к освобождению, Новое Искусство имеет столько врагов, как никогда!
Кто они, наши враги, которым мы объявляем борьбу, и в чем нас обвиняют?
Не является ли то, в чем упрекают нас наши противники " залогом нашей победы и силы!?
Или наша любовь к Искусству, заставляющая нас жаждать видеть его освобожденным, заслуживает те комья грязи, которыми бросают в нас!
Мы объявляем борьбу всем тюремщикам Свободного Искусства Живописи, заковавшим его в цепи повседневности: политики, литературы и кошмара психологических эффектов.
Мы объявляем борьбу всем культивирующим сентиментальность личных переживаний самовлюбленным Нарциссам, для которых нет ничего дорогого кроме собственного, без конца отражаемого ими, лика!
Мы объявляем борьбу уголковому творчеству «Мира Искусства», смотрящему на мир через одно окно.
Этот мир мы желаем видеть широко раскрытым!
Вот вызов всем тем, кто нас обвиняет в теоретичности, в декадентстве, в отсутствии непосредственности!
В Чем полагают непосредственность эти господа?! В низменной тирании душевных переживаний! - всегда одних и тех же!
Тем хуже для них!
Мы объявляем, что ограничение творчества есть отрава Искусства!
Что свобода творчества — есть первое условие Самобытности! Отсюда следует, что у Искусства путей много!
Мы объявляем, что все пути хороши кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека!
Вот вызов тем, кто нас обвиняет в неустойчивости, кто соблазняет нас приютом миролюбивого сна, — общим дортуаром, в котором беспробудно покоятся передвижники, Мир-искусственники, Союз русских художников и прочие и прочие любители душных помещений, атмосфера которых уже убаюкивающе действует и на Бубновый Валет.
Мы не завидуем их единодушному храпению!
Солнце Искусства светит слишком ярко, чтобы мы могли преступно спать.
Мы объявляем борьбу всем опирающимся на выгодное слово «устои», ибо это почтенное слово хорошо звучит лишь в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени! Этому ветхому слову мы противопоставляем слово «обновление».
Вот наш девиз:
«В беспрерывном обновлении Будущее Искусства»!
Мы широко открываем двери всем молодым, кому девиз наш дорог, чьи руки сильны, чтобы высоко держать наше знамя, и оставляем за дверью всех сомневающихся, расчетливых, не знающих, куда пристать, ибо этим растерянным, недоуменным отбросам искусства дан только один рабский удел: чинить чужие дырявые знамена!
Мы презираем слово «Слава», превращающее художника в тупое животное, которое упрямо отказывается ступать вперед, даже тогда, когда его погоняют кнутом.
От беспрестанных поворотов в сторону прошлого немало людей вывернуло себе шеи.
Нет чести для нас обратиться в подобный нелепый призрак прошедшего, в бесплодный вымысел того, чего уже нет!
Мы не добиваемся того, чтобы нас помнили даже после смерти.
Достаточно культа кладбищ и мертвецов.
Но мы не дадим забыть себя, пока мы живы, ибо бодрствующие, мы будем без конца тревожить сон ленивых, увлекая все новые и новые силы к вечно новой и вечно прекрасной борьбе.
«Союз молодежи»
Листовка написана О. Розановой и распространялась на диспуте «О современной живописи» в Троицком театре (Петербург) 23 марта 1913 г. |
|
|