Екатерина Лазарева "programARTist. Когда программисты становятся художниками и наоборот" // "АРТХРОНИКА", №2, 2002

 

 

Фестиваль read_me 1.2 , начавший свою работу в сети Интернет в октябре 2001 г., близится к финалу. Заключительный этап фестиваля пройдет в Москве 18-19 мая 2002 г. в культурном центре «ДОМ». На нем будут представлены победители, а церемонию награждения предварит обширная культурная программа с участием теоретиков медиа, художников и музыкантов из России, Германии, Испании, Польши, США, Швейцарии.

Фестиваль организован медиа-арт центром «Макрос-центр» Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ. То, что фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры, примечательно - это говорит о том, что культурная политика России повернулась лицом к искусству новейших технологий, развивавшегося до этого при поддержке зарубежных фондов и благодаря энтузиазму его адептов.

Фестиваль read_me 1.2 посвящен новейшему феномену художественной практики в медиа-среде – software art (искусству программного обеспечения) - настройкам и деконструкции общеупотребимого программного обеспечения, созданию альтернативных программ. Художественное программное обеспечение пытается изменить стереотипное восприятие медиа пространства, демонстрирует скрытые качества нового цифрового мира, привносит искусство в сферы, его лишенные, и ищет непосредственной коммуникации с аудиторией.

Российский фестиваль от западных аналогов, таких, например, как берлинский Transmediale , отличает большая открытость - с начала приема работ read_me 1.2 все проекты доступны on-line. В ходе первого этапа on - line для участия в конкурсе было прислано более 70 работ. Семь из них – российского производства, тогда как остальные – продукт творчества зарубежных художников и программистов. Фестиваль, посвященный актуальному и новому явлению, лишь недавно ставшему центром дискуссий о медиа-арте, уже сегодня вызвал большой интерес в западных медиа кругах. Его актуальность для мирового медиа-пространства не подлежит сомнению, и благодаря количеству зарубежных участников read_me 1.2 по праву может считаться международным, тогда как большинство российских художественных инициатив носят название «международных» с большой натяжкой.

Первой работой, присланной для участия в фестивале, стала уже снискавшая большую популярность «Точка-скринсейвер» Ивана Химина и Эльдара Кархалева (С.-Петербург) - инструкция по настройке «хранителя экрана» Windows . Выполнив соответствующие инструкции, вы получаете на своем экране авангардистское произведение искусства. Минимализм и легкая «деконструкция традиции» Windows – отличительные черты этой работы.

Другим хитом особенно популярным у западных коллег стал проект «Портрет Президента» Владислава Целищева, который в связи с повальным увлечением отечественной творческой интеллигенции увековечиванием образа Президента РФ В.В. Путина, предлагает программу, располагающую указанный портрет на десктопе компьютера.

Среди других проектов, созданных русскими авторами, на read_me 1.2 представлена программа напоминания о днях рождения и праздниках « BIRTHDAY ! Millenium » Олега Пеховского, простейший оракул-предсказатель « Pixel Suzi Computer Oracle » Петра Поморова, программа, синтезирующая речь и пение “ Gigavoice ” Александра Шеломкова, а также программа, поднимающая настроение, - «Ритмично и вечно смеющийся заяц» и медитативная flash –заставка «Мотыльки».

Среди зарубежных работ весьма интересными оказались « Textension » Джошуа Нимоя, “ DeskSwap ” Марка Даггета, “ uberCORE _ ENGINE ” группы UberMorgen , множество художественного «софта» от лондонской группы IXI .

В ходе заочного голосования международное жюри, состоявшее из медиа-художницы Эми Алекзандер (США), программиста Кью П. Долл (США), теоретика медиа Флориана Крамера (Германия), группы медиа-активистов РТмарк (США) и медиа-художника Алексея Шульгина (Россия), - выбрало десять номинантов на главные премии фестиваля, часть которых приедет в Москву в мае 2002 г. для представления своих работ широкой публике.

Программа фестиваля включает в себя теоретические выступления - лекции «Искусство программирования. Язык. Письмо» Флориана Крамера (Германия), «Художественный софт. Что это?» Алексея Шульгина и Ольги Горюновой (Россия), «Хакеры, программисты и активисты. История взаимоотношений» Кью П. Долл (США); воркшопы и обсуждения. В рамках дискуссии на тему «Медиа активизм. Критический софт» выступят представители групп RTMark (США) и Ubermorgen (Швейцария), активистка Кью П. Долл (США). Со своим шоу « bOtimatiOn » выступит Эми Алекзандер (США), Хуан Леандр (Испания) представит проект “ re troYou”, в дискуссиях и презентациях на разные темы выступят группа VinylVideo (Австрия), Gameboyzz Orchestra (Польша) и др. В программые фестиваля немаловажное место занимает музыкальная часть, которая представит интереснейшие коллективы, в числе которых Retro Sex Galaxy (Польша), MicroMusic (Швейцария), Game Boyzz Orchestra (Польша) и 386 DX (Россия).

В последний день фестиваля состоится награждение победителей. Лучшие работы будут отмечены специальными денежными премиями от "РОСИЗО" и "МАКРОС-ЦЕНТРА" – 500, 400 и 300 долларов. По итогам фестиваля будет выпущен CD-каталог с лучшими работами и теоретическими статьями.

Возможно, этот фестиваль станет ежегодным и будет также ассоциироваться с Москвой как Transmediale с Берлином или ArsElectronica с Линцем.

Комментарии жюри:

Рэй Томас / Ray Thomas , группа RTMark (США). Антикорпоративная корпорация РТМарк выступает против установок неолиберальной экономики и корпоративного злоупотребления властью. http://www.rtmark.com

Представленные на фестиваль работы не имеют отношения к политике или активизму. К сожалению, никакая из них не изменит мир. Поэтому я выбрал самую красивую. Что касается русских работ, то они абсолютно соответствуют международным стандартам, особенно мне понравился «Портрет Президента» - этот комментарий прекрасно считывается и за пределами России. Software art , безусловно, принадлежит будущее. Однако мир искусства уважает все, что продается за «большие деньги» и software art станет большим художественным явлением, если сможет быть продан задорого. Художникам, которых интересует их место в художественном мире, лучше делать большие ландшафтные скульптуры или абстрактные натюрморты – они продаются за большие деньги уже сегодня и именно таких художников, люди любят гораздо больше, чем software artists .

Эми Алекзандер / Amy Alexander (США) работает с сетевым искусством и software art с 1996 г, работает в Калифорнийском Университете, Сан-Диего. http://plagiarist.org, http://the bot.org , http://botimation.org

Простота многих работ оспаривает традиционное мнение, что software должен выполнять множество функций. Некоторые работы, такие как « TraceNoizer » противопоставляют сложности культуры еще большую сложность. Российские проекты также весьма разнообразны – от политического «Портрета Президента» до демонстрирующего «софт ради софта» WinGluck Builder . Read_Me – пример того, что software art уже стал новым авангардом медиа-искусства, теперь он будет распространяться вширь. Это искусство далеко ушло от авангарда – но оно гораздо ближе к публике. Одна из тенденций software art – стремление к общественной доступности, другая представляет собой новый медиа-авангард внутри культуры. Будучи сегодня слиты, эти два поля, на мой взгляд, в будущем разделятся, однако, мы можем противодействовать этому, продолжая представлять эти работы вместе.

Кью П. Долл / Cue P . Doll (США) - программист, работающий с альтернативными открытыми программами (open source alternativeware). http://www.cuejack.com

На фестивале представлено большое количество интересных работ и стилей – политические, формалистичные, сложные, простые. Многие работы русских авторов очень непосредственны, и это приятно. Новые художественные формы всегда рискуют слиться со старыми, элитарными и чопорными. Преимущество software art заключается в том, что зрители уже понимают язык программного обеспечения - художники могут работать с существующим языком, а не бороться против него. Возможно, здесь большую роль играет то, что многие software -художники пришли из мира программистов, а не из художественного мира. Их работы стремятся к простоте и доступности больше, чем традиционные художественные проекты. Благодаря этому software art может остаться искусством общественного пространства (public art), и не превратиться в искусство галерейное.

Флориан Крамер / Florian Cramer (Германия) – литературовед, автор текстов о software art , поэзии кода и свободном программном обеспечении. http://userpage.fu-berlin.de/~cantsin , http://www.0100101110110101.org

Концепция «программного обеспечения как искусства» существует около 30 лет и поддерживается как кураторами современного искусства, так и компьютерными программистами. Для примера приведу « Software » - одну из первых выставок концептуального искусства куратора Джека Бернхэма 1970 года и всемирно известную книгу Дональда Кнута «Искусство компьютерного программирования» 1968-го. И хотя я симпатизирую хакерам, я бы не сводил software art к внутренней красоте кода в духе классического платоновского видения красоты – это искусство работает с культурным, социальным и политическим контекстом. Код сам по себе – давнее изобретение, но с появлением компьютера он становится гораздо сложнее, считывание эстетики, поэзии и политики кода затрудняется. Несмотря на это программный код влияет сегодня на жизнь людей как никогда ранее, он не умрет как аналоговое видео, поэтому искусству и обществу придется считаться с ним.

Официальный сайт фестиваля read_me 1.2 - www.macros-center.ru/read_me

Futurism.ru © 2002-2006
при использовании материалов ссылка на futurism.ru обязательна
e-mail:editor@futurism.ru