Екатерина Лазарева, Кара Мескарян "Нет-арт: искусство эпохи высоких технологий " // "АРТХРОНИКА", №1, 2002

 

 

Сетевое искусство – net art, – возникшее в середине 90-х благодаря распространению сети Интернет, в последние годы все активнее заявляет о себе. И хотя наиболее адекватной средой для него остается Сеть, нет-арт оказывается востребованным и офф-лайн.

ИСТОКИ

Достижения технического прогресса в ХХ веке стали одной из главных движущих сил авангардного искусства. Наиболее прогрессивные художники с помощью новейших визуально-коммуникационных технологий существенно расширили представление о границах искусства. Так в 50-е гг. появился видео-арт, мультимедийные проекты, а в 80-90-е, с распространением компьютерных технологий – цифровое, а затем, сетевое искусство. Сегодня многие склонны считать искусство новых медиа одним из видов актуального искусства (тем более, что большинство его деятелей вышли из contemporary art). Между тем сами художники, создающие «компьютерное» искусство, настаивают на иных основаниях своей художественной практики, чей инструментарий и идеология в корне отличаются от всего, с чем мы имели дело раньше.

ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ

От предшествовавшего искусства нет-арт отделяет себя идеологией и технологией создания. Интернет как альтернативное художественное пространство, в котором отсутсвует традиционный круг «художник – критик – галерея», обеспечивает относительную независимость художника от институций и демократию участия. По словам Алексея Шульгина, одного из пионеров российского нет-арта, «сейчас практически любой может поместить результат своего HTML -творчества on - line и сделать его доступным для всех пользователей Интернета». Независимость, анонимность и простота коммуникации в Интернете обеспечивают свободу действий создателям нового искусства.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Испокон веков каждое искусство вырабатывает свой специфический инструментарий. Нет-арт, напротив, создается с помощью более или менее стандартных компьютерных программ, поэтому формально его сложно отличить от обычных Интернет-ресурсов, среди которых доля нет-арта едва ли превышает сотую долю процента. Заимствование, имитация, а подчас и пародия привычных каждому пользователю Сети технологий, делает сетевое искусство отличимым лишь в плане его содержания или назначения. В основе большинства работ лежит некий стандартный прототип. Так произведение нет-арта может выглядеть как электронный каталог, набор ссылок, домашняя страница или компьютерный тест. В подобной оболочке авторское послание оказывается весьма неожиданным – искусству редко удается так удачно замаскироваться под окружающую реальность. Именно в этой среде, практически слившись с реальностью, обитают сегодня и наиболее радикальные проекты, критикующие современное общество и восстающие против принятых в реальном пространстве правил игры.

РОССИЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ

Отечественный net-art заявил о себе в середине 1990-х годов. Среди его пионеров оказались художники, до того работавшие с фотографией, видео и мультимедиа-проектами, – Татьяна Деткина, Ольга Лялина, Владимир Могилевский и Алексей Шульгин. Среди наиболее активных деятелей российского нет-арта сегодня московские художники Андрей Великанов, Лев Степанов (Кусто Кусто), Наталья Стручкова (Даша Чужбина), питерцы Константин Митенев, Даня Васильев. Несмотря на приход в нет-арт последних лет новых людей, круг сетевых художников остается весьма узким. Между тем российские сетевые художники регулярно становятся призерами главных международных фестивалей сетевого искусства.

Об авангардных позициях российских сетевых художников говорят их манифесты - "Next Body" Константина Митенева, «Сети для художника» Оли Лялиной и Алексея Шульгина и «Виртуальное тело Юкста» Андрея Великанова. При этом деятели нет-арта не склонны объединяться ради общей цели распространения и утверждения сетевого искусства – их кратковременные союзы не отменяют крайнего индивидуализма российского нет-арта. В целом для России характерна гораздо меньшая социально-политическая активность, нежели в сетевом искусстве Запада. Стилистические источники российского нет-арта весьма разнообразны – от русского конструктивизма и эстетики Эйзенштейна у Алексея Исаева до поп-арта и японских комиксов у Дани Васильева.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Молодость российского нет-арта и нежелание его адептов интегрироваться в пространство современного искусства делают его маргиналом художественной сцены. Однако история и практика contemporary art показывает, что и декларативно «непродажные» новые направления, такие как минимализм или концептуальное искусство, стали однажды вполне конвертируемыми на рынке. Одним из потенциальных способов продажи «виртуального» искусства является ограниченный тираж работ или платная загрузка net - art ' a из Сети. Впрочем, сегодня оба способа почти не имеют прецендентов, и новое искусство существует за счет альтруизма его создателей и отчасти благодаря поддержке государства и фондов. Специфика сетевого искусства породила новый тип институции – лаборатории цифровых медиа (Медиа-Арт-Лаб и Макрос-центр в Москве, Институт Про Арте – в Питере), а также новый способ демонстрации и оценки работ – многочисленные фестивали нет-арта. Денежные призы победителям фестиваля становятся специфическим «гонораром» за сетевое искусство.

Будущее сетевого искусства видится не однозначным, однако, наметившаяся в последнее время тенденция к интеграции нет-арта в контекст СМИ (питерский Арт Медиа Форум) и кино (Медиа Форум в рамках Московского кинофестиваля) позволяет говорить о положительной динамике существования нет-арта в художественной и общественной жизни России.

Алексей Исаев MY REVOLUTION www.aha.ru/~newart – одна из первых ласточек российского нет-арта.

Алексей Шульгин FORM ART www.Easylife.org - Одна из ранних работ «Form Art» исследует формальные возможности технологии, нестандартным, даже абсурдным образом используя знакомые пользователю функции.

Андрей Великанов ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ ЮКСТА velikanov.ru - Любой желающий может дополнить словарь Юкста новым словом, сопроводив его картинкой или значением. Обожествленный Великановым Юкст – спонтанный продукт компьютерного перевода “juxtaposition” в «позицию Юкста».

Намнияз Ашуратова www.namniyas.org - Намнияз Ашуратова, сетевая художница из Уфы - личность-фантом, alter ego своего создателя Андрея Великанова. Анонимность Интернета позволила автору поиграть с феминистским и национальным дискурсами, в реальности закрытыми для мужчины и москвича.

Константин Митенев www.dux.ru/digbody

Кусто Кусто ARTHOUSE www.geocities.com/kustokusto

Даня Васильев КОАЛА www.koala.ru - Выполненный в эстетике поп-арта лабиринт, где каждый пользователь получает свою версию «Коалы» и ходит своими тропами.

Сергей Тетерин www.teterin.ru

Даша Чужбина и Mr.Parker CLICKART www.clickart.paragraph.ru - сетевой рейтинг российских актуальных художников и их работ.

Наталья Ламанова, Александр Холопов КАНАЛИЗАЦИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Artinfo.ru/projects/sewers - Проект включает около ста участников из разных странах, присылающих московским авторам изображения канализационных люков со всего мира – чистое искусство коммуникации.

Ель Зеленая ЕЛЬСКОЕ www.sidor.ru/elka «СовершенноЛетняя страничка» московской художницы Ели Зеленой – пример того, как сетевое искусство рождается из домашней страницы.
Futurism.ru © 2002-2006
при использовании материалов ссылка на futurism.ru обязательна
e-mail:editor@futurism.ru