Екатерина Лазарева "Реальное искусство из виртуального пространства" // "АРТХРОНИКА", №3-4, 2000

 

 

Колоссальные информационные ресурсы и огромный потенциал для коммерческой деятельности - вот, наверно, главные характеристики сегодняшнего Интернета. 1999 год стал революционным для мирового арт-рынка, причем многие связывают это именно с активным освоением Сети крупнейшими аукционными домами. И хотя почти никто из традиционных субъектов искусства еще не готов "с головой уйти" в Интернет, большинство так или иначе уже использует виртуальное пространство.

ИСКУССТВО И ИНФОРМАЦИЯ

Количество институциональных и независимых сайтов по искусству сегодня чрезвычайно велико (причем нельзя сказать о преобладании одних или других), поэтому появляются оболочки, интегрирующие различные проекты и облегчающие поиск в Сети. Проблему гипертрофии и неорганизованности информации способны решить лишь специализированные порталы (в Рунете – Еже правда, Епрст, Современное искусство в Сети). Обширнейшие, но не рафинированные результаты приносит поиск сайтов по искусству на Yahoo или Google , тогда как на WWAR или ArtSearch отсекается множество информационного “мусора”. В Рунете за количеством можно гнаться на Atrus, Rambler , за качеством – на сайтах Artlife.ru, «Все музеи», Артинфо, Гельман.ру. В международной Сети преобладают коммерческие проекты (одних только аукционов on-line около 25 тысяч), а нет-арт (сетевое искусство) довольствуется куда более скромными позициями. Впрочем, аналогичное соотношение характеризует и реальный арт-рынок.

Благодаря техническим преимуществам Сети для музеев и галерей Интернет - своего рода "швейцарский нож". Это реклама, архив, каталог и помощник, держащий галерею открытой 24 часа в сутки и принимающий сообщения. Будучи идеальной формой репрезентации при минимуме затрат и максимуме охвата, корпоративные сайты уже есть у многих художественных организаций - от Лувра и Эрмитажа до музея "Другое Искусство", Пушкинской,10 и актуальных галерей ( XL , М. Гельмана, Айдан, TV , Риджины - в Москве, КиберФеминКлуба и Галереи 21 - в Петербурге). Нет сомнения, что их число будет только расти.

Зарубежные арт-проекты в Сети редко бывают некоммерческими, если только они не сосредоточены вокруг культурных или общественных фондов или центров современного искусства, как ЦСИ Сороса в Восточной Европе, европейский Encart.com или американский 911 Media Art Center. Большинство глобальных арт-ресурсов совмещает разнообразные функции - информирование (новости AbsolutesArt.com на крупнейшем и старейшем ресурсе WWAR), представительство различных субъектов культуры (Artstar.com), торговля (ArtUmbrella) и др.

Специфика российских ресурсов по искусству - в разделении коммерческих и актуальных проектов, причем последние обычно ориентированы на узкий круг профессионального сообщества. Иными словами, создается очередная закрытая тусовка, которая может существовать лишь за счет спонсоров. В этом смысле полезным выглядит зарубежный опыт совмещения коммерческой и актуальной деятельности, когда наряду с охватом широкой аудитории сохраняются профессиональные стандарты.

БИЗНЕС

С появлением нового коммуникационного пространства встает вопрос: может ли пресловутая виртуальность решить проблемы традиционного арт-рынка? Один из вариантов ответа кроется в статистике: средняя американская галерея редко продает 3 картины в неделю; через PaintingsDirect реализуется около 5 картин ежедневно. Кроме того, Интернет позволяет “соблазнить искусством” гораздо большую аудиторию – людей, которые раньше никогда бы не купили произведения искусства из-за массы причин (нехватки времени, отсутствия галереи поблизости, дискомфорта в среде профессионалов). Иными словами, появляется возможность продвижения художника и удержания единой цены в любой точке мира. Электронные платежи и доставка – преимущества, которые редко предоставляют ныне действующие субъекты арт-бизнеса. И не исключено, что складывающийся принципиально новый рынок искусства (новые потребители и механизмы ценообразования) в перспективе даже отменит некоторые законы рынка традиционного.

С другой стороны, демократичность виртуального арт-рынка приводит к заплнению Сети “второсортным” искусством, дезориентирующим покупателя (например, на Молоток.ру), поэтому огромное значение в нынешней ситуации имеет появление профессиональных ресурсов, которые учитывают специфику товара под названием «искусство» и применяют особые механизмы распространения информации, гарантии, оценки, презентации произведений.

СТРАТЕГИИ

Стратегии продажи искусства в Сети колеблются между аукционной традицией (iCollector) или продажей по фиксированной цене он-лайн (artnet.com). Аукцион для посетителей сайта может назначаться на конкретный день (Gavelnet.com) или длиться до нескольких недель в режиме "тихого аукциона" (sothebys.amazon.com).

Существует и система вспомогательных "профессиональных" ресурсов - Art Sales Index (цены продаж), tfaoi . com (страховка, перевозка), apprisals . com (атрибуция, оценка). Залог коммерческого успеха в Сети - в максимально широком использовании всех возможностей Интернета. Прекрасное подспорье - нестандартная организация произведений в банке данных, например, в "галереи" по жанру, стилю, сюжету и даже по доминирующему цвету ( PaintingsDirect . com , Artlife . ru ), электронный журнал по искусству ( Connoisseur на Gavelnet . com ), новостные ленты ( Artumbrella . com ). Однако главные факторы доверия покупателя - профессиональная и корпоративная ответственность. Так, например, PaintingsDirect . com гарантирует возможность возврата приобретенной картины в течение 10 дней с момента покупки (вычитается только стоимость доставки), если реальное произведение искусства вдруг окажется менее привлекательным, чем оно выглядело на дисплее компьютера.

В этой связи в Рунете необходимо отметить два перспективных коммерческих проекта: ArtHotLine . ru , выросший из коллекции галереи С`Арт, и он-лайновый аукцион Artlife . ru . Оба сайта предлагают продажи по фиксированной цене и в режиме "тихого аукциона". “Сайт ArtHotLine отличается удобной навигацией, экспозиция устроена по "архитектурному" принципу - картины расположены в виртуальной анфиладе музейных залов. Выгодное отличие Artlife . ru - механизм профессиональной экспертизы и оценки (значок "рекомендовано"). Artlife разделяет работающий по принципу “из рук в руки ” “открытый аукцион” и “профессиональный аукцион”, где произведения проходят оценку и экспертизу специалистов, а также гарантируются от случайного срыва сделки. Важно, что степень участия художника в аукционе самая широкая – от бесплатного участия в “открытом” аукционе до возможности перейти на “профессиональный” уровень.

ТЕНДЕНЦИИ

Среди важнейших мировых тенденций необходимо отметить стремление электронных торговых компаний участвовать в продвижении крупнейших аукционных домов на виртуальном рынке. Произошедший в прошлом году альянс старейшего аукционного дома Сотби с электронной компанией Amazon и аукциона Butterfield & Butterfied с компанией eBay стали индикаторами доверия традиционного арт-рынка возможностям электронной арт-коммерции, невероятно расширяющей круг потребителей искусства. В свою очередь крупнейшие электронные торговые компании, намереваясь сделать бизнес на известных художниках, объективно способствуют проникновению реального искусства в Сеть. В отличие от Кристи, уповающего на сохранение традиционных ценностей аукционного дома при торговле он-лайн, Сотби использует весьма агрессивные стратегии удержания "на коротком ошейнике" арт-дилеров (по контракту им запрещено продавать произведения стоимостью свыше $300 через иные сайты) с упором на количество продаж и огромный трафик на своей странице. Стремительный отход от принципа торговли "из рук в руки" ( Ebay и аукционы Yahoo и Microsoft ) к тактике "бизнес потребителю" ( EBay Great Collections ), где во главу угла ставится корпоративная ответственность, говорит о цивилизованных основаниях нового электронного арт-рынка.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Уже упомянутые нами системы профессиональной оценки, западный принцип торговли, многочисленные удобства (призы, бонусы, специальные предложения), и особенно – высококлассные работы лучших отечественных художников (на Артлайфе есть своя “Третьяковка” – Лентулов, Сарьян, Тышлер, Юон) делают Артлайф наиболее удачным (и, в принципе, окупаемым) проектом. Сегодняшняя ситуация в отечественном Интернете - формирование сетевого арт-рынка и освоение (и осознание) этого пространства традиционными субъектами искусства - является подходящим моментом для развития подобного проекта – по сути дела, первого большого арт-бизнес проекта в Сети.

Несмотря на то, что большинство представителей отечественного арт-бизнеса в один голос говорят о неготовности субъектов традиционного художественного рынка перейти в "пространство Сети" многочисленные преимущества нового пространства делают этот процесс почти “ неизбежным ” . Решение этой проблемы, конечно, - вопрос времени, и прогресс в данной области зависит лишь от желания адаптироваться к новым технологиям. Причем желание это должно возникнуть и у покупателя, и у продавца. Или так: Возникнув и у покупателя, и у продавца, это желание, возможно, станет началом решения многих проблем отечественного арт-рынка.

Дмитрий Сергеев (www.artlife.ru , Москва): Главная проблема арт-рынка - как художнику найти своего покупателя? Выставляя картины у дверей дома, он привлекает прохожих; устраивая вернисаж, он получает иную аудиторию; через Интернет художник становится доступным всем и всегда. Интернет - новое технологическое решение старой проблемы.

Сергей Тетерин (обозреватель сетевого искусства, www.teterin.raid.ru , Пермь): Художественный Интернет - самый, наверное, некоммерческий. Наивные художники приходят в него в расчете "с налету" продать картины или получить золотой грант от иностранного фонда. Большинство вскоре разочаровывается, так и не дождавшись небесной манны. Однако самые настойчивые и талантливые добиваются своего.

Николай Кононихин (главный редактор Новостей современного искусства Петербурга - artpiter.spb.ru): Сеть - чувствительный индикатор "дефицита" в реальном мире, будь то музей современного искусства или художественные издания. Интернет уже не дублирует реальность, а дополняет и расширяет ее, т.е. становится "новой реальностью".

Юрий Пластинин (АртИнфо, АртХотЛайн): Коммерческий потенциал сети содержится в тиражируемости искусства. Покупают on - line практически только тиражное искусство: графику, фотографию, принты, вторичные произведения. Причем эта вторичность сказывается как в традиционном, так и в актуальном искусстве.

Полезные ссылки

"Все музеи" - www . museum . ru

"АртИнфо" - www . artinfo . ru / ru

Галерея XL – www . geocities . com / SoHo /8070

Галерея Риджина – www . regina . ru

Аукцион АртХотЛайн - www . artinfo . ru / hotline

Аукцион АртЛайф - www . artlife . ru

Современное искусство в Сети – www . guelman . ru

Современное искусство Санкт-Петербурга – www . artpiter . spb . ru

Первое сетевое издание об искусстве – www . artdaily . com

Международная конфедерация арт-дилеров – www . cinoa . org

Ebay Great Collections - www.ebaygreatcollections.com

Индекс Цен Искусства - www . artprice . com

Аукцион "Сотби" - www . sothebys . com

Аукцион "Кристи" - www . cristies . com

Другие аукционы: www . nextmonet . com ; www . arstar . com ; www . guild . com www . artplanet . com ; www . gavelnet . com .

 

Futurism.ru © 2002-2006
при использовании материалов ссылка на futurism.ru обязательна
e-mail:editor@futurism.ru