Владимир Маяковский
(7 (19).07.1893 - 14.04.1930)
 


В. Маяковский
1911 г.

 


В. Маяковский
Окна сатиры РОСТА
Фрагмент

 


А. Родченко
"И это стоит столетья..."
Иллюстрация к поэме
В. Маяковского "Про Это"
1923
Фотомонтаж на бумаге,
наклейка, черная и красная
тушь, розовая бумага.
47,5х32,5 см
Государственный Музей
В.В. Маяковского, Москва

 


А. Родченко
Обложка книги
В. Маяковского"Разговор
с фининспектором о поэзии"
1926
Высокая печать. 17,5х25 см

 


А. Родченко
Фотопортрет В. Маяковского
1924 г.

библиография

Маяковский Владимир Владимирович - русский поэт, драматург, пропагандист левого искусства, принимал активное участие в формировании русского футуризма.
Родился в дворянской семье в грузинском селении Багдади. Отец Маяковского Владимир Константинович служил лесничим и скончался в 1906 году от несчастного случая. Другие члены семьи - мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга. В 1902-06 г. Маяковский учится в классической гимназии в Кутаиси, а после смерти отца, с матерью и сестрами переезжает в Москву. Учится в 5-й московской гимназии (1906-08), откуда был отчислен за неуплату. Не чуждый идеям революции еще в Грузии, в Москве Маяковский активно включается в нелегальную революционно-агитационную деятельность: в 1908 г. он вступает в РСДРП(б), несколько раз подвергается арестам, а в 1909 г. проводит 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Это заключение Маяковский позднее связывал с началом своей литературной деятельности - здесь он исписал целую тетрадку стихами, которую перед освобождением у него отобрали.
Первое профессиональное художественное образование Маяковский получил в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 г. он поступает в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Там же в 1911 году знакомится с Давидом Бурлюком, открывшим в нем "гениального поэта" и подтолкнувшим к поэтическому творчеству. В это время Маяковский на время оставляет занятия живописью и сближается с кругом Бурлюка - Крученых, Хлебниковым, Каменским. В ноябре 1912 года состоялось первое публичное чтение стихов Маяковского в петербуржском артистическом клубе "Бродячая собака", в декабре 1912 в альманахе группы "Гилея" "Пощечина общественному вкусу" были впервые напечатаны его стихотворения - "Ночь" и "Утро". Там же был помещен и манифест, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Давидом Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. В этом же году Маяковский участвует в выставке живописи Художественно-артистической ассоциации. С 1912 года Маяковский активно включается в пропаганду футуризма - делает доклады: "О новейшей русской литературе", "О достижениях футуризма", участвует в футуристических вечерах и диспутах, организованных "Бубновым валетом" и "Союзом молодежи", пишет статьи, участвует в создании большинства поэтических сборников русских футуристов и занимается постановкой в Петербурге своей трагедии "Владимир Маяковский", выступая одновременно режиссером и исполнителем главной роли. Премьера состоялась в декабре 1913 года в театре "Луна-парк". В 1913 г. выходит первый литографированный сборник стихов Маяковского "Я!". В октябре этого же года он читает в кабаре "Розовый фонарь" свое скандальное стихотворение "Нате!". В 1913-14 годах Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским участвует в знаменитом футуристическом турне по городам юга России, Кавказа и Поволжья. В 1914 г. за участие в выступлениях футуристов Маяковский исключен из училища. Во время турне он начинает работу над поэмой "Облако в штанах", одним из наиболее значимых произведений раннего Маяковского. В сер. 10-х гг. складывается оригинальный стиль Маяковского - короткие рубленые строки, "рваный" синтаксис, разговорные интонации, как нельзя лучше подходящие для чтения с эстрады на вечерах и диспутах. Высокий рост и необыкновенно сильный голос помогали Маяковскому создавать яркий образ поэта - фата, бунтаря, оратора. С началом первой мировой войны Маяковский создает первые агитационные стихи на тему войны, вместе с Малевичем работает над серией лубочных картинок (издательство "Сегодняшний лубок"). В 1915 году в Петрограде состоялась "радостнейшая" встреча с семьей Бриков (сестра Лили, Эльза до этого однажды знакомила их в Москве), Маяковский становится частым гостем, а вскоре - членом этой семьи. В том же году с помощью Осипа Брика он издает свою поэму "Облако в штанах", затем издаются "Флейта-позвоночник" (1916) и "Простое как мычание" (1916).
Захваченный революционными событиями 1917 г. Маяковский активно включается в культурную политику новой власти - принимает участие в формировании ИЗО Наркомпроса, читает доклад "Большевики искусства" и т.п. В 1918 году Маяковский, вернувшись из Петрограда в Москву, присоединяется к акциям футуристов, участвует в вечерах в "Кафе поэтов", снимается в кинолентах "Барышня и хулиган", "Не для денег родившийся", "Закованная фильмой". В октябре 1918 в Петрограде Маяковский создает издательство "Искусство молодых" (ИМО), первой книгой которого стала "Мистерия-буфф", в ноябре этого же года Маяковский совместно с Мейерхольдом ставит одноименный спектакль в Петрограде. В декабре 1918 вышел первый номер газеты ИЗО Наркомпроса "Искусство коммуны" с "Приказом по армии искусства" Маяковского. Стремясь отвечать "социальному заказу" Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов ("Окна РОСТА", 1918-21). В поэзии Маяковский пытается соответствовать духу времени, новому языку улиц, новым героям и лозунгам. Воплощением социальной и политической позиции Маяковского этих лет стали его поэмы "150 000 000" (1921), "Владимир Ильич Ленин" (1924), "Хорошо!" (1927). В 1921 году Маяковский участвует в организации Ассоциации коммунистов-футуристов (Комфут), претендующей на статус официального искусства "страны советов", однако отношение властей к футуризму и фигуре Маяковского с каждым годом становится все более негативным. Принципы разрушения предыдущей культуры ("Время пулям по стенкам музеев тренькать") не нашли поддержки ни у Луначарского, ни у Ленина, кроме того, власть начинает осознавать невозможность использования языка авангардного искусства в идеологических целях. Претворяя в жизнь идеи производственного искусства, с 1923 г. Маяковский вместе с Родченко, Степановой и Лавинским начинает работать над рекламными циклами для Моссельпрома. Резинотреста, Мосполиграфа. В 1922 году он занимается организацией нового издательства МАФ (Московская ассоциация футуристов), а в 1923 году выходит первый номер журнала ЛЕФ (Левый фронт искусства) (1923-1925), наследующий идеи Комфута. Отрицание "лефовцами" индивидуализма в искусстве, требование функционализма и соответствия социальному заказу, выдвигаемое теоретиками ЛЕФа Бриком, Чужаком, Арватовым, Третьяковым, входят в противоречие с творческими устремлениями Маяковского. В 1925 году журнал закрывается. В 1920-е гг. Маяковский совершает ряд зарубежных поездок в Париж, Нью-Йорк, Берлин, Мексику и Кубу, а также ряд турне по СССР, где неустанно пропагандирует преимущества советского строя и нового искусства. В 1927 году выходит в свет "Новый Леф" (1927-1928), где ответственным редактором выступает уже сам Маяковский, однако ему не удается изменить журнал, который по основным положениям продолжал политику Лефа, и вскоре Маяковский отказывается от редакторской должности в пользу Сергея Третьякова. К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности его ожиданиям, в комедии "Клоп" (1928) и "Баня" (1929) поэт обрушивается на обуржуазившееся общество, забывшее о высоких идеалах революции, на старые пороки, успешно процветающие в новой стране. В конце двадцатых годов Маяковский покидает ЛЕФ и вступает в РЕФ, а затем в РАПП (1930), безуспешно пытаясь быть востребованным и "понятым своей страной".
В январе 1930 г. он открывает выставку "20 лет работы", ставшую своеобразным итогом его творческой деятельности. Однако прессой и общественностью его работы были восприняты прохладно. Творчество Маяковского явно не вписывалось в новый культурный контекст, и вступление в РАПП стало последней попыткой Маяковского следовать требованию времени. 14 апреля 1930 года в своем рабочем кабинете в Лубянском проезде Маяковский покончил собой.

Книги Маяковского:

Я. М, 1913.
Владимир Маяковский. М, 1914.
Облако в штанах. П, 1915.
Флейта-позвоночник. П, 1916.
Простое как мычание. П, 1916.
Все сочиненное Владимиром Маяковским. П, 1919.

Прижизненные книги о Маяковском:

Арватов В. "Синтаксис Маяковского", Печать и революция, №1 (1923).
Иванов-Разумник Р. Владимир Маяковский. Берлин, 1922.
Крученых А. Стихи Маяковского. П., 1913.
Правдухин В. "Письма о современной литературе", Сибирские огни, №2 (1922).
Шенгели Г. Маяковский во весь рост. М, 1927.
Якобсон Р. О чешском стихе. Прага, 1923.

Посмертные издания:

"Давно прошедшее", Литературное наследство, т.2 (1932).
Полное собрание сочинений. М, 1934-1938. Т. 1-13.
Полное собрание сочинений. М, 1939-1949. Т. 1-12.
Полное собрание сочинений. М, 1955-1961. Т. 1-13.
Асеев Н. Маяковский начинается. М, 1940.
Брик Л. "Маяковский и чужие стихи", Знамя, №3 (1940).
Бурлюк Д. "Три главы из книги "Маяковский и его современники", Красная стрела (Н.-Й., 1932).
Винокур В. Маяковский - новатор языка. М, 1943.
Владимир Маяковский. Сборник 1. М-Л., 1940.
В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
Гофман В. "О языке Маяковского", Звезда, №5 (1936).
Гриц Т. "Рифма Маяковского", Литературный критик, №3 (1939). Искусство, №3 (1940).
Каменский В. Юность Маяковского. Тифлис, 1931.
Каменский В. Жизнь с Маяковским. М, 1940.
Карабичевский Ю.А. Воскресение Маяковского. Филологический роман. Мюнхен, 1985, М., 1990, 2000.
Катанян В. Маяковский. Литературная хроника. М. Несколько изданий.
Колмогоров А. "К изучению ритмики В.В. Маяковского", Вопросы языкознания, №4 (1963).
Кондратов А. "Эволюция ритмики В.В. Маяковского", Вопросы языкознания, №5 (1962).
Кондратов А., Колмогоров А. "Ритмика поэм Маяковского", Вопросы языкознания, №3 (1962).
Крученых А. Живой Маяковский. Т. 1-3. М, 1930.
Литературное наследство. Т.65 (1958).
Маяковская Л. Пережитое. Тбилиси, 1957.
Маяковский. Материалы и исследования. М, 1940.
Маяковский, 1930 - 1940. Статьи и материалы. Л, 1940.
Маяковскому. Сборник воспоминаний и статей. Л, 1940.
Метченко А. "Против субъективистских измышлений о творчестве Маяковского", Коммунист, №18 (1957).
Михайлов Александр. Жизнь Маяковского. М., 2001.
Наумов Е. В.В. Маяковский. Семинарий. Л. Несколько изданий.
Правда, 5 декабря 1935 г.
Ростоцкий Б. Маяковский и театр. М, 1952.
Смерть Владимира Маяковского. Берлин, 1931.
Тренин В. В "мастерской стиха" Маяковского. М., 1937.
Троцкий Л. Литература и революция. М. Несколько изданий.
Ходасевич В. "О Маяковском". В его книге: Литературные статьи и воспоминания. (Н.-Й., 1954).
Черемин Г. Ранний Маяковский. М-Л., 1962.
Шкловский В. О Маяковском. М, 1940. Щербина В. "За правдивое освещение творчества Маяковского", Правда, 25 марта 1951.
Щербина В. "Ответ фальсификаторам", Коммунист, №11 (1958).
Якобсон Р. "Новые строки Маяковского". Русский литературный архив (Н.-Й., 1956).
Blake Patricia. The Two Deaths of Vladimir Mayakovsky // Mayakovsky. The Bedbug and Selected Poetry (N.Y., 1960).
Color and Rhyme, # 31, 41, 49.
Erlich Victor. The Dead Hand of the Future. // Erlich Victor. The Double Image. (Baltimore, 1964)
Humesky Asya. Majakovskij and His Neologisms. N.Y., 1964.
Ripellino Angelo Maria. Majakovskij e il teatro russo d'avanguardia. Torino, 1959.
Stahlberger Lawrence. The Symbolic System of Majakovskij. The Hague, 1964.

Печатается с дополнениями по кн. В. Маркова "Русский Футуризм", СПб, "Алетейя", 2000.

©Futurism.ru