<
  Садок Судей
1913
 


Футуристы А. Крученых,
Д. Бурлюк, В. Маяковский,
В. Бурлюк и Б. Лифшиц.
Петербург, 1912
(слева направо)

 


Садок Судей II
СПб, 1913
обложка

В апреле 1910 г. в петербургском издательстве Матюшина "Журавль" тиражом в 300 экз. [1] на обойной бумаге вышел в свет альманах "Садок судей", фактически определивший создание группы будетлян "Гилея". В чиле авторов альманаха - Давид и Николай Бурлюки, Каменский, Хлебников, Гуро, Ек.Низен (Екатерина Гуро), С.Мясоедов, А.Гей. Иллюстрации выполнили Давид и Владимир Бурлюки.
В феврале 1913 г. в том же издательстве выходит "Садок судей II", с участием Гуро, Д. Бурлюка, Хлебникова, Маяковского, Крученых, Лившица, Ек. Низен, рисунками Гуро, Гончаровой, Ларионова, Д. и В. Бурлюков. Ниже приводится текст неозаглавленного манифеста, открывавшего сборник:

САДОК СУДЕЙ

Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в первом "Садке судей" и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и К°, футуристов, - мы, тем не менее, считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.
Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;
b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;
c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "самописьма".
6. Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы - выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер - живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках - всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма - (Давид Бурлюк); средняя, обратная рифма (В. Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта - его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности - воспеты нами.
13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни.

1913

Давид БУРЛЮК, Елена ГУРО, Николай БУРЛЮК, Владимир МАЯКОВСКИЙ, Екатерина НИЗЕН, Виктор ХЛЕБНИКОВ, Венедикт ЛИВШИЦ, А. КРУЧЕНЫХ.

[1]- По другим источникам было отпечатано 480 экз., но поскольку счет за работу не был оплачен, весь тираж "Садка судей", кроме полученных Каменским 20 экз., остался на складе, а потом и вовсе пропал, так что издание стало библиографической редкостью.

Библиография: "Литературные манифесты от символизма до наших дней", М., 2000.

©Futurism.ru