info | ||
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ИЛЬИ ЗДАНЕВИЧА В ГМИИ им. А. С. Пушкина 16 и 17 ноября пройдет международная научная конференция, приуроченная к ретроспективной выставке «Ильязд. XX век Ильи Зданевича», открытой до 14 февраля 2016 г. в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. В программе конференции анонсированы следующие доклады:
|
Международная конференция по творческому наследию Ильи Зданевича. [16.12.15.] Ильязд в портретах и зарисовках. [27.11.15.] Михайль Семенко и украинский панфутуризм. [26.11.15.] птиЦЫ и ЦЫфры. Выставка к 130-летию со дня рождения Велимира Хлебникова. [24.11.15.] Хлебников в степени N. Международная научная конференция. [9.11.15.] В поисках «0,10» — Последней футуристической выставки картин. [4.10.15.] Авангардная музеология. Конференция, презентация книги, поп-ап выставка. [1.10.15.] Международный ежегодник исследований футуризма. №5. [3.06.15.] |
|
ИЛЬЯЗД В ПОРТРЕТАХ И ЗАРИСОВКАХ В издательстве «Гилея» вышла нова книга Режиса Гейро «Ильязд в портретах и зарисовках». Поэта-футуриста, романиста, художника и издателя Ильязда (Илью Зданевича, 1894–1975) в течение его долгой жизни – в России, Грузии и во Франции – рисовали многие. Среди них Михаил Ле-Дантю, Нико Пиросмани, Робер Делоне, Джорджио де Кирико, Альберто Джакометти, Л. Сюрваж, Пабло Пикассо, Хуан Миро и множество других, менее известных мастеров. Портреты более 40 художников сопровождены подробными комментариями составителя, включающими историю создания этих работ и разные детали жизни и творческой биографии Ильязда. Публикация подготовлена совместно с ассоциацией "Ильязд-Клуб". ISBN 978-5-87987-101-2.
|
|
|
МИХАЙЛЬ СЕМЕНКО И УКРАИНСКИЙ ПАНФУТУРИЗМ В серии «Avant-Garde» издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге вышла новая книга - «Михайль Семенко и украинский панфутуризм: Манифесты. Мистификации. Статьи. Лирика. Визиопоэзия». Михайль Семенко (1892–1937) — поэт, культуртрегер, организатор первого авангардного объединения на Украине «Кверо», а также лидер и теоретик панфутуризма, связанного с такими творческими объединениями, как «Аспанфут», «Комункульт» и «Новая Генерация». Настоящая книга — по сути, первое подробное знакомство российского читателя с «отцом украинского футуризма». Основу издания составили 35 манифестов Семенко, избранные переводы его лирики, воплощения его теории «поэзомалярства» и «мета-искусства» — факсимильная книжка-вкладка скандального сборника «Дерзания» (1914) и визиопоэтические эксперименты («Каблепоэма за Океан» и «Моя мозаика»; 1921–1922). Тексты сопровождаются подробными комментариями. В книге дается полная библиография прижизненных изданий Семенко, а также обложки сорока его книг и альманахов. Составители сборника Анна Белая и Андрей Россомахин называют представленные в книге документы ключевыми для украинской ветви славянского футуризма, просуществовавшей с 1914 до 1930 года. По ссылке можно найти содержание сборника, а также вступительную статью Анны Белой Панфутуризм: между авангардистским бунтом и социальным водительством. Ниже — стихотворение М. Семенко, которым инспирирован дизайн обложки. Е.Л. АВИАТОРЫ Я приветствую вас, молодые авиаторы,
|
|
|
птиЦЫ И ЦЫфры. К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре с 24 ноября по 17 января 2016 г. продйет выставка «Птицы и цыфры», приуроченная к 130-летию со дня рождения Велимира Хлебникова. Прижизненные издания Хлебникова, а также изданные в 1920-е после его смерти на выставке будут соседствовать со «зримым эхом» пота — работами современных художников, созданными специально для этой экспозиции. По замечанию куратора выставки Михаила Карасика, при первом знакомстве с творчеством Хлебникова оказывается заметна насыщенность его произведений числовым и птичьим топосами. Поэтому «Птицы и цыфры» предлагается рассматривать как элементы грандиозного историософско-лингвистического проекта, над которым Хлебников работал всю жизнь. Центральным экспонатом в современной части экспозиции станет альбом в жанре книги художника «Птицы и цыфры», включающий более 50 листов печатной графики московских и петербургских авторов. Кроме того в музее будут представлены видеоработы, объекты, скульптуры и инсталляции, вдохновленные творчеством Хлебникова, которого Роман Якобсон назвал в свое время «наибольшим мировым поэтом нынешнего века». Зал вдохновленных творчеством писателя инсталляций откроет созданная в 1920-е годы в вдохновленная Хлебниковым «Пространственная графика» Петра Митурича, реконструированная в 1990-е его детьми Маем Митуричем и Верой Хлебниковой. Выставка в ММСИ намерена прояснить линии влияния Велимира Хлебникова на современное искусство, представленное в проекте именами следующих участников: Марина Алексеева, Василий Власов, Сергей Денисов, Александр Джикия, Михаил Карасик, Григорий Кацнельсон, Владимир Козин, Александр Лаврентьев, Кира Матиссен, Михаил Молочников, Валерий Орлов, Петр Перевезенцев, Александр Подобед, Виктор Ремишевский, Дмитрий Саенко, Андрей Суздалев, Леонид Тишков, Александр и Ольга Флоренские, Петр Швецов, Антон Хлабов, Вера Хлебникова, Сергей Якунин. Екатерина Лазарева
|
|
|
Международная научная конференция «» С 9 по 11 ноября в Москве на площадках Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности, выставочного зала «Домик Чехова» и Московского музея современного искусства пройдет Международная научная конференция «Хлебников в степени N», приуроченная к 130-летию со дня рождения Велимира Хлебникова. Организаторами конференции выступили Государственный музей В. В. Маяковского, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН и Международная академия Зауми. В программе анонсированы следующие доклады:
|
|
|
В ПОИСКАХ 0,10 — ПОСЛЕДНЕЙ ФУТУРИСТИЧЕСКОЙ ВЫСТВАКИ КАРТИН В Фонде Бейлера в Базеле с 4 октября по 10 января 2016 г. пройдет выставка «В поисках “0, 10” — Последней футуристической выставки картин», приуроченная к столетию эпохальной выставки русского авангарда, состоявшейся в художественном бюро Добычиной на Марсовом поле в Петрограде с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. Исторической эта экспозиция стала благодаря первому показу супрематических работ Казимира Малевича, включая «Черный квадрат», повешенный в красном углу, как настоящая икона супрематизма. В свою очередь, Владимир Татлин представил на «0,10» свой «Угловой контррельеф», один из первых в мировом искусстве полиматериальных скульптурных объектов, упраздняющий привычное размещение скульптуры на полу и также помещенный в угол. Таким образом для многих художников она стала символической точкой в их футуристском периоде и проложила дорогу к новым открытиям, интрига которых в ближайшие десять лет разворачивалась вокруг титанического противостояния супрематической и конструктивистской линии, представленных фигурами Малевича и Татлина. Даже в пространственной организации выставки «0,10» воплотился будущий разрыв этих направлений. Симптоматичен и гендерный баланс — в «последней футуристической выствке» участвовали семь художниц и семь художников: кроме Малевича и Татлина, это Натан Альтман, Ксения Богуславская, Мария Васильева, Василий Каменский, Анна Кириллова, Иван Клюн, Михаил Меньков, Вера Пестель, Любовь Попова, Иван Пуни, Ольга Розанова, Надежда Удальцова. Куратором выставки-реконструкции в Базеле стал Мэтью Дратт, прежде курироваший крупные ретроспективы Малевича в музее Гугенхайм в Нью-Йорке и Коллекции Менил в Хьюстоне. Из 154 работ, представленных на легендарной выставке 1915 года, после всех исторических катаклизмов сохранилась лишь треть — однако, чтобы собрать эти вещи теперь потребовалось сотрудничество ведущих мировых музеев — Центра Помпиду, Музея Стеделик, Музея Людвига (Кёльн), Коллекции Георгия Костаки (Салоники), Чикагского института искусств, MOMA, Третьяковской галереи, Русского музея, а также четырнадцати региональных российских музеев. Кроме оригинальных работ со знаменитой выставки, на выстваке-реконструкции будут показаны афиша, несколько сохранившихся экземлпяров каталога (без иллюстраций) и всего две сохранившиеся фотографии экспозиции. Параллельно Фонд Бейлера проводит Параллельно Фонд Бейлера показывает выставку «Черное солнце», объединяющую работы 35 современных художников, испытавших влияние Малевича. Е.Л.
|
|
|
«Авангардная музеология»: конференция, презентация книги, поп-ап выставка 1 октября в Политехническом музее состоится конференция, посвященная выходу антологии «Авангардная музеология» под редакцией Арсения Жиляева. Издание представляет собой сборник архивных документов и текстов конца XIX — начала XX века, посвященных проектам инновационных музеев. Большая часть материалов не переиздавалась ранее и составляет забытую часть истории музейного дела, предугадывающую многие открытия современного искусства XX и XXI веков. Антология делится на три больших раздела: русский космизм, исторический авангард и марксистская материалистическая диалектика. Среди авторов — Николай Федоров, Андрей Платонов, Александр Богданов, Михаил Бехтерев, Казимир Малевич, Александр Родченко, Иван Пунин, Надежда Крупская, Александр Федоров-Давыдов и другие. Книга издана на русском и английском языках, английское издание осуществлено совместно с e-flux, при поддержке фонда Kadist. Участники конференции обсудят радикальные кураторские практики, феномен художника как куратора, марксистскую традицию в истории музейного дела, а также особенности русского космизма и его влияние на идеологию музейного строительства. Визуальным дополнением конференции станет поп-ап проект Арсения Жиляева, осмысляющий феномен временных выставок нехудожественного профиля. В программе конференции анонсированы следующие доклады: Авангардная музеология. К истории одного пилотажного эксперимента «Воскрешающий музей» как проект. Идеи и практики русского космизма «Космонавты: рождение космической гонки». Инновационный подход к экспонированию объектов из внемузейного сектора Поп-ап выставки, интервенции и художественная оккупация институций «Музей бессмертия» «Выход за ноль»: репрезентация космоса в искусстве от авангарда до наших дней «Контрразведка»: методологическое исследование субъективно-перформативной роли художника/куратора В рамках конференции пройдет показ видеоработ из коллекции фонда Kadist (куратор Пит Белкин):
|
|
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕЖЕГОДНИК ИССЛЕДОВАНИЙ ФУТУРИЗМА. №5 В издательстве De Gruyter вышел 5-й Международный ежегодник исследований футуризма под редакцией д-ра Гюнтера Бергхауза на тему «Футуристки и женщины-художницы под влиянием футуризма». В центре его внимания — женщины, активно включенные в движение футуризма, такие как Ружена Заткова, Роза Роза, Ева Амендола Кюн, а также те, кто лишь на время был вовлечен в его орбиту как Валентина де Сен-Пуан, Александра Экстер, Елена Гуро, Ольга Розанова, Татьяна Вехорка или Нина Хенке-Меллер. Или — как Алиса Бейли, Нора Борхес, Мэри Сванзи, Гертруда Штайн, Джессика Дисморр и Хелен Сондерс — были вдохновлены отдельными аспектами движения. Тот факт, что каждая из них представляет особый и непростой случай, по мнению авторов, дает новый взгляд на недостаточно изученный ХХ век в искусстве и литературе. Не пытаясь говорить о женщинах-художницах в целом или о роли женщин в историческом авангарде, сборник удерживает фокус на футуризме и его роли в жизни и творчестве представленных художниц и писательниц. Он задается вопросом, как футуризм вошел в жизнь этих женщин — из первых рук (через стихи, картины, манифесты) или опосредованно, через газетные заметки или в пересказе свидетелей? И как это отразилось на их творчестве и повлияло на их дальнейшей путь вне футуризма? Приводим содержание сборника: Section 1: Women Artists and Futurism Paul-André Jaccard (Institut Suisse pour l'Étude de l'Art, Lausanne): Alice Bailly, Ambassador of Futurism in Switzerland Katy Deepwell (Freelance writer, editor and publisher): Narratives of Women Artists in/out of Vorticism Miranda Hickman (McGill University, Department of English): Beyond the Frame: Reassessing Jessie Dismorr and Helen Saunders Selena Daly (Lecturer in Italian at Manchester Metropolitan University): Mary Swanzy (1882-1978): A Futurist Painter from Ireland Silvia Contarini (Université Paris Ouest Nanterre La Défense, Department of Italian): Valentine de Saint-Point: A Futurist Woman? Eamon McCarthy (Queen's University Belfast, School of Modern Languages): Flirting with Futurism: Norah Borges and the Avant-Garde Alena Pomajzlová (Masarykova univerzita, Seminár dejin umení): Ruzena Zátková: An Un-orthodox Woman Futurist Natalia Budanova (Courtauld Institute, University of London): Penetrating Men's Territory: Russian Avant-garde Women, Futurism and the First World War Christina Lodder (University of Kent, Dept of History and Philosophy of Art): Olga Rozanova: A True Futurist Bela Tsipuria (Faculty of Humanities and Cultural Research, Ilia State University, Tbilisi): Tatiana Vechorka: A Futurist Poetess in Tbilisi, Baku and Moscow Jordan Tobin (Courtauld Institute, University of London): Alexandra Exter 1908-14: Futurist Influences from Russia and the West Isabel Wünsche (Jacobs University Bremen, Dept. of Art and Art History): Elena Guro: On the Crossroads between Symbolism, Organicism and Cubo-Futurism Oleh S. Ilnytzkyj (University of Alberta, Department of Modern Languages and Cultural Studies): Nina Henke-Meller and Ukrainian Futurism Donatella Di Leo (Università "L'Orientale" di Napoli): Eva Amendola Kühn (Magamal): A Futurist of Lithuanian Extraction Irina Subotic: Magamal in Fiction: A Novel by Mira Otaševic Lisa Hanstein (Kunsthistorisches Institut in Florenz, Max-Planck-Institut): Edyth von Haynau: A Viennese Aristocrat in the Futurist Circles of the 1910s Allison Carey (Marshall University, Huntington/WV, Department of English): "The Pleasure of Being at the Wheel": The Mechanical Aesthetics of Gertrude Stein and F.T. Marinetti Tim Klähn (University of Toronto): Rea Nikonova and the Legacy of Russian Futurism Section 2: Caricatures and Satires of Futurism in the Contemporary Press Matteo D'Ambrosio: Matilde Serao's Battle with the Futurists in Naples Section 3: Reports Section 4: Obituary Section 4: Reviews
|
|
|
©Futurism.ru |