info | ||
РАСКРАШЕНО ОТ РУКИ… ОСОБЕННОСТИ ЭКЗЕМПЛЯРОВ КНИГ РУССКОГО АВАНГАРДА 1910–1930-Х ГОДОВ Государственный музей В. В. Маяковского на время реконструкции в здании музея осваивает сторонние выставочные площадки и с 26 декабря по 26 февраля 2014 года показывает в Домике Чехова выставку из своего фонда редкой книги. Замысел выставки «Раскрашено от руки… Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910 – 1930-х годов» состоит в том, чтобы показать уникальные особенности отдельных экземпляров русских авангардных книг, тем более, что собрание музея позволяет сравнить несколько экземпляров одного и того же издания, а также нераскрашенные издания. Изначально монохромные литографированные или отпечатанные типографским сособом книги вручную иллюминированы или оформлены коллажем. Среди изданий, представленных на выставке, – книги А. Кручёных, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Маяковского, Н. Асеева, оформленные М. Ларионовым, Н. Гончаровой, К. Малевичем, О. Розановой, М. Синяковой, В. Чекрыгиным. Ставшие классикой книжного искусства эти книги считаются одной из самых ценных страниц в итории русского футуризма. По словам кураторов, «темы современной цивилизации и урбанистической культуры, хаоса и разрыва причинно-следственных связей, отказ от грамматических и поведенческих норм, интерес к архаичной, народной и низовой культуре, – все это нашло отражение в футуристической книге». Продолжением футуристической книжной традиции стали выполненные в технике линогравюры и раскрашенные акварелью издания петроградской артели художников «Сегодня», основанной В. Ермолаевой в 1918 году и просуществовавшей несколько месяцев. Артель объединила художников «левого толка» Е. Турову, Н. Любавина, Ю. Анненкова и литераторов Н. Венгрова, С. Дубнова, А. Ремизова, С. Есенина, Е. Замятина. В 1920-е годы традицию рукописных книг продолжил А. Кручёных, а обложки к его изданиям в технике коллажа создавал А. Родченко. Работая в американской эмиграции «отец русского футуризма» Д. Бурлюк, также не оставлял жанр авторской книги, украшая свои издания рисованными обложками, декоративными вставками, сшивая их цветными нитками. Екатерина Лазарева
|
Расщепления визуального: значение новых медиа. Международный симпозиум Pro&Contra. [16.10.13.] 1913-й год в русской культуре. Международная конференция в Москве. [9.09.13.] Война и авангард. Международный научный симпозиум в Белграде. [26.06.13.] Фотография будущего / Die Zukunft Fotografieren. Выставка-тур по России и Германии. [8.02.13.] |
|
РАСЩЕПЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО: ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ МЕДИА С 16 по 19 октября в московском «Манеже» пройдет Международный симпозиум Pro&Contra – регулярное событие в области медиакультуры, которое видит свою задачу в том, чтобы представить «инновационные проекты на стыках современного искусства и экспериментальной науки, дигитального искусства и дизайна, перформанса и программирования, анимации и медиаархитектуры». В этом году симозиум посввящен теме «Расщепления визуального: значение новых медиа», а его бессменный куратор Ольга Шишко в сотрудничестве с со-куратором Андреем Щербенком задаются вопросом о том, как новые медиа меняют привычные режимы визуальности. Четыре тематические панели, помимо докладов включают «кейсы» – презентации авторских медиапроектов. Отправной точкой ряда докладов стали эксперименты в области новых художественных медиа в историческом авангарде, им посвящена панель «Авангард и новые медиа: чего не знал Дзига Вертов?» Ниже – расписание, а по ссылке PDF-версия сборника материалов симпозиума. Е.Л. РАСПИСАНИЕ СИМПОЗИУМА Специальное событие: Лекция Сабины Химмельсбах (Германия, Швейцария) "Невидимое измерение в современном городском пространстве" 1 Авангард и новые медиа: чего не знал Дзига Вертов? Дмитрий Булатов (Россия) "Театр иезуитов и искусство новых медиа" Кейсы: 2 Имитации жизни: возможен ли визуальный документ без индексальности? Лев Манович (skype трансляция) (США) "Глядя на миллион изображений: как масштабная визуализация данных помогает подвергнуть сомнению наши категории культуры" Кейсы 3. Галерея и метро: как медиа-арт меняет повседневное восприятие? Ирина Архипова (США, Россия) "Между Галереей и Домом - А Не Все Равно Ли Крысам?" Кейсы 4. Традиция и современный медиа-арт: релевантно ли еще классическое искусство? Андрей Великанов (Россия) "Посредническое искусство и семиотика среды" Кейсы Специальное событие: Лекция Оливера Грау (Германия) "Медиа искусство как вызов обществу: MediaArtHistories, Image Science&Archive 2.0"
|
|
|
Международная конференция «1913-й год в русской культуре» 9 и 10 сентября в Москве пройдет международная научная конференция «1913-й год в русской культуре», организованная Государственным музеем В. В. Маяковского, Государственным институтом искусствознания и Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В программе анонсированы следующие доклады:
|
|
|
С 26 по 30 июня Филологический факультет Белградского университета проводит Международный научный симпозиум «Война и авангард». В программе анонсированы следующие доклады (см. также PDF-версию сборника конференции):
|
|
|
КИНО-ФОТО-ЛЮДОГУСЬ. МАЯКОВСКИЙ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АВАНГАРД В ДОКУМЕНТАХ И КИНО-МАТЕРИАЛАХ С 17 мая по 18 июня на площадке Государственного центра современного искусства пройдет выставка «Кино-фото-Людогусь. Маяковский и мировой художественный авангард в документах и кино-материалах», организованная совместно с Государственным музеем В. В. Маяковского. Задачу выставки ее кураторы Галина Антипова и Виталий Пацюков видят в том, чтобы раскрыть в культуре мирового художественного авангарда взаимосвязь двух передовых искусств – фотографии и кинематогра. В качестве центральной фигуры выбран Владимир Маяковский и придуманный им образ Людогуся – существа с «возвышенной» шеей, который «видит дальше всех», «видит только главное». В роли Людогуся на выстваке выступает сам поэт – структура экспозиции складывается на основе его поездок по городам России, Европы, США и Латинской Америки. Зоркий путешественник Людогусь-Маяковский как кино- или фото- аппарат схватывает ведущие культурные тенденции своего времени. Новаторская литературная и публицистическая практика пота представлена на выставке оригинальными материалами в виде рукописей, фотографий, документов, печатных изданий из коллекции музея В. В. Маяковского. «Историческую» часть выставки составляют произведения Г. Клуциса, Л. Лисицкого, Ф. Леже, П. Пикассо, А. Родченко, Д. Бурлюка, Р. Делоне, кинематограф С. Эйзентштейна, Л. Кулешова, В. Пудовкина, В. Рутмана, Х. Рихтера, Р. Клера, фотографии Л. Мохой-Надя, журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Вещь». На выставке также будут показаны кино-ролики режиссеров М. Антониони, Б. Бертолуччи, Ф. Гареля, А. Вайды, К. Маркер. Кроме того, на выставке будут предствлены работы современных художников С. Шутова, М. Черниковой, М. Якуниной, П. Жукова, В. Корчагина, В. Лукина, Е. Лазаревой, В. Гоппе, «Группы Т» и выпускников Школы Родченко, посвященные Маяковскому и его путешествиям. Е.Л. PS. Наш вклад в выставку – несанкционированные чтения в рупор поэзии Маяковского на Болотной площади, Лубянке и Триумфальной по следам подавленных уличных протестов (трейлер), а также «Окна роста» – заклеенные позией Маяковского окна ГЦСИ.
|
|
|
ВТОРОЙ ФУТУРИЗМ. МАНИФЕСТЫ И ПРОГРАММЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ФУТУРИЗМА. 1915–1933 Издательство «Гилея» в серии Real Hylaea тиражом 400 нумерованных экз. выпустило нашу книгу «Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915-1933», презентация которой состоится 22 марта в «Циолковском». Издание представляет собой сборник теоретических и программных текстов «второго» итальянского футуризма, впервые публикуемых на русском языке. Подборка из 20 документов охватывает почти двадцатилетний период в истории итальянского футуризма и сопровождается введением и подробными комментариями составителя и переводчика. Опубликованные манифесты затрагивают самые разные области искусства, такие как живопись, театр, кинематограф, мода, танец, фотография и радиофония. В книге также приводятся важные документы, посвященные политике, работы о коммунизме и фашизме, футуристской партии, интеллектуальном восстании и правах художников. Многие из представленных текстов имеют непосредственное отношение к самым ранним экспериментам авангарда в области перформанса, сонорной и музыкальной поэзии, а также предвосхищают более поздние практики саунд-арта, видео-арта, интерактивного искусства и будут интересны всем, кто интересуется авангардным, экспериментальным и политическим искусством прошлого, настоящего и будущего. Многочисленные пересечения, которые обнаруживают эти тексты, как с русским искусством, так и с дадаизмом и другими европейскими авангардами создают плодотворную почву для будущих исследований и публикаций. Как и другие книги серии «Real Hylaea» настоящая публикация открывает для русскоязычного читателя неизвестные страницы мирового авангарда. Монография «Футуризм» Е. Бобринской 2000 г. остается, по сути, единственной работой об итальянском футуризме в отечественном искусствознании. Что касается источников, то настоящее издание – первое после почти столетнего перерыва. В 1914 в России опубликованы футуристские манифесты, написанные к 1914-му, и по ним преимущественно оценивался у нас футуризм. В антологии 2013 г. представлены «новые» тексты, написанные в период «второго» футуризма, который долгие годы оставался на периферии искусствознания. Именно эти источники позволяют составить достаточно полное представление о грандиозных проектах футуристов, предвосхищающих многие открытия искусства ХХ века. Сборник ценен еще и тем, что проливает свет на болезненный вопрос взаимоотношений футуризма и фашизма, разрушает ряд распространенных мифов и клише. Е.Л. СОДЕРЖАНИЕ Введение (Екатерина Лазарева)…11
|
|
|
ФОТОГРАФИЯ БУДУЩЕГО / DIE ZUKUNFT FOTOGRAFIEREN В московском ГЦСИ с 8 февраля по 10 марта будет представлена выставка «Фотография будущего / Die Zukunft Fotografieren», которая затем будет показана в четырех городах России и в немецком Гамбурге. Российский тур включает нижегородский Арсенал, Музей ЭРАРТА в С.-Петербурге, Новосибирский центр современного искусства и Хабаровский краевой музей им. Гродекова. В начале 2014 года выставка завершит тур в Музее искусств и ремесел в Гамбурге. Реализованный Гете-Институтом в рамках года Германии в России проект был задуман доктором Вольфом Иро как парадоксально невозможная задача – как сфотографировать будущее, если фотография делается в настоящем, а после съемки оказывается в прошлом? Проект стартовал как закрытый семинар в Москве с участием философов Елены Петровской и Йенса Шретера, кураторов Екатерины Лазаревой и Эстер Рюльфс и приглашенных к участию в проекте немецких и российских художников: Беате Гютшо (Берлин), Йенса Зундхайма (Дортмунд), Евы Ляйтольф (Мюнхен), Саши Пофлепа (Берлин), Рикарды Роган (Дрезден), а также Ольги Чернышевой, Якова Каждана, Владислава Ефимова, Антона Курышева и Софьи Гавриловой. Новые работы художников, созданные в ходе проекта, обнаружили различные подходы к теме будущего и широкие возможности медиума фотографии, от документальной фиксации до апокалипсической постановки и спекулятивной цифровой симуляции. Так представленные на выставке постановочные и симулятивные проекты инсценируют перед камерой воображаемые сценарии будущего и альтернативные сценарии прошлого, а документальные по своей природе проекты обнаруживают в настоящем руины утопического прошлого и условия трансформации будущего. В ряде работ будущее символизируют образы следующего поколения, либо намеренно отрывающаяся от действительности рекламная фотография. Наконец, обращаясь к технике, художники обнаруживают, как быстро устаревает наше воображаемое будущее. Е.Л. PS. PDF-версия каталога выставки, выпущенного Kehrer Verlag, 2015.
|
|
|
©Futurism.ru |