info

РАСКРАШЕНО ОТ РУКИ… ОСОБЕННОСТИ ЭКЗЕМПЛЯРОВ КНИГ РУССКОГО АВАНГАРДА 1910–1930-Х ГОДОВ

Государственный музей В. В. Маяковского на время реконструкции в здании музея осваивает сторонние выставочные площадки и с 26 декабря по 26 февраля 2014 года показывает в Домике Чехова выставку из своего фонда редкой книги. Замысел выставки «Раскрашено от руки… Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910 – 1930-х годов» состоит в том, чтобы показать уникальные особенности отдельных экземпляров русских авангардных книг, тем более, что собрание музея позволяет сравнить несколько экземпляров одного и того же издания, а также нераскрашенные издания. Изначально монохромные литографированные или отпечатанные типографским сособом книги вручную иллюминированы или оформлены коллажем.

Среди изданий, представленных на выставке, – книги А. Кручёных, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Маяковского, Н. Асеева, оформленные М. Ларионовым, Н. Гончаровой, К. Малевичем, О. Розановой, М. Синяковой, В. Чекрыгиным. Ставшие классикой книжного искусства эти книги считаются одной из самых ценных страниц в итории русского футуризма. По словам кураторов, «темы современной цивилизации и урбанистической культуры, хаоса и разрыва причинно-следственных связей, отказ от грамматических и поведенческих норм, интерес к архаичной, народной и низовой культуре, – все это нашло отражение в футуристической книге».

Продолжением футуристической книжной традиции стали выполненные в технике линогравюры и раскрашенные акварелью издания петроградской артели художников «Сегодня», основанной В. Ермолаевой в 1918 году и просуществовавшей несколько месяцев. Артель объединила художников «левого толка» Е. Турову, Н. Любавина, Ю. Анненкова и литераторов Н. Венгрова, С. Дубнова, А. Ремизова, С. Есенина, Е. Замятина.

В 1920-е годы традицию рукописных книг продолжил А. Кручёных, а обложки к его изданиям в технике коллажа создавал А. Родченко. Работая в американской эмиграции «отец русского футуризма» Д. Бурлюк, также не оставлял жанр авторской книги, украшая свои издания рисованными обложками, декоративными вставками, сшивая их цветными нитками.

Екатерина Лазарева

 

 

 

Раскрашено от руки… Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910 – 1930-х годов. Выставка Музея Маяковского. [26.12.13.]

Расщепления визуального: значение новых медиа. Международный симпозиум Pro&Contra. [16.10.13.]

1913-й год в русской культуре. Международная конференция в Москве. [9.09.13.]

Война и авангард. Международный научный симпозиум в Белграде. [26.06.13.]

Кино-фото-Людогусь. Маяковский и мировой художественный авангард в документах и кино-материалах. Выставка в ГЦСИ, Москва. [17.05.13.]

Второй футуризм. Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915–1933. Антология в серии «Real Гилея». [22.03.13.]

Фотография будущего / Die Zukunft Fotografieren. Выставка-тур по России и Германии. [8.02.13.]

РАСЩЕПЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО: ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ МЕДИА

С 16 по 19 октября в московском «Манеже» пройдет Международный симпозиум Pro&Contra – регулярное событие в области медиакультуры, которое видит свою задачу в том, чтобы представить «инновационные проекты на стыках современного искусства и экспериментальной науки, дигитального искусства и дизайна, перформанса и программирования, анимации и медиаархитектуры». В этом году симозиум посввящен теме «Расщепления визуального: значение новых медиа», а его бессменный куратор Ольга Шишко в сотрудничестве с со-куратором Андреем Щербенком задаются вопросом о том, как новые медиа меняют привычные режимы визуальности. Четыре тематические панели, помимо докладов включают «кейсы» – презентации авторских медиапроектов. Отправной точкой ряда докладов стали эксперименты в области новых художественных медиа в историческом авангарде, им посвящена панель «Авангард и новые медиа: чего не знал Дзига Вертов?» Ниже – расписание, а по ссылке PDF-версия сборника материалов симпозиума.

Е.Л.

РАСПИСАНИЕ СИМПОЗИУМА

Специальное событие: Лекция Сабины Химмельсбах (Германия, Швейцария) "Невидимое измерение в современном городском пространстве"

1 Авангард и новые медиа: чего не знал Дзига Вертов?

Дмитрий Булатов (Россия) "Театр иезуитов и искусство новых медиа"
Екатерина Лазарева (Россия) "Футуризм – предчувствие новых медиа"
Степанов Михаил (Россия) "Следы машины: генеалогия "комплекса аппарат - оператор" Вилема Флюссера"
Андрей Щербенок (Россия) "Киновещь и CGI"
Любовь Бугаева (Россия) "На пути к искусству будущего: от биодинамики к нейросинематике"

Кейсы:
ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов "Подпольная типография"
Злата Понировская "Комар и мела мед"
Алексей Таруц "Опыт отдаления"

2 Имитации жизни: возможен ли визуальный документ без индексальности?

Лев Манович (skype трансляция) (США) "Глядя на миллион изображений: как масштабная визуализация данных помогает подвергнуть сомнению наши категории культуры"
Александра Портянников (Россия) "Реальное тело и его аватар в Facebook"
Николай Поселягин (Россия) "Фотография после индексальности"
Марта Хеберле (Польша) "Живые медиа. Реальность, смещенная копиями, и монстры гиперреальности"
Александра Дементьева (Россия, Бельгия) "О предрассудках цифровизации"

Кейсы
Андрей Черкасов "Центральная линия"
Александр Лещев, Данила Булатов "Быть на связи"

3. Галерея и метро: как медиа-арт меняет повседневное восприятие?

Ирина Архипова (США, Россия) "Между Галереей и Домом - А Не Все Равно Ли Крысам?"
Дмитрий Галкин (Россия) "Новые медиа: домашние, бездомные и интимные"
Виталий Паращич (Украина) "Публичное пространство и поиск возможности социально значимого восприятия"
Полина Дроняева (Россия) "Новые медиа как технологии себя"

Кейсы
Ирина Данилова "Рисунки Городов"
Мария Сакирко "Воображаемая фотография"

4. Традиция и современный медиа-арт: релевантно ли еще классическое искусство?

Андрей Великанов (Россия) "Посредническое искусство и семиотика среды"
Александр Евангели "Портрет и орнамент: массовые медиа и рождение иконографии массы"
Эльвира Жагун-Линник (Россия) "Ошибка как формообразующая стратегия в современном искусстве"
Ольга Шишко (Россия) "ПРЕВРАЩЕНИЯ панорамной живописи: от физических погружений к критическим манипуляциям"

Кейсы
Наталья Торопицына "Оммаж Винсенту"
Владимир Потапов "Прозрачные отношения"

Специальное событие: Лекция Оливера Грау (Германия) "Медиа искусство как вызов обществу: MediaArtHistories, Image Science&Archive 2.0"

 

 

 


М. Степанов. Глитч-арт по мотивам фильма «Олимпия» (1938, реж. Л. Рифеншталь)

1913-Й ГОД В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Международная конференция «1913-й год в русской культуре»
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
9.09.13 – 10.09.13

9 и 10 сентября в Москве пройдет международная научная конференция «1913-й год в русской культуре», организованная Государственным музеем В. В. Маяковского, Государственным институтом искусствознания и Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В программе анонсированы следующие доклады:

  1. Александр ГОРЯНИН (Москва). 1913-й год: Исторические параллели и пересечения
  2. Сергей БИРЮКОВ (Университет Мартина Лютера, Галле, Германия). Радикальный 1913-й. Заумь и другие формы
  3. Екатерина БОБРИНСКАЯ (Государственный институт искусствознания, Москва). Искусство-действие итальянских и русских футуристов
  4. Джон БОУЛТ (Университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, США). Таинственное царство: Николай Рерих и «Весна священная»
  5. Вадим МАКСИМОВ (Санкт-Петербургская Академия театрального искусства, Санкт-Петербург). «Пизанелла» Мейерхольда в театре «Шатле» 11 июня 1913
  6. Владимир ПОЛЯКОВ (Москва). Об одной забытой выставке 1913 года
  7. Станислав САВИЦКИЙ (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург). Маяковский в 1913 году
  8. София СТАРКИНА (Санкт-Петербург). Пролог Хлебникова к «Победе над солнцем»: автограф и печатный текст
  9. Владимир ФЕЩЕНКО (Институт языкознания РАН, Москва). «О письме и правописании»: рукописи И. Зданевича 1913 года в контексте эпохи
  10. Изабель ВЮНШЕ (Якобс Университет, Бремен, Германия). "Elena Guro and Mikhail Matiushin: Artistic, Literary, and Musical Endeavors of the St. Petersburg Avant-Garde"
  11. Мария ЦАНЦАНОГЛУ (Государственный музей современного искусства – Коллекция Костаки, Салоники, Греция). Возвращение из Парижа: Любовь Попова и возникновение русского кубофутуризма
  12. Олег ЛЕКМАНОВ (НИУ Высшая школа экономики, Москва). Об одном сонете Н. Гумилёва 1913 года.
  13. Юрий ОРЛИЦКИЙ (Российский государственный гуманитарный университет, Москва). Футуристический взрыв на фоне «Бисеринк», «Брызг» и «Аккордов души»: 1913 год в заглавиях русских поэтических книг
  14. Галина ГУБАНОВА (Москва). О двух рисунках Маяковского (к 100-летию Театра футуристов).
  15. Елена ЗАБЕЛИНА (Музей истории московской архитектурной школы, Москва). 1912-1913. Рождение симультанизма как нового направления в искусстве
  16. Анастасия КОЗАЧЕНКО (Государственный центр современного искусства, Москва). «Весна священная» как визуально-пластическое событие. 1913-2013 гг.
  17. Владимир ДЯДИЧЕВ (Институт мировой литературы им.А.М. Горького, Москва). Маяковский в 1913 году: выбор поэтического пути
  18. Хенрик БАРАН (Государственный университет штата Нью-Йорк, Олбани, США). Хлебников-публицист накануне Великой войны
  19. Томаш ГЛАНЦ (Берлинский университет им. Гумбольдта, Берлин, Германия). Клетка футуризма Ружены Затковой и ее орнаментальная конструкция «Красные рыбки»
  20. Михаил ПАВЛОВЕЦ (Московский городской педагогический университет, Москва). Автор идеи и ее исполнитель: вновь о стихотворении А.Крученых «Дыр бул щыл»
  21. Нина ГУРЬЯНОВА (Северо-Западный университет, Чикаго, США). 1914: Газетная война Маяковского
  22. Илья КУКУЙ (Университет Людвига-Максимилиана, Мюнхен, Германия). Сеанс окончен, или ничевоки за стенками Собачьего ящика
  23. Андрей РОССОМАХИН (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург). «Звон графинов по пустым головам...». К иконографии футуристического скандала 1913 года
  24. Леонид КАЦИС (Российский государственный гуманитарный университет, Москва). "Роза и Крест" А.Блока в синхронном контексте 1910-х гг.
  25. Андрей ЕПИШИН (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва). Общество и искусство в 1900-1913 годы. На перепутьях русского реализма
  26. Ян ЛЕВЧЕНКО (НИУ Высшая школа экономики, Москва). Следы «Воскрешения слова» в поздних текстах Виктора Шкловского
  27. Алексей ПАРЫГИН (Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, Санкт-Петербург). Диспут о современной живописи
  28. Джейсон СТРАДЛЕР (Университет Вандербильта, Нэшвилл, США). Поэтика нуля у Алексея Крученых
  29. Данила ДАВЫДОВ (Москва). Пятидесятилетие Козьмы Пруткова в 1913 году: рождение наследников

 

 

 


Ольга Розанова. Раскрашенная вручную обложка к книге Алексея Крученых «Взорваль»

ВОЙНА И АВАНГАРД

С 26 по 30 июня Филологический факультет Белградского университета проводит Международный научный симпозиум «Война и авангард». В программе анонсированы следующие доклады (см. также PDF-версию сборника конференции):

  1. Александр Петров (Белград - Питтсбург): Поэты и пули (поэты-авангардисты и война: 1910-е – 1980-е)
  2. Джон Боулт (Лос-Анджелес): Русский авангард и Первая мировая война
  3. Иван Есаулов (Москва): Поэзия русского авангарда о Первой мировой и гражданской войне
  4. Игорь Смирнов (Констанц): Война как смысл (creatio ex nihilo) и как бессмыслица (reductio ad nullum)
  5. Ханс Гюнтер (Билефельд): Новаторство как насилие и философия жизни
  6. Екатерина Бобринская (Москва): Красота и необходимость насилия (Маринетти)
  7. Николетта Мислер (Неаполь): Смерть и дева: образы войны  в творчестве 
    Павла Филонова
  8. Нина Гурьянова (Чикаго): «Газетная» война Маяковского
  9. Наталья Михаленко (Москва):  Военные лубки В.В. Маяковского и религиозные
    мотивы его раннего творчества
  10. Луиджи Магаротто (Венеция): Футурист Маяковский перед Первой мировой войной
  11. Татьяна Йовович (Подгорица):  Физиология войны у Маяковского
  12. Леонид Кацис (Москва): «Бескровное убийство» во время 1-й Мировой войны
  13. Надежда Григорьева (Тюбинген): Кризис в понимании войны у русских символистов середины 1910-х гг.
  14. Николай Богомолов (Москва): Константин Большаков и война
  15. Корнелия Ичин (Белград): Война со смыслами А. Введенского
  16. Наталия Злыднева (Москва): Иконография войны в живописи авангарда и ее мифологические проекции
  17. Екатерина Лазарева (Москва): Как на войне
  18. Мария Гадас (Москва): «Ночь перед наступлением» (русское искусство 1990-х -2000-х гг.) 
  19. Елена Кусовац (Белград): Война-трип в творчестве Павла Пеперштейна
  20. Таня Попович (Белград): Будетляне науки: Первая мировая война в мемуарах Р. Якобсона, В. Мошина и Дм. Оболенского
  21. Михаил Вайскопф (Иерусалим): Первая мировая война в зеркале одной литературной теории
  22. Ян Левченко (Москва): «Революция села и поехала»: Броневик в прозе Виктора Шкловского
  23. Ненад Благоевич (Белград): Роль Первой мировой войны в становлении русского кинематографического авангарда
  24. Ясмина Войводич (Загреб): Телесный код в двух фильмах Сергея Эйзенштейна
  25. Массимо Маурицио (Турин): «Я не хочу воевать / и никогда и нигде ...». Война в неподцензурной поэзии 40-50-х гг. на примере Яна Сатуновского
  26. Анатолий Корчинский (Москва): Авангард и Армагеддон (о какой войне поёт Егор Летов?)
  27. Елена Толстая (Иерусалим): Визит русских писателей в Англию в 1916 г.
  28. Кайоко Ямасаки (Белград): Война и поэзия Кьёджиро Хагивары
  29. Ирина Антанасиевич (Белград): «Царь Максимилиан» Ремизова: воин и рыцарь и варианты образов
  30. Михаил Мейлах (Страсбург): Обэриуты и война

 

 

 



КИНО-ФОТО-ЛЮДОГУСЬ. МАЯКОВСКИЙ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АВАНГАРД В ДОКУМЕНТАХ И КИНО-МАТЕРИАЛАХ

С 17 мая по 18 июня на площадке Государственного центра современного искусства пройдет выставка «Кино-фото-Людогусь. Маяковский и мировой художественный авангард в документах и кино-материалах», организованная совместно с Государственным музеем В. В. Маяковского. Задачу выставки ее кураторы Галина Антипова и Виталий Пацюков видят в том, чтобы раскрыть в культуре мирового художественного авангарда взаимосвязь двух передовых искусств – фотографии и кинематогра. В качестве центральной фигуры выбран Владимир Маяковский и придуманный им образ Людогуся – существа с «возвышенной» шеей, который «видит дальше всех», «видит только главное». В роли Людогуся на выстваке выступает сам поэт – структура экспозиции складывается на основе его поездок по городам России, Европы, США и Латинской Америки. Зоркий путешественник Людогусь-Маяковский как кино- или фото- аппарат схватывает ведущие культурные тенденции своего времени.

Новаторская литературная и публицистическая практика пота представлена на выставке оригинальными материалами в виде рукописей, фотографий, документов, печатных изданий из коллекции музея В. В. Маяковского. «Историческую» часть выставки составляют произведения Г. Клуциса, Л. Лисицкого, Ф. Леже, П. Пикассо, А. Родченко, Д. Бурлюка, Р. Делоне, кинематограф С. Эйзентштейна, Л. Кулешова, В. Пудовкина, В. Рутмана, Х. Рихтера, Р. Клера, фотографии Л. Мохой-Надя, журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Вещь». На выставке также будут показаны кино-ролики режиссеров М. Антониони, Б. Бертолуччи, Ф. Гареля, А. Вайды, К. Маркер. Кроме того, на выставке будут предствлены работы современных художников С. Шутова, М. Черниковой, М. Якуниной, П. Жукова, В. Корчагина, В. Лукина, Е. Лазаревой, В. Гоппе, «Группы Т» и выпускников Школы Родченко, посвященные Маяковскому и его путешествиям.

Е.Л.

PS. Наш вклад в выставку – несанкционированные чтения в рупор поэзии Маяковского на Болотной площади, Лубянке и Триумфальной по следам подавленных уличных протестов (трейлер), а также «Окна роста» – заклеенные позией Маяковского окна ГЦСИ.

 

 

 





ВТОРОЙ ФУТУРИЗМ. МАНИФЕСТЫ И ПРОГРАММЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ФУТУРИЗМА. 1915–1933

Издательство «Гилея» в серии Real Hylaea тиражом 400 нумерованных экз. выпустило нашу книгу «Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915-1933», презентация которой состоится 22 марта в «Циолковском».

Издание представляет собой сборник теоретических и программных текстов «второго» итальянского футуризма, впервые публикуемых на русском языке. Подборка из 20 документов охватывает почти двадцатилетний период в истории итальянского футуризма и сопровождается введением и подробными комментариями составителя и переводчика. Опубликованные манифесты затрагивают самые разные области искусства, такие как живопись, театр, кинематограф, мода, танец, фотография и радиофония. В книге также приводятся важные документы, посвященные политике, работы о коммунизме и фашизме, футуристской партии, интеллектуальном восстании и правах художников. Многие из представленных текстов имеют непосредственное отношение к самым ранним экспериментам авангарда в области перформанса, сонорной и музыкальной поэзии, а также предвосхищают более поздние практики саунд-арта, видео-арта, интерактивного искусства и будут интересны всем, кто интересуется авангардным, экспериментальным и политическим искусством прошлого, настоящего и будущего. Многочисленные пересечения, которые обнаруживают эти тексты, как с русским искусством, так и с дадаизмом и другими европейскими авангардами создают плодотворную почву для будущих исследований и публикаций.

Как и другие книги серии «Real Hylaea» настоящая публикация открывает для русскоязычного читателя неизвестные страницы мирового авангарда. Монография «Футуризм» Е. Бобринской 2000 г. остается, по сути, единственной работой об итальянском футуризме в отечественном искусствознании. Что касается источников, то настоящее издание – первое после почти столетнего перерыва. В 1914 в России опубликованы футуристские манифесты, написанные к 1914-му, и по ним преимущественно оценивался у нас футуризм. В антологии 2013 г. представлены «новые» тексты, написанные в период «второго» футуризма, который долгие годы оставался на периферии искусствознания. Именно эти источники позволяют составить достаточно полное представление о грандиозных проектах футуристов, предвосхищающих многие открытия искусства ХХ века. Сборник ценен еще и тем, что проливает свет на болезненный вопрос взаимоотношений футуризма и фашизма, разрушает ряд распространенных мифов и клише.

Е.Л.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (Екатерина Лазарева)…11
I. Ф. Т. Маринетти, Э. Сеттимели, Б. Корра. Футуристический синтетический театр (1915)…37
II. Дж. Балла, Ф. Деперо. Футуристическая реконструкция Вселенной (1915)…47
III. Э. Прамполини. Футуристическая сценография и хореография (1915)…54
IV. Ф. Т. Маринетти. Динамическая и синоптическая декламация (1916)…61
V. Ф. Т. Маринетти, Б. Корра, Э. Сеттимелли, А. Джинна, Дж. Балла, Р. Кити. Футуристический кинематограф (1916)…70
VI. Ф. Т. Маринетти. Футуристический танец (1917)…78
VII. Ф. Т. Маринетти. Манифест-программа футуристической политической партии (1918)…88
VIII. Ф. Азари. Футуристический воздушный театр. Полет как художественное выражение состояни души (1919)…96
IX. Вольт. Манифест женской футуристической моды (1920)…102
X. Ф. Т. Маринетти. По ту сторону коммунизма (1920)…106
XI. В. Паладини. Интеллектуальное восстание (1922)…126
XII. Э. Прамполини, И. Паннаджи, В. Паладини. Механическое искусство. Футуристический манифест (1922)…130
XIII. Ф. Т. Маринетти. Художественные права, защищаемые футуристами. Манифест фашистскому правительству (1923)…138
XIV. Дж. Преццолини Фашизм и футуризм (1923)…146
XV. Ф. Т. Маринетти, Тато. Футуристическая фотография (1930)…154
XVI. Дж. Балла, Б. Маринетти, Ф. Деперо, Г. Доттори, Филлья, Ф. Т. Маринетти, Э. Прамполини, М. Соменци, Тато. Аэроживопись. Футуристический манифест (1931)…157
XVII. Э. Прамполини. Аэроживопись и земное преодоление (1931)…163
XVIII. Ф. Т. Маринетти. Манифест футуристического сакрального искусства (1931)…166
XIX. Ф. Т. Маринетти. Футуристический тотальный театр (1933)…172
XX. Ф. Т. Маринетти, П. Масната. Радиа. Футуристический манифест (1933)…177
Комментарии…185

 

 

 



ФОТОГРАФИЯ БУДУЩЕГО / DIE ZUKUNFT FOTOGRAFIEREN

В московском ГЦСИ с 8 февраля по 10 марта будет представлена выставка «Фотография будущего / Die Zukunft Fotografieren», которая затем будет показана в четырех городах России и в немецком Гамбурге. Российский тур включает нижегородский Арсенал, Музей ЭРАРТА в С.-Петербурге, Новосибирский центр современного искусства и Хабаровский краевой музей им. Гродекова. В начале 2014 года выставка завершит тур в Музее искусств и ремесел в Гамбурге.

Реализованный Гете-Институтом в рамках года Германии в России проект был задуман доктором Вольфом Иро как парадоксально невозможная задача – как сфотографировать будущее, если фотография делается в настоящем, а после съемки оказывается в прошлом? Проект стартовал как закрытый семинар в Москве с участием философов Елены Петровской и Йенса Шретера, кураторов Екатерины Лазаревой и Эстер Рюльфс и приглашенных к участию в проекте немецких и российских художников: Беате Гютшо (Берлин), Йенса Зундхайма (Дортмунд), Евы Ляйтольф (Мюнхен), Саши Пофлепа (Берлин), Рикарды Роган (Дрезден), а также Ольги Чернышевой, Якова Каждана, Владислава Ефимова, Антона Курышева и Софьи Гавриловой.

Новые работы художников, созданные в ходе проекта, обнаружили различные подходы к теме будущего и широкие возможности медиума фотографии, от документальной фиксации до апокалипсической постановки и спекулятивной цифровой симуляции. Так представленные на выставке постановочные и симулятивные проекты инсценируют перед камерой воображаемые сценарии будущего и альтернативные сценарии прошлого, а документальные по своей природе проекты обнаруживают в настоящем руины утопического прошлого и условия трансформации будущего. В ряде работ будущее символизируют образы следующего поколения, либо намеренно отрывающаяся от действительности рекламная фотография. Наконец, обращаясь к технике, художники обнаруживают, как быстро устаревает наше воображаемое будущее.

Е.Л.

PS. PDF-версия каталога выставки, выпущенного Kehrer Verlag, 2015.

 

 

 


Саша Пофлеп и Крис Вёбкен. A History of Speculation. 2012

 

©Futurism.ru