info

РЕКОНСТРУКЦИЯ УТОПИИ. МОСКВА 1922 – ПРЕДЧУВСТВИЕ НОВОГО ЗВУКА

15 и 16 ноября 2012 г. в Школе Драматического Искусства состоится концерт Музыкальной лаборатории Петра Айду. Концерт является стилистическим продолжением проекта «ПерСимфАнс» – Первого Симфонического Ансамбля Моссовета, оркестра без дирижера, существовавшего в 1922-1933 годах и реконструированного Петром Айду в «Школе драматического искусства» 2009 году.

Программа «Реконструкция утопии. Москва 1922 – Предчувствие нового звука», посвященная уникальным и малоизвестным звуковым экспериментам 1920-х-1930-х годов, впервые была представлена в мае этого года. Грядущий концерт не только познакомит публику с редкими образцами отечественной музыкальной культуры, но и воссоздаст особую атмосферу утопического авангарда, великих фантазий и творческих идей того времени.

В программе концерта: 

  • Свободная реконструкция «шумритмузыки» Арсения Авраамова, представляющая собой музыкально-организованную строительную работу;
  • Увертюра к опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта в пролетарской трактовке;
  • Несостоявшийся, но планируемый Пролеткультом в 1923 году оркестр металлургов;
  • Классическая музыка на терменвоксе — первом электронном инструменте;
  • Аутентичный шумовой оркестр образца советских 1920-х годов;
  • Премьерное исполнение редкого сочинения Малаховского для двух арф, двух фортепиано и двух фисгармоний, перестроенных в четвертитоновую темперацию;
  • Демонстрация самодельного органа из фруктовых ящиков, клизм, винных пробок, линеек, мундштуков от пионерских горнов и других подручных материалов, построенного архитектором И. Файном (род. в 1923 году);
  • Музыкально-спортивные игры для школьников на музыку Ф. Шуберта;
  • Фрагмент шумового оформления к спектаклю «Анна Каренина», изображающего приближающийся поезд;
  • Выступление поэта Кручёных.

В интеврью «Я полюбил железо» Петр Айду рассказал о новой программе: 

«В проекте «Реконструкция утопии» мы попытались отобразить как можно больше направлений музыкальной мысли того времени в форме реконструкции воображаемого концерта, «музмонтажа», который продемонстрирует наиболее яркие достижения и эксперименты той эпохи. Такая форма позволяет столкнуть между собой различные явления – от наивного китча до изощрённого авангарда, от пролетарской самодеятельности до научных достижений, неожиданно обнаруживающих точки пересечения. В виде музыкального перформанса предстанут как исторические события, так и невоплотившиеся утопии послереволюционных лет. За основу концерта взяты партитуры, тексты, архивы 1920–30-х годов. 

Одна из главных целей проекта - не просто познакомить зрителя/слушателя с почти забытыми, намеренно игнорировавшимися в сталинскую эпоху пластами отечественной музыкальной культуры, но перенести из прошлого в современное сценическое пространство особый дух того времени, несущий в себе экстатическое предчувствие совершенно новой жизни, наивность и открытость намерений, невероятную творческую силу и дерзание. Казалось, что люди той эпохи так сильно верили в полную реализацию своих идей в самое ближайшее время, что постоянно находились в состоянии эйфории. 
Заметим, что все открытия и события, отображаемые в нашем концерте, произошли именно в Москве. Исключение составляет четвертитоновая музыка, взятая из чудом сохранившихся остатков наследия группы ленинградских музыкантов во главе с Георгием Римским-Корсаковым. Важно, что всё это, являясь основой современного искусства и технологий, создано исключительно на нашей территории, а не заимствовано с Запада».

 

 

 

Реконструкция утопии. Москва 1922 – Предчувствие нового звука. Концерт в Школе драматического искусства, Москва. [14.11.12.]

Лисицкий – Кабаков. Утопия и реальность. Выставка в Музее Ван Аббе, Эйндховен. [11.11.12.]

Новые идут! Группа «Новые художники». 1982 – 1991. Выставка в ММСИ. [26.10.12.]

Баухауз в Москве. Выставка в галерее ВХУТЕМАС. [22.10.12.]

IYFS Международный ежегодник исследований футуризма. Презентация второго выпуска в Палаццо Строцци. [10.07.12.]

Малая Утопия. Ars Multiplicata. Выставка в Фонде Прада, Венеция. [6.07.12.]

Идея авангарда и институциональная критика: теории и практики. Международная конференция на Фабрике. [20.06.12.]

Авангардист Илья Зданевич. Научная конференция в Белграде. [13.06.12.]

Новое искусство – скорость, опасность, вызов. Итальянский футуризм 1909–1944. Выставка в музее ЭММА, Эспоо. [2.03.12.]

 

ЛИСИЦКИЙ – КАБАКОВ. УТОПИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

С 1 декабря 2012 по 28 апреля 2013 г. в голландском музее Ван Аббе (Эйндховен) будет показана выставка «Лисицкий – Кабаков. Утопия и реальность». На ней будут представлены произведения из собрания музея Ван Аббе, Третьяковской галереи, Музея Гуггенхайма и Центра Помпиду, а также семьи Кабаковы и частных коллекций. Ряд инсталляции Кабакова воссозданы специально к выставке.

Художники Илья (р. 1933) и Эмилия (р. 1945) Кабаковы сами выступили ее кураторами, впервые представив свои работы параллельно с произведениями Эля Лисицкого (1890–1941). По замыслу авторов, это соединение, вернее, противопоставление замыкает круг, начатый начатый революцией 1917 года и завершенный переворотом 1991 года.

Выставка расположится на двух этажах нового здания музея Ван Аббе, и в каждом зале, посвященном определенной теме, работы Лисицкого и Кабаковых будут последовательно сопоставляться между собой. Для отношений Кабакова с Лисицким характерна амбивалентность преемственности и полного разрыва. Революционному энтузиазму Лисицкого, радости включения искусства в новый общественный порядок противопоставлена меланхоличное и отстраненно-ироничное представление советской повседневности у Кабакова. Таким образом, авангардному пониманию искусства как утвердителя нового мира противопоставлено искусство, отображающее окружающую действительность.

Выпущенный к выставке каталог включает статьи Бориса Гройса и Роберта Сторра, воображаемое интервью с Лисицким специалиста по русскому авангарду Джона Мильнера и интервью Антона Видокле с Ильей и Эмилией Кабаковыми.

Выставка включена в программу года Россия – Голландия 2013 и в следующем году будет показана в Государственном Эрмитаже (СПб) и Мультимедиа Арт Музее (Москва).

Екатерина Лазарева

 

 

 


Эль Лисицкий. Проект интерьера. 1927. ГТГ, Москва


Илья Кабаков. Пейзаж с горами. 1989. Коллекция Н. Спровьери

НОВЫЕ ИДУТ! ГРУППА «НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ». 1982–1991

Московский музей современного искусства впервые в Москве показывает легендарных «Новых художников» – революционное искусство Ленинграда переломных 80-х. Выставка «Новые идут! Группа «Новые художники». 1982–1991» пройдет с 27 октября по 9 декабря 2012 года в здании музея в Ермолаевском переулке. Куратором выставки выступила Екатерина Андреева, ведущий научный сотрудник ГРМ, автор биографии Т. Новикова «Тимур. Врать только правду!», куратор выставки «Удар кисти» (ГРМ, 2010) и многих других, поэтому стоит просто опубликовать пресс-релиз:

«В октябре 1982 года знаменитый в недалеком будущем лидер питерского андерграунда Тимур Новиков создал собственную группу под названием «Новые художники», в которую вошли Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов. Вскоре к ним присоединились Вадим Овчинников, Сергей Бугаев-Африка, Владислав Гуцевич, Андрей Медведев, Андрей Крисанов и Инал Савченков. К концу 1980-х в группе состояло более 70 человек.

«Новых художников» воодушевляли идеи русского авангарда («ноль культура» и «всечество» Ларионова-Зданевича). Они стремились экологически реанимировать пространство культуры, превращая в искусство окружающую жизнь. Перманентный творческий процесс не затихал в их галерее «АССА», пространством которой служила комната Новикова в расселявшейся коммунальной квартире. Интерес к «неискусству» у «Новых» не означал отрицания традиционных художественных техник, таких как живопись или графика. Наоборот «обнуление» искусства как официального института в пользу альтернативного дружеского круга способствовало небывалому творческому состязанию в том, чтобы «переписать» в картинах и даже фресках весь мир вокруг.

К середине 80-х годов «Новые» представляли собой энергичное творческое содружество, где каждый участник соединял в одном лице художника, музыканта, актера, поэта и писателя, а с появлением в их обществе режиссера параллельного кино Евгения Юфита, - еще и актера кино. В 1985-м «Новые» становятся художниками знаменитого ленинградского рок-клуба, (на выставках группы показывает свои картины Виктор Цой) и участвуют в общественных выступлениях оркестра «Поп-механика» Сергея Курехина.

В 1986 году рок-певица Джоанна Стингрей отвезла работы Новикова и Котельникова в подарок Энди Уорхолу, который, проявив интерес к «Новым», послал им свои произведения. Стало очевидным, что творчество «Новых», в первой половине 1980-х развивавшееся за железным занавесом, изначально было структурной единицей интернационального художественного языка неоэкспрессионизма или «Новой волны», на котором писали Жан-Мишель Баскиа, Франческо Клементе и другие художники, чьи произведения давно входят в главные списки шедевров актуального искусства. Пластические открытия «Новых» («Горизонты» Тимура Новикова, экспрессионизм Котельникова и Сотникова, концептуальные коллажи и живопись В.Овчинникова) чем дальше, тем яснее открывали свое родство с искусством немецких «Новых диких», итальянского трансавангарда, американского ньювэйва и французской свободной изобразительности.

С 1987 года «Новые» выставлялись в Европе и США. Их энергия воодушевила режиссера Сергея Соловьева на создание знакового фильма перестройки «Асса» с Сергеем Бугаевым в главной роли и Виктором Цоем в роли второго плана. В 1991 году Новиков и Бугаев подарили коллекцию картин «Новых» Русскому музею, где был вновь открыт Отдел новейших течений, созданный в 1920-е годы Николаем Пуниным, знаменитым идеологом русского авангарда. Этим символическим даром Новиков закончил историю своей группы, революционный период бури и натиска которой достиг апогея.

Выставка в ММОМА представит около 100 произведений «Новых художников» из государственных музеев (ГРМ, ГТГ) и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. В экспозицию будут включены живопись, графика, панно, коллажи, авторские книги, мэйл-арт, кино- и видеофильмы, а также литературное творчество «Новых художников». Каждый раздел выставки будут сопровождать исторические аннотации и документальные архивные материалы.»

Художники: Тимур Новиков, Олег Котельников, Иван Сотников, Георгий Гурьянов, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Вадим Овчинников, Сергей Бугаев (Африка), Инал Савченков, Андрей Крисанов, Евгений Юфит, Виктор Цой, Игорь Веричев, Валерий Алахов, Юрий Красев(Циркуль), Владислав Гуцевич, Денис Егельский, Олег Маслов, Алексей Козин, Олег Зайка, Юрис Лесник, Владислав Мамышев (Монро), Иван Мовсесян, Александр Овчинников, Андрей Медведев, Сергей Еньков, Инна Циркуль, Марта Волкова, Вячеслав Шевеленко, Михаил Таратута, Андрей Хлобыстин, Игорь Рятов, Евгений Кондратьев (Дебил), Сергей Шутов, Андрюс Венцлова, Владимир Сорокин, Кирилл Смазнов (Случайный), Алексей (Вилли) Феоктистов, Иветта Померанцева, Сергей Чернов.

 

 

 


Тимур Новиков. Нахимовское училище. 1983



Олег Котельников. Буги-вуги. Е-е. 1985

БАУХАУЗ В МОСКВЕ

С 23 октября по 29 декабря 2012 в галерее ВХУТЕМАС в здании МАРХИ пройдет выставка «Баухауз в Москве». Это – рассказ о восприятии знаменитой немецкой школы Баухауз в России 1920–1930-х гг. и об участии школы в советской художественной жизни этого периода. Несмотря на то, что архитектура, дизайн Баухауза и педагогические концепции таких мастеров как Йоханнес Иттен или Пауль Клее хорошо известны в отечественной архитектурно-художественной среде, само историческое бытование этой школы, ее атмосфера и творческие поиски нередко остаются где-то за кадром. «Русский» ракурс этой выставки призван осветить одну из самых проблематичных страниц истории Баухауза, потому что взаимоотношения с СССР колебались от глубочайшего взаимного интереса до не менее взаимного разочарования и отторжения.

Выставка «Баухауз в Москве» основана на исследовании, проведенном научным сотрудником Музея МАРХИ, искусствоведом Татьяной Эфрусси в 2011–2012 гг. Для показа выбраны знаковые документы, отражающие контекст подготовки и особенности проведения выставок 1920–1930-х гг., из немецких и российских архивов, музеев и личных коллекций. Основным сюжетом экспозиции стала хроника московских выставок, в которых принимали участие представители Баухауза: «Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924), «Революционное искусство Запада» (1926), «Первая выставка современной архитектуры» (1927), «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930 гг.» (1931), «Выставка современной германской архитектуры» (1932). Каждую из выставок иллюстрируют экспонаты, вызвавшие наибольшую реакцию у публики и критики, а также фрагменты личной переписки, воспоминания, фотографии, критические публикации и отзывы. «Гений места» потребовал включение и раздела, посвященного отношениям Баухауза с ВХУТЕМАСом.

В экспозиции представлены материалы Фонда Баухауз Дессау, Архива Баухауза в Берлине, Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Музея истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ), Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, Фонда Гунты Штельцль.

 

 

 


YISF МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕЖЕГОДНИК ИССЛЕДОВАНИЙ ФУТУРИЗМА. №2

10 июля в Палаццо Строцци во Флоренции будет представлен второй «Международный ежегодник исследований футуризма». Под заголовком «Открытый номер» его составитель Гюнтер Бергхауз объединил исследования, посвященные реакциям на итальянский футуризм в девяти странах – Великобритании, Венесуэле, США, Германии, Мексике, Франции, Финляндии, Эстонии и Японии.

В 1910–1920-е годы футуризм стал олицетворением общей тяги европейской культуры к обновлению, а поток футуристских манифестов стремительно достигал европейских столиц и других континентов. Различные аспекты в истории европейского и мирового искусства, которые связаны с футуризмом, в предыдущие десятилетия были подробно исследованы учеными из разных стран мира. Впрочем, эти исследования были преимущественно сосредоточены на отдельных художниках, на группах художников или на отдельных регионах. Однако столетие итальянского футуризма в 2009 году стало поводом для объединения исследователей футуризма в своеобразную глобальную сеть в намерении достичь более цельного понимания роли футуризма в искусстве и культуре ХХ века. 

Особый интерес для сборника представляют неортодоксальные формы футуризма и художники, лишь отчасти связанные с футуризмом, вдохновленные определенными аспектами итальянского движения. В сборник входят исследования преимущественно компаративистского и междисциплинарного характера, посвященные таким областям, как литература, искусство, музыка, театр, танец, архитектура, графический дизайн, мода и т.д. Они формируют новое представление о футуризме, предстающем не только как национальное движение, а скорее как междисциплинарная лаборатория, чрезвычайно сложная и плодотворная, взаимодействующая с другими авангардистскими движениями во всем мире.

СОДЕРЖАНИЕ:

Section 1: Critical responses to exhibitions, conferences and publications 

Nuovi archivi del futurismo: Cataloghi di esposizioni. Ed. by Enrico Crispolti
Plurilinguisme et avant-gardes. Ed. by Franca Bruera and Barbara Meazzi
Alena Pomajzlová: Ruzena: Príbeh malírky Ruzeny Zátkové = Story of the Painter Ruzena Zátková.
Teresa Prudente: Futurism in the “Modernist Journals Project”
Karoly Kokai: Kinetismus and Futurism in Vienna

Section 2: Country Surveys 

Pierantonio Zanotti (Ca’ Foscari University in Venice; Department of East Asian Studies) What is Miraiha? Academic Discourses on Japanese Futurism

Section 3: Futurism Studies 

Matteo Fochessati (Collezione Wolfson, Genoa): Broom and Futurist Aristocracy: When the Futurist Movement Met the Machine Age
Irene Chyträus-Auerbach (Internationale Zentrum für Kultur und Technikforschung, Universität Stuttgart): Marinetti in Berlin
Rubén Gallo (Princeton University, Department of Spanish and Portuguese Languages and Cultures): Wireless Modernity: Mexican Estridentistas, Italian and Russian Futurism
Beata Sniecikowska (Instytut Badan Literackich Polskiej Akademii Nauk): Poetic Experiments in Polish Futurism: Imitative, Eclectic or Original?
Steven L. Wright (Independent Scholar) and Dominika Buchowska
(Uniwersytet im. Adama Mickiewicza, Poznan; Dept. of English Literature and Literary Linguistics): The Futurist Invasion of Great Britain, 1910-1914
Andrea Benedetti (Università della Calabria, Department of Languages): The War Diaries of Ernst Jünger and F. T. Marinetti
Tiit Hennoste (Tartu Ülikool, Department of Estonian): Ethnofuturism in Estonia
Giovanna Montenegro (University of California at Davis, Dept. of Comparative Literature): Futurism in Venezuela: Arturo Uslar Pietri and the Reviews Indice and válvula
Christopher Townsend (Royal Holloway College, University of London): Henri-Martin Barzun’s ‘Simultaneism’ between the Abbaye de Créteil and Futurism: The Individual and the Crowd in late-Symbolist Art
Nikolai Sadik-Ogli (Independent Scholar and Freelance editor, San Francisco): Finland and Futurism
Nina Parish (Department of French, Bath University): From Radio to the Internet: Italian Futurism, New Technologies and the Persistence of the Book
Stefania Serafin (Aalborg Universitet, Department of Architecture, Design and Media Technology): Russolo’s Intonarumori : Musical Innovation at the Beginning of the Twentieth Century

Section 4: Bibliography 

A Bibliography of Publications on Futurism Published in 2009-2011

 

 

 


МАЛАЯ УТОПИЯ. ARS MULTIPLICATA

С 6 июля по 25 ноября 2012 г. в венецианском Фонде Прада представлена выставка «Малая Утопия. Ars Multiplicata», куратором которой выступил Джермано Челант.

Название выставки отсылает к утопии демократизации искусства через новые способы его размножения и распространения – от исторического авангарда до художников наших дней. Покрывая период в 75 лет – с 1901 до 1975 года – выставка представляет более 600 экспонатов, трансформирующих наше представление об уникальности в искусстве и его восприятии не только через умножение самих объектов, но и через использование разных средств коммуникации: от книг художника до журналов, от экспериментального кино до радио.

Возникнув в начале ХХ столетия из попыток российских конструктивистов и производственников работать с вещами повседневного спроса вроде посуды и одежды, «малая утопия» пустила глубокие корни в 1970-е, когда система искусства в информационном и коммуникационном плане проникла на все уровни общества. Приключение, в которое оказались вовлечены все основные художественные движения ХХ века от итальянского футуризма до Баухауза, от неопластицизма до дадаизма и сюрреализма, от «нового реализма» до оп-арта и Флюксуса, достигшее высшей точки в поп-арте – настоящем «супермаркета» искусства – представлено на выставке в таких разных форматах как книга, журнал, фильм, одежда, записи, посуда, мебель, игрушки и многое другое.

Е.Л.

 

 

 


ИДЕЯ АВАНГАРДА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КРИТИКА

20 июня 2012 г. в ЦТИ Проект фабрика в рамках выставки INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE в зале ОЛИВЬЕ (5.06. - 25.06.2012) продйет международная конференция «Идея авангарда и институциональная критика: теории и практики», организованная Натальей Смолянской и Гийомом Гаррета.

Питер Бюргер в своей «Теории авангарда» (1974) определяет исторический авангард как критику автономии искусства и его институтов, поэтому несмотря на очевидную анахроничность понятия «художественный авангард», организаторы конференции пытаются рассмотреть стратегии современной институциональной критики в свете авангардной художественной парадигмы. «Возвращение к идее авангарда, – пишут организаторы. – позволяет, возможно, переосмыслить современное искусство в соответствии с теми критическими и социо-политическими задачами, которыми сегодня насыщено поле искусства».

Поводом для актуализации вопроса об авангарде становится, с одной стороны, ощущение исчерпанности стратегий институциональной критики и усиление гражданской и политической активности – с другой: «Идет ли речь о том, чтобы разбить изнутри рамки художественной институции, внедряя трансдисциплинарный подход в ее систему, или же, возможно разрушить или изменить границы самих художественных институций?»

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

  1. "Возможности критики и массовое искусство" Жан-Марк Пуэнсо (профессор университета Ренн-2)
  2. "Диалектика INSIDE и OUTSIDE: стратегии авангарда и институциональной критики в современном искусстве" Наталья Смолянская (Международный Колледж Философии, Париж, РГГУ, Москва)
  3. "Является ли современное искусство наследником исторического авангарда ?"  Екатерина Деготь (историк искусства и выпускающий редактор openspace.ru, Москва)
  4. "Социальная критика в контексте сайт-специфик арт" Анастасия Захарова (РГГУ, Москва)
  5. "Искусство и жизнь: критика противоречия in adjecto политического искусства"  Габриэль Рокхилл (Университет Вилланова (Филадельфия), Международный Колледж Философии, Париж)
  6. "Современное искусство как высшая стадия монетаризма" Олег Аронсон (Институт Философии РАН, Москва)
  7. "Утопические горизонты кураторской практики" Виктор Мизиано (куратор, историк искусства, главный редактор Художественного журнала, Москва)
  8. "Биополитика авангарда" Алексей Пензин (Институт Философии РАН, Москва)

В завершении конференции состоится круглый стол на тему «Возможности критики и потенциал современного искусства: идея авангарда и новые выставочные стратегии» с участием Олега Аронсона, Гийома Гаррета, Екатерины Деготь, Арсения Жиляева, Анастасии Захаровой, Виктора Мизиано, Александры Обуховой, Алексея Пензина, Антона Польского, Жана-Марка Пуэнсо, Габриеля Рокхилла, Хаима Сокола, Натальи Смолянской и Кети Чухров.

Е.Л.

 

 

 


АВАНГАРДИСТ ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ

С 13 по 17 июня 2012 г. на филологическом факультете Белградского университета состоится научная конференция, посвященная творчеству Ильи Зданевича (Ильязда) и его наследию – поэтическому, теоретическому, живописному, типографскому, футуристскому, сюрреалистскому, дадаистскому, леттристскому, византистскому.

UPD: По итогам конференции опубликован сборник: Дада по-русски / Ред.-сост. Корнелия Ичин. Белград: Филологический факультет Белградского университета, 2013. ISBN 978-86-6153-176-7
http://hylaea.ru/images/spacer.gif
СОДЕРЖАНИЕ

Iliazd. Ilia Zdanevitch. Tbilissi 1894 – Paris, 1975…5
Biographie du poete et editeur Iliazd (Ilia Zdanevitch)...16
Iliazd et le Degré quarante et un (41º). Livres, publications, éditions…22

Екатерина Бобринская (Москва). Футуризм и всёчество в теоретических работах Ильи Зданевича…29
Луиджи Магаротто (Венеция). Илья Зданевич: от итальянского футуризма до драматической пенталогии…39
Юрий Герчук (Москва). Типографические опьпы Ильи Зданевича и наборная графика русских футуристов и конструктивистов... 49
Ольга Буренина-Петрова (Цюрих). Цирковая уличная афиша в книготворчестве Ильн Зданевича…52
Mzia Chikhradze (Tbiliisi). Tbilisi Avant-Garde and Ilia Zdanevich…62
Татьяна Никольская (Санкт-Петербург). Грузпнские реалии в прозе Ильи Зданевича…76
Петр Казарновский (Санкт-Петербург). Роман как свидетельство очевидца искусства из тупика, или «перевернугый» способ как конструктивный подход Ильязда…81
Леонид Кацис (Москва). Роман Ильи Зданевича «Философия» как Философия (А. В. Карташев, о. Сергий Булгаков, А. Ф. Лосев и др.)...96
Леонид Кацис, Михаил Одесский (Москва). Авангард в контексте балканского и карпатского вопросов. Пьеса «Янко крУль албАнскай» (1916–1918 ) и роман «Философия» (1930) Ильи Зданевича…123
Корнелия Ичин (Белград). Илья Зданевич — адресат стихов Бориса Поплавского…156
Вера Фабер (Вена–Киев). Искусство во второй степени. К вопросу интертекстуального присутствия Ильи Зданевича и Алексея Крученых в творчестве Игоря Терентьева…171
Валерич Гречко (Токио). К лингвистико-психологической характеристике зауми Ильи Зданевича…189
Владимир Фещенко (Москва). Графолалия Зданевича-Ильязда как художественный эксперимент (по материалам рукописей ивыступлений 1910–1920-x гг.)…204
Михаил Мейлах (Страсбург). «аснОва письмА слухавАя». Об орфографии Ильязда: «аслааблИчья. питЁрка дЕйстф»…213
Сергей Преображенский (Москва). Роль личности в истории социолекта (олбанская канонизация круля албанского — продолжение следует)…225

 

 

 


Сборник конференции


НОВОЕ ИСКУССТВО – СКОРОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, ВЫЗОВ. ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ 1909–1944

В финском Музее современного искусства города Эспоо «ЭММА» со 2 марта по 10 июня 2012 г. пройдет выставка «Новое искусство – скорость, опасность, вызов. Итальянский футуризм 1909-1944». На ней будет показано около 150 работ 52 художников, представляющих полный спектр итальянского футуризма от живописи, графики и скульптуры до декоративно-прикладного искусства и мебели.

Движение футуризма, возникшее в 1909 году после публикации манифеста итальянского поэта и издателя Филиппо Томмазо Маринетти, с его смертью в 1944 году постепенно сошло со сцены. Футуризм был, прежде всего, итальянским явлением, однако его влияние также было значительно в России, Германии и Великобритании. В Финляндии его отголоски не оформились в движение, но были ощутимы в области индивидуального экспериментирования.

Футуризм был первым всеобъемлющим авангардным движением в искусстве ХХ столетия и имел широко распространенное и далеко идущее воздействие. Оказав влияние на литературу, музыку, изобразительные искусства, кино, дизайн и театр, футуризм стал частью общей политической, индустриальной и культурной бури в Европе тех лет.
Футуристы отрицали прошлое и нацелились на создание полностью новой культуры. Они поклонялись новому городскому миру машин, шума, скорости, движения и силы.
Выставка «Новое искусство – скорость, опасность, вызов» представит одновременно анархистский и авангардистский футуризм 1910-х, оказавший влияние на дадаизм и сюрреализм, а также футуризм второго поколения эпохи между двумя мировыми войнами.

Представленные на выставке работы преимущественно происходят из частных коллекций и собраны Обществом Итальянского Футуризма (Italian Futurism Society), а также из Галереи современного искусства Рима, Городского музея Палаццо делла Пенна в Перудже и коллекции Estorick (Лондон).

Художники:

Enrico Allemandi 1910–1984 
Cesare Andreoni 1903–1961
R.M. Baldessari 1894–1965 
Giacomo Balla 1871–1958 
Barbara 1915–2002 
Vasco Battistoni 1895–1962 
Benedetta 1897–1977 
Umberto Boccioni 1882–1916 
Arturo Bragaglia 1893–1962 
Attilio Calzavara 1901–1952 
Francesco Cangiullo 1884–1977 
Pasqualino Cangiullo1900–1975 
Carlo Dalmazzo Carra 1881–1966 
Arturo Ciacelli 1883–1966 
Umberto Primo Conti 1900–1988 
Tullio Crali 1910–2000 
Francesco Cristofanetti 1901–1951 
Fortunato Depero 1892–1960 
De Pistoris 1898–1975 
Di Bosso1905–1982 
Nicolay Diulgheroff 1901–1982 
Gerardo Dottori 1884–1977 
Leonardo Dudreville 1885–1975 
Carlo Erba 1884–1917 
Julius Evola 1898–1974 
Farfa 1881–1964 
Fillia 1904–1936 
Achille Funi 1890–1972 
Gino Galli 1893–1954 
Arnaldo Ginna 1890–1982 
Virgilio Marchi 1895–1960 
Filippo Tommaso Marinetti 1876–1944 
Mario Nannini 1895–1918 
Emilio Notte 1891–1982 
Pippo Oriani 1909–1972 
Vinicio Paladini 1902–1971 
Ivo Pannaggi 1901–1981 
Enrico Prampolini 1894–1956 
Pippo Rizzo 1897–1964 
Angelo Rognoni 1896–1957 
Romolo Romani 1884–1916 
Ottone Rosai 1895–1957 
Mino Rosso 1904–1963 
Luigi Russolo 1885–1947 
Gino Severini 1883–1966 
Sibo 1907–2000 
Mario Sironi 1885–1961 
Ardengo Soffici 1879–1964 
Tato 1896–1974 
Thayaht 1893–1959 
Lucio Venna 1897–1974 
Rougena Zatkova 1885–1923 

 

 

 









©Futurism.ru