info | ||
Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство ХХ века Эта выставка, безусловно, может считаться событием эпохальным: итальянское искусство ХХ века в коллекциях отечественных музеев представлено крайне скупо, а подобной привозной выставки у нас никогда не было. Нынешней встрече с итальянским искусством мы обязаны трем итальянским музеям – музею современного искусства Тренто и Роверето MART, Муниципальному музею современного искусства Милана и Галерее современного искусства Турина, а также нескольким частным и корпоративным коллекциям. При этом добрых две трети выставки происходят именно из музея MART, одного из ведущих итальянских собраний искусства ХХ века, которое располагается в новом здании, построенном по проекту Марио Ботта, в городе Роверето северной итальянской провинции Тренто, до 1919 года принадлежавшей Австро-Венгрии. Для нас MART примечателен еще и тем, что в нем с недавних пор хранится коллекция советского фарфора и плаката, подаренная музею почетным консулом России в Венеции и давним другом русской культуры Альберто Сандретти. Показанные в Эрмитаже произведения движениями футуризма, новеченто и абстракции отнюдь не исчерпываются. Новеченто является скорее ярким транзитным пунктом на пути между футуризмом и абстракцией, начальной и конечной точками в развитии итальянского искусства 1909–1974 годов (а именно такова точная хронология выставки, за бортом которой остались и «арте повера» 70-х и трансавангард 80-х гг. ХХ века). Зрителям же показана чисто художественная эволюция, представленная в лучших образцах, начиная с уже ставших иконами футуристических работ Боччони, Карра и Балла, а также работ менее известного футуриста из Роверето Роберто Ираса Бальдессари и аэроживописи Энрико Прамполини. В своей статье к каталогу выставки Габриэлла Белли описывает футуризм «после Боччони» (т.е. после 1916 г.) как эпилог этого впечатляющего авангардного движения. И остается только пожалеть, что второе рождение футуризма, обновившегося после 1-й Мировой войны, как в кадровом, так и в идейном отношении не представлено на выставке полнее, тем более, что биография одного из ярких представителей «второго» футуризма Фортунато Деперо тесно связана с Роверето, а подопечный г-же Белли музей MART хранит большую коллекцию этого периода. Впрочем, авангард на выставке явно побеждают классические тенденции. Италия после 1-й мировой войны, действительно, переживает характерный и для других стран Европы отказ от авангарда – этот период описывают как «возвращение к порядку», в котором будущее как бы остается позади. Его симптомы – обращение к национальному наследию (от Джотто до Уччелло), увлечение фигуративностью, возврат к вечным ценностям, а характерные приметы этого времени – это классическая цветовая гамма, пристрастие к полнокровным женским образам и керамике, непременному атрибуту многих картин, олицетворяющему тягу к земле-матери. Таковы работы Феличе Казорати, Массимо Кампильи, Марио Сирони и Акилле Фуни. Джино Северини и Антонио Донги обращаются к образам итальянской commedia dell’arte, и обе картины, напоминающие о манере Пьеро дела Франческа, передают зрителю настроение медитативной грусти. Меланхолическое состояние оцепенения и одиночества, внимание к тайной жизни вещей воплощается в метафизической живописи Джорджо Де Кирико, его брата Альберто Савинио, Филиппо Де Пизиса и в некоторых работах Карра. И если Де Кирико изображает классические итальянские аркады или занимается своеобразной деконструкцией античных руин, а Савинио создает фантастические композиции на известные мифологические сюжеты, то Де Пизис обращается к самым простым элементам природы вроде песка, камней и раковин. Серия великолепных камерных натюрмортов отшельника Джорджо Моранди также проникнута тишиной, внимательным изучением предметов домашнего быта. Выход из оцепенения фашистской эпохи связан с двумя противоборствующими тенденциями в демократическом художественном лагере – проникнутым социальным пафосом реализмом Ренато Гуттузо и послевоенной абстракцией Лючо Фонтана, Пьеро Мандзони и Альберто Бурри. Последние воспринимаются как начало уже совсем другой истории, и этот период на выставке также производит впечатление недосказанности, которая, впрочем, никак не может быть поставлена в упрек организаторам выставки. Скорее – это хороший повод для новой встречи и другого, более подробного знакомства. Екатерина Лазарева Артхроника. – №2. – 2005. – С. 132–133. |
2005 |
|
©Futurism.ru |